РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 апреля 2021 года г. Черемхово
Черемховский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой В.М., при секретаре Мелентьевой О.А., с участием представителя административного истца - помощника прокурора г. Черемхово Осиповой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-155/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц к администрации Саянского муниципального образования о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, возложении обязанности устранить данные нарушения, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к администрации Саянского муниципального образования Черемховского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, возложении обязанности устранить данные нарушения.
В обоснование заявленного требования истец указал, что в результате проверки соблюдения законодательства о водопользовании на территории Саянского муниципального образования было выявлено, что вопреки требованиям данного законодательства и возложенным обязанностям, ответчиком не разработан проект зон санитарной охраны нецентрализованного источника водоснабжения в д. Жалгай, и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов отсутствует. Просит признать указанное бездействие незаконным, обязать ответчика устранить допущенные нарушения в срок до 31 декабря 2021 года.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г. Черемхово Осипова Т.И. исковые требования поддержала, просила об их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, что не препятствует рассмотрению дела, его явка судом не была признана обязательной. Кроме того в письменном заявлении указал, на то, что возражений против административного искового заявления прокурора не имеет, просил увеличить срок исполнения судебного решения до двух лет.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия); обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения – граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.41110-02).
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны (далее по тексту – ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой (п. 1.5 СанПиН 2.1.41110-02).
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.41110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с п. 1.11 СанПиН 2.1.41110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны проект ЗСО разрабатывается специально.
Судом установлено, что во исполнение Распоряжения Правительства Иркутской области от 09.02.2021 № 74-рп «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Черемховским районным муниципальным образованием и отдельными муниципальными образованиями, входящими в его границы» и на основании постановления администрации Черемховского районного муниципального образования №-п от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное имущество <адрес> муниципального образования, в том числе артезианская скважина по адресу: <адрес>, <адрес> по акту приема-передачи передано в муниципальную собственность Саянского сельского поселения Черемховского муниципального района <адрес>.
С учетом изложенного нормативного регулирования в указанной сфере суд считает надлежащим требование истца о признании незаконным описанного бездействия.
Основываясь на системном толковании данных норм, суд приходит к выводу о возложении законом на ответчика соответствующей обязанности.
Так, согласно пп. «а» п. 1.15 СанПиН 2.1.41110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса зоны санитарной охраны – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав незаконным бездействие органа местного самоуправления, принимает решение и об обязанности административного ответчика устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации свободных интересов неопределенного круга лиц.
Суд оценивает заявленную к исполнению меру как адекватную и достаточную в целях устранения допущенного нарушения прав граждан.
Срок, до которого административный истец просит возложить на административного ответчика соответствующую обязанность – до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным и достаточным с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод. Кроме того, административный ответчик вправе в порядке статьи 358 КАС РФ поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора города Черемхово к администрации Саянского муниципального образования в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Саянского муниципального образования, выразившееся в не принятии мер по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны в отношении источников водоснабжения, расположенных в Саянском муниципальном образовании Черемховского района Иркутской области, а именно в д<адрес>
Обязать администрацию Саянского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в Саянском муниципальном образовании Черемховского района Иркутской области, а именно в д. <адрес> и получению санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда через Черемховский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.М. Овчинникова