№ 66а-1183/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 7 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А,
судей Белоногого А.В. и Бутковой Н.А,
при секретаре Рунове Д.Ю,
с участием прокурора Капсамун И.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-322/2021 по апелляционной жалобе Гаврюшкина С.Н. на решение Челябинского областного суда от 23 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска к Территориальной избирательной комиссии г.Златоуста Челябинской области, Колесникову О.А. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г.Златоуста с возложением полномочий окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа – Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ №193 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от 6 августа 2021 года №24/139-5 «О регистрации Колесникова О.А, выдвинутого политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу – Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ №193», отмене регистрации Колексникова О.А., выдвинутого кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу – Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ №193.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителей административного ответчика Колесникова О.А. – Бабина М.А, Торопова А.В, представителя Избирательной комиссии Челябинской области Кашновой В.В, находивших решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года №4/28-8 на Территориальную избирательную комиссию г.Златоуста Челябинской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Златоустовскому одномандатному избирательному округу №193.
Решением Территориальной избирательной комиссии г.Златоуста Челябинской области с возложением полномочий окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа – Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ №193 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от 6 августа 2021 года №24/139-5 Колесников О.А, выдвинутый политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу - Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ №193 (л.д.11).
Гаврюшкин С.Н, выдвинутый политической партией «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА», зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по тому же
одномандатному избирательному округу решением Территориальной избирательной комиссии г.Златоуста Челябинской области от 6 августа 2021 года №24/137-5 (л.д.10), обратился в Челябинский областной суд с административным иском о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии г.Златоуста Челябинской области от 6 августа 2021 года №24/139-5 о регистрации Колесникова О.А, об отмене регистрации кандидата в депутаты Колесникова О.А.
В обоснование административного иска Гаврюшкин С.Н. ссылался на сокрытие Колесниковым О.А. сведений о судимости.
Решением Челябинского областного суда от 23 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано (л.д.141-146).
В апелляционной жалобе Гаврюшкин С.Н. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
На апелляционную жалобу представлены возражения от Колесникова О.А, от участвующего в административном деле прокурора, от Избирательной комиссии Челябинской области.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещены своевременно и в надлежащей форме, доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Согласно подпункту «з» пункта 7 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Согласно пункту 2.1 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 названной статьи (заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу), указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Пунктом 4 стати 61 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регламентировано, что если у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, имелась или имеется судимость, на информационном стенде размещаются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена – также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Понятие «сведения о судимости кандидата» применительно к рассматриваемым правоотношениям раскрыто в пункте 58 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осуждён кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осуждён в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу – Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ №193 от 25 июня 2021 года, поданном в избирательную комиссию, информация о наличии у Колесникова О.А. судимости отсутствует.
Постановлением Центральной избирательной комиссии от 1 июля 2021 года №17/151-8 «О заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по одномандатным избирательным округам» заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по одномандатным избирательным округам», в том числе по одномандатному избирательному округу – Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ №193 Колесникова О.А, 11 сентября 1968 года рождения.
Пунктом 3 данного решения постановлено направить представленные в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по одномандатным избирательным округам, в соответствующие государственные органы для проверки достоверности сведений о судимости кандидатов.
12 июля 2021 года Колесниковым О.А. в избирательную комиссию представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу – Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ №193 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Дополнительные документы представлены в территориальную избирательную комиссию г.Златоуста Челябинской области 2 августа 2021 года.
При этом 15 июня 2021 года начальником Федерального казенного учреждения «ГИАЦ МФД России» на имя заместителя председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации направлено сообщение, из которого следует, что сведений о судимости, а также о привлечении к административной ответственности по статьям 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лиц, выдвинутых кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и включённых в списки кандидатов по одномандатным избирательным округам, в учётах информационных подразделений органов внутренних дел не имеется.
Из представленной в материалы дела справки из Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также согласно ответу информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области на запрос суда первой инстанции, сведения об осуждении Колесникова О.А. отсутствуют, имеется информация о возбуждении и прекращении уголовных дел: 7 июня 1996 года Советским РУВД г.Челябинска возбуждено уголовное дело № 10019 по части 2 статьи 162-5 Уголовного кодекса РСФСР, уголовное дело прекращено 20 августа 1996 года по статье 6 УПК РСФСР; 26 мая 1999 года Советским РУВД г.Челябинска возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 171 Уголовного кодекса РФ, уголовное дело прекращено 8 июня 1999 года по статье 6 УПК РСФСР (л.д.122, 123).
Из имеющихся в деле доказательств, проверенных и оценённых судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что Колесников О.А. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу – Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ №193 не указал на наличие сведений о возбуждении и прекращении в отношении него уголовных дел.
Вместе с тем, законодатель возложил на кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обязанность по предоставлению сведений о наличии судимости, в том числе снятой или погашенной, а не самого факта уголовного преследования.
Так, в соответствии со статьёй 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осуждённое за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости; судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечёт за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (часть первая).
Пункт 58 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации также судимость связывает с наличием в отношении кандидата в депутаты обвинительного приговора, вступившего в законную силу, а не сам факт уголовного преследования.
Довод жалобы о том, что прекращение уголовных дел в отношении Колесникова О.А. по нереабилитирующим основаниям не исключает факт совершения им инкриминируемых уголовных деяний, не является основанием для отмены решения суда, поскольку в данном случае имеет значение лишь факт совершения таких деяний, что может быть установлено только обвинительным приговором.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 марта 2016 года № 450-О «По жалобе гражданина Барсукова А.В. на нарушение его конституционных прав подпунктом 58 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Суд первой инстанции на основании установленных фактических обстоятельств и исследованных доказательств по делу, пришёл к обоснованному выводу об отсутствии указанных административным истцом нарушений, допущенных кандидатом Колесниковым О.А, исходя из того, что уполномоченными органами, на которые законодательно возложена обязанность проведения проверки достоверности сведений о судимости, являются органы внутренних дел, с учётом положений пункта 31 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», согласно которому на полицию возлагается обязанность предоставлять по запросам избирательных комиссий сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает, что вышеуказанные выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства, поскольку справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования выдаёт уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство внутренних дел Российской Федерации в порядке, определённом Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утверждённым приказом Министерства внутренних дел России от 27 сентября 2019 года №660, через федеральное казённое учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ «ГИАЦ МВД России») и информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне (ИЦ).
На основании изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения административного иска.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно не принята во внимание позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении Судебной коллегии по административным делам от 31 августа 2016 года по делу № 30-АПГ16-2, не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства данного дела отличны от обстоятельств по настоящему делу, при этом в отношении кандидата в депутаты по рассмотренному Верховным Судом Российской Федерации делу имелся вступивший в законную силу обвинительный приговор, отменённый судом вышестоящей инстанции по процессуальным нарушениям, а уголовное дело впоследствии было прекращено судом по иным основаниям, нежели в отношении Колесникова О.А.
При изложенных обстоятельствах, нарушений Колесниковым О.А. вышеуказанных норм федерального избирательного законодательства не допущено, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 23 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаврюшкина С.Н. - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: