Решение от 26.02.2018 по делу № 2-65/2018 от 25.10.2017

Дело № 2-65/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи С.Г. Волковой,

при секретаре О.А. Долговой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске Республики Коми 26 февраля 2018 года гражданское дело по иску Ильиновой О. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от дд.мм.гггг.; обязании включить в специальный стаж: периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды работы в должности «старшая медицинская сестра-анестезист» отделения анестезиологии и реанимации интенсивной терапии ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ», период работы в должности «медицинская сестра» ООО «Эверест»; обязании назначить трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением, включении периодов работы с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в специальный стаж в льготном исчислении,

УСТАНОВИЛ:

Ильинова О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику – УПФР в г. Усинске РК с требованиями о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от дд.мм.гггг.; обязании включить в специальный стаж: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., периоды работы в должности «старшая медицинская сестра-анестезист» отделения анестезиологии и реанимации интенсивной терапии ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., период работы в должности «медицинская сестра» ООО «Эверест» с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.; обязании назначить трудовую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением.

В обоснование иска указывает, что дд.мм.гггг. истец обратилась в УПФР в г. Усинске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР по г. Усинску от дд.мм.гггг. истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы – 30 лет, в бесспорном порядке в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях пенсионным органом включено 23 года 6 месяцев 20 дней.

Указанные в исковых требованиях периоды работы истца не были включены в специальный стаж, с чем истец не согласна. Так, периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны включаться в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в этот период за истцом сохранялось место работы, начислялась заработная плата за полный рабочий день и выплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, кроме того, повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности в силу положений Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5467-1. Исключение из специального стажа периода работы в должности «старшая медицинская сестра-анестезист» отделения анестезиологии и реанимации интенсивной терапии с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. ввиду того, что данная должность не предусмотрена Списком № 781, истец полагает необоснованным, поскольку в указанный период истец работала в лечебном учреждении ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ», непосредственно принимала участие в операциях, осуществляла уход за больными. В период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истец работала в должности медицинской сестры в ООО «Эверест», которое согласно лицензии осуществляет лечебную деятельность и является медицинской организацией, факт того, что ООО «Эверест» является не государственным учреждением здравоохранения. А частным, не должен лишать истца права на досрочное назначение пенсии и зачета соответствующих периодов в медицинский стаж в льготном порядке.

В ходе рассмотрения дела истец в заявлении от дд.мм.гггг. дополнила исковые требования, просила также включить в специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1,6 месяцев периоды работы:

в должности медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации интенсивной терапии ГБУЗ «Усинская ЦРБ»:

- с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (общий стаж – 2 года 5 мес. 12 дн., льготный -3 года 5 мес. 12 дн.);

- с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (общий стаж – 9 лет 5 мес. 19 дней, льготный - 13 лет 5 мес. 19 дн.);

- с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (общий стаж – 3 года 4 мес. 18 дн., льготный - 4 года 10 мес. 18 дн.);

в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации интенсивной терапии ГБУЗ «Усинская ЦРБ»:

- с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (общий стаж – 5 лет 1 мес. 5 дн., льготный -7 лет 7 мес. 5 дн.).

Истец в судебном заседании настаивала на требованиях по доводам, приведенным в обоснование иска и заявлении об уточнении исковых требований.

Представитель ответчика УПФР в г. Усинске Республики Коми – Воскресенская А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, также пояснила, что истцу на ее обращение направляли письмо от дд.мм.гггг., где подробно расписано, какие периоды подлежат льготному исчислению, а какие нет. Периоды, указанные истцом в заявлении об увеличении исковых требований от дд.мм.гггг. исчислены в полуторном размере, за исключением отпуска по беременности и родам, который включен в специальный стаж календарно и периодов предоставления отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации, которые не подлежат включению в специальный стаж.

Согласно письменному отзыву ответчика, Ильинова О.Н. обратилась в Управление с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По данному основанию досрочная пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. По представленным документам Ильиновой О.Н. установлен стаж лечебной деятельности – 23 года 6 месяцев 20 дней. При оценке документов истца для определения права на досрочную страховую пенсию по старости применены следующие нормативные акты:

Правила подсчета и порядок исчисления и подтверждения страхового стажа предусмотрены статьями 11-14 Закона, а также Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665.    

Согласно Постановлению № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:    

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Список № 781);

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» - для учета соответствующей деятельности, имевшей место период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно (Список № 1066);

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно (Список № 464);

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров CCСР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 (Список № 1397).

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Правила № 516).

С учетом приведенных документов, в лечебную деятельность Ильиновой О.Н. не учтены следующие спорные периоды:

-    курсы повышения квалификации (дд.мм.гггг.-дд.мм.гггг., дд.мм.гггг.-дд.мм.гггг., дд.мм.гггг.-дд.мм.гггг.), поскольку в соответствии с Правилами № 516 в стаж включаются только непосредственно периоды работы, выполняемые постоянно в течении полного рабочего дня.

- периоды работы истицы в должности «старшая медицинская сестра-анестезист» отделения анестезиологии и реанимации интенсивной терапии (дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.), поскольку списком № 781 данная должность не предусмотрена.

Кроме того, из письменных дополнений к возражениям, пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что в специальный стаж также не был включен период работы в должности «медицинская сестра» ООО «Эверест» с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (за исключением периода с дд.мм.гггг.. – дд.мм.гггг., который был включен в специальный стаж (лечебная деятельность) в льготном исчислении на основании сведений, представленных ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» с указанием кода условий для досрочного назначения пенсии).

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Ильинова О.Н. дд.мм.гггг. года рождения дд.мм.гггг. обратилась в УПФР в г. Усинске РК с заявлением о назначении пенсии.

Решением дд.мм.гггг. Ильиновой О.Н. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с недостаточностью у заявителя специального стажа (30 лет). На день обращения за пенсией установлен специальный стаж (лечебная деятельность) – 23 года 6 месяцев 20 дней. В подсчет стажа не включены, в том числе оспариваемые истцом вышеуказанные периоды.

    Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона, одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 1137-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 2041-О).

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (действовавшей в период спорных отношений) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей в период спорных отношений и до 1 сентября 2014 г.).

Аналогичные нормы об учреждениях содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ, действующей в настоящее время.

В силу ч. 1 ст. 87 Гражданского кодекса РФ обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. В соответствии со ст. ст. 50 и 66 Гражданского кодекса РФ общества с ограниченной ответственностью относятся к категории коммерческих организаций.

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса РФ, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

Согласно Уставу ООО Стоматологический центр «Эверест» общество является коммерческой организацией и целью создания общества является извлечение прибыли.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, общество с ограниченной ответственностью не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На основании изложенного, требование истца о включении в специальный стаж по основанию «лечебная деятельность» периода работы в должности «медицинская сестра» ООО «Эверест» с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. не основаны на законе и не подлежит удовлетворению.

Относительно периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд полагает их невключение в специальный стаж необоснованным на основании следующего.

В соответствии с положениями п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истец, работая в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации и интенсивной терапии (2002г.), медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации и интенсивной терапии (2007г.), медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации и интенсивной терапии (2009г.) направлялась работодателем (Муниципальное учреждение «Усинская центральная районная больница») на курсы повышения квалификации с отрывом от производства и сохранением заработной платы, что подтверждается представленными работодателями приказами от дд.мм.гггг., от дд.мм.гггг., от дд.мм.гггг..

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ) при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Доводы ответчика о том, что периоды нахождения в учебных отпусках и периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как они прямо не указаны в Правилах от 11 июля 2002 года № 516, являются несостоятельными.

Истица направлялась на курсы повышения квалификации по распоряжению работодателя, указанные курсы относятся непосредственно к ее профессиональной деятельности и являются неотъемлемой и обязательной его частью, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, весь спорный период работы истец считалась медицинским работником, занимала соответствующие должности, дающие право на исчисление специального стажа, в связи с осуществлением лечебной деятельности, за ней сохранялось место работы, производились выплата заработной платы и необходимые отчисления в пенсионный фонд, с учетом изложенного ее статус соответствовал условиям, установленным Правилами № 516 (п. 4) и указанные периоды подлежат включению в специальный стаж (лечебная деятельность) истца в календарном исчислении, что составит в сумме 3 месяца 29 дней.

Период работы в должности «старшая медицинская сестра-анестезист» отделения анестезиологии и реанимации интенсивной терапии ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (2 года 4 месяца 25 дней) также должен быть включен в специальный стаж истца (в льготном исчислении - 1 год за 1,6, что составит 3 года 7 месяцев 7 дней) на основании следующего.

При досрочном назначении пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, Правила исчисления периодов работы, дающих право на назначение такой пенсии с приложением Перечня структурных подразделений и должностей, право на льготное исчисление требуемого стажа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).

В соответствии с пп. "б" п. 5 вышеуказанных Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как пп. "а", так и пп. "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

В соответствии с п. 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры-анестезиста в отделении (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П указано, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Согласно приложению № 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» должность старшей медицинской сестры отделения устанавливается в каждом отделении. При отсутствии в составе отделения палат для реанимации и интенсивной терапии эта должность устанавливается вместо одной должности медицинской сестры - анестезиста.

Из письменных пояснений ГБУЗ РК «Усинская центральная районная больница» следует, что в период замещения должности старшей медсестры-анестезиста Ильинова О.Н. выполняла полностью функции медсестры-анестезиста в дежурное, ночное время и в выходные дни, согласно должностной инструкции медсестры-анестезиста отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии. Непосредственными функциями медсестры-анестезиста отделения анестезиологии реанимации и интенсивной терапии является участие в проведении анестезий различной сложности в операционной и отделении реанимации, а также непосредственное участие в проведении интенсивной терапии пациентам отделения реанимации и интенсивной терапии.

Согласно пояснениям истца при переводе ее с должности медицинской сестры-анестезиста на должность старшей медицинской сестры-анестезиста ее должностные обязанности расширились и помимо работы которую она выполняла ранее (участие в анестезиологическом пособии и в реанимационном пособии, работа в операционной, послеоперационный уход за больными) ее обязанности дополнились административной работой (заполнение табелей, организационная работа).

Указанные пояснения истца и информация работодателя подтверждаются представленными выборочно за период спорный работы картами анестезиологического пособия и журналом регистрации наркозов экстренной хирургии, из которых следует, что Ильинова О.Н. фактически выполняла должностные обязанности медицинской сестры-анестезиста.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют, что в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. работа Ильиновой О.Н. в должности старшей медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации интенсивной терапии тождественна работе медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации интенсивной терапии, в связи с чем, ее стаж в эти периоды должен исчисляться как 1 год 6 месяцев за год работы специального стажа (лечебная деятельность).

Проверив расчет специального стажа истца, рассчитанного ответчиком по состоянию на дд.мм.гггг. в размере 23 года 6 месяцев 20 дней, изложенному в ответе на обращение Ильновой О.Н. от дд.мм.гггг. (без учета периодов, которые подлежат включению согласно настоящему решению суда), применительно к уточнению исковых требований, изложенных в заявлении от дд.мм.гггг., суд приходит к выводу, что ответчиком, в неоспариваемой им части, специальный стаж истца рассчитан в соответствии с требованиями закона, с исключением периодов нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы и отпуске по уходу за ребенком, которые не подлежат включению в специальный стаж, и включением отпуска по беременности и родам в специальный стаж в календарном исчислении.

Расчет, приведенный истцом в заявлении от дд.мм.гггг. является неверным в части исчисления общего стажа, что повлекло неправильный расчет и специального стажа.

Так, истцом рассчитан стаж:

за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (общий стаж– 2 года 5 мес. 12 дн., льготный стаж -3 года 5 мес. 12 дн.), тогда как ответчиком за этот же период истцу исчислен льготный стаж 3 года 7 месяцев 25 дней;

- с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (общий стаж – 9 лет 5 мес. 19 дней, льготный - 13 лет 5 мес. 19 дн.), однако, истцом дата 07.12 указана ошибочно (в трудовой книжке дата – 27.12), при этом при подсчете допущена арифметическая ошибка, календарно период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. составляет 8 лет 5 месяцев, из которых подлежат исключению периоды: с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. – отпуск по беременности и родам; с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. – отпуск по уходу за ребенком до трех лет; с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., дд.мм.гггг., с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., дд.мм.гггг. – отпуска без сохранения заработной платы, весь остальной период включен ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении.

- с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (общий стаж – 3 года 4 мес. 18 дн., льготный - 4 года 10 мес. 18 дн.), при подсчете истцом также допущена арифметическая ошибка, календарно указанный период составляет 2 года 4 месяца 21 день, указанный период включен ответчиком в специальный стаж в полуторном размере с дд.мм.гггг. дд.мм.гггг. и с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.. Из данного периода ответчиком исключен период нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., который на основании решения суда подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении.

- с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. (общий стаж – 5 лет 1 мес. 5 дн., льготный -7 лет 7 мес. 5 дн.), также рассчитан ошибочно, календарно указанный период составляет 4 года 1 месяц 6 дней, указанный период включен ответчиком в специальный стаж в полуторном размере в том числе с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и со дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.. Из данного периода ответчиком исключен период нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., который на основании решения суда подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении.

На основании изложенного по состоянию на дд.мм.гггг. (дату обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии) у Ильиновой О.Н. имелся специальный стаж (лечебная деятельность в размере) 27 лет 5 месяцев 26 дней (23 года 6 месяцев 20 дней установленный ответчиком в льготном исчислении, 3 месяца 29 дней – курсы повышения квалификации (учитывается календарно), 3 года 7 месяцев 7 дней, период занятия должности старшей медсестры-анестезиста по заявленным требованиям (в льготном исчислении).

Соответственно, по состоянию на дд.мм.гггг. у Ильиновой О.Н. отсутствовал необходимый специальный стаж (30 лет) для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем, требования о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости от дд.мм.гггг. и о назначении трудовой пенсии досрочно с даты обращения за ее назначением, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░ «░░░░░░░»; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░., ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░., ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░., ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░., ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░., ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░. (░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░» (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░).

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –                 ░.░. ░░░░░░░

2-65/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ильинова О.Н.
Ильинова Ольга Николаевна
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Усинске
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
25.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2017Передача материалов судье
30.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.11.2017Предварительное судебное заседание
14.12.2017Предварительное судебное заседание
15.01.2018Судебное заседание
25.01.2018Судебное заседание
26.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
26.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее