Решение по делу № 2-2563/2023 (2-10617/2022;) от 13.12.2022

    Дело №2-2563/2023 (2-10619/2022)

УИД: 50RS0028-01-2022-011483-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2023 года                        г. Мытищи, Московская область

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Заякиной А.В.,

при секретаре Секриеру А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2563/2023 (2-10617/2022) по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Гопоненко Татьяне Павловне об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, исключении сведений из ЕГРН о местоположении границ земельного участка, входящих в состав земель лесного фонда,

с участием третьих лиц Комитета лесного хозяйства, ТУ Росимущества в Московской области, Управление Росреестра по Московской области, администрации г.о. Мытищи Московской области, Теняна А.Ш.,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просит истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 в пользу Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 183 кв.м, входящий в состав земель лесного фонда (выдела 46 квартала 7 Хлебниковского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области) в координатах следующих поворотных точек:

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

Исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ части земельного участка с кадастровым номером , площадью 183 кв.м, входящий в состав земель лесного фонда (выдела 46 квартала 7 Хлебниковского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области) в указанных координатах.

В обоснование заявленных требований указано на то, что в соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» №4 от ДД.ММ.ГГГГ границы земельного участка с кадастровым номером пересекаются с границами земель лесного фонда выдела 46 квартала 7 Хлебниковского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области, площадью пересечения составляет 183 кв.м. В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности ФИО1

Истец указывает, что на сформированном земельном участке с кадастровым номером: отсутствуют объекты капитального строительства, согласно сведениям публичной кадастровой карты на всей площади земельного участка произрастают лесные насаждения. Спорный земельный участок незаконно сформирован, право собственности на земельный участок зарегистрировано в противоречие нормам действующего законодательства, в связи с чем последовало обращение в суд с настоящим иском.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.

Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме, в том числе с учетом заключения судебной экспертизы.

Представитель третьего лица ФИО6 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме.

Представители иных третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в силу ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.

Так, в ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 - 70.1 ЛК РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 года №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной x информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

При этом по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ).

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1 ст. 83 ЗК РФ).

В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В силу п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Такое согласие не требуется в следующих случаях:

образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;

образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до ДД.ММ.ГГГГ в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки).

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ).

Судом установлено, что в соответствии с заключением о пересечении границ лесного участка с границами земельных участков в составе земель иных категорий, выполненными ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ , выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080125:402 пересекаются с границами земель лестного фонда выдела 46 квартала 7 Хлебниковского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области. Площадь пересечения составляет 183 кв.м.

Границы Дмитровского лесничества Московской области установлены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.02.2019 года №125 «Об установлении границ Дмитровского лесничества в Московской области».

В соответствии с выпиской ЕГРН на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> находится в собственности ФИО1

Согласно сведениям ЕГРН, действующие границы земельного участка были установлены на основании Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержится выкопировка из публичной кадастровой карты, на которой видно, что на земельном участке с кадастровым номером произрастают лесные насаждения, объекты недвижимости отсутствуют. Также в качестве приложения в межевом плане содержится акт согласования местоположения границ земельного участка, исходя из которого устанавливаемые границы земельного участка с кадастровым номером с уполномоченными органами государственной в области лесных отношений согласованы не были.

Истец указывает, что фактически на сформированном земельном участке с кадастровым номером отсутствуют объекты капитального строительства, согласно сведениям публичной кадастровой карты на всей площади земельного участка произрастают лесные насаждения.

Ответчик, не согласившись с исковыми требованиями, предоставил в материалы дела ответ от Комитета лесного хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по результатам рассмотрения заявления в отношении земельного участка с кадастровым номером принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости., в связи с чем в течение месяца будет утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Определением Мытищинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству стороны истца по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «ГЕОКАДАСТРЭКСПЕРТ».

В соответствии с заключением эксперта ООО «ГЕОКАДАСТРЭКСПЕРТ» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок ответчика обозначен в натуре межевыми знаками в виде металлических труб высотой 0.3 м. Участок не огорожен, не освоен. Построек и культурных насаждений на участке нет. На участке ответчика растёт обычный еловый лес.

Земельный участок ответчика по фактическому пользованию площадью 1148 кв.м имеет границы, обозначенные точками 1-2-3-4-5-1 в соответствии с данными таблицы 1 на листе 8 настоящего Заключения.

Документальная площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 1171 кв.м-л.д.71.

На участке не хватает 23 кв.м земли.

Поскольку земельный участок не огорожен, говорить о недостатке площади нельзя, так как никто не помешает собственнику участка при установке забора установить его точно по сведениям ЕГРН.

На основании вышеизложенного эксперт считает соответствующим ситуации определить границы земельного участка ответчика по сведениям ЕГРН.

Местоположение границ земельного участка истца по фактическому пользованию соответствует местоположению границ по сведениям ЕГРН: уклонения фактического местоположения от местоположения по сведениям ЕГРН находятся в интервале от 0.09 до 0.14 метра при средней квадратической ошибке местоположения межевого знака согласно [6] - 0.10 м, а предельная погрешность не должна превышать 0.20 м. Исключение составляет уклонение в точке 1 - 0.94 м. Поскольку земельный участок не огорожен, говорить о реестровой ошибке нельзя, так как никто не помешает собственнику участка при установке забора установить его точно по сведениям ЕГРН.

Дальнейшие исследования будут проводиться с границами земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН.

Граница лесного земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН не накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН.

Граница лесного земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН не накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок с КН целиком находится в границах зоны Ж-2 - зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

Граница лесного земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН не накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок с КН целиком находится в границах населённого пункта.

Планшеты ВИСХАГИ являются картографической основой ведения государственного кадастра недвижимости в Московской области, однако в постсоветское время не обновлялись, поэтому на них отображена информация более чем 30-ти летней давности.

По планшету ВИСХАГИ исследуемый земельный участок ответчика вместе с частью территории деревни, границы которой утверждены Решением Совета депутатов городского 0круга Мытищи Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , находится на лесных землях.

Граница лесного земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН не накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок с целиком находится в границах населённого пункта.

Граница лесного земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН не накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН. Лесной земельный участок с межевался с учётом местоположения границ земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН, то есть границы леса «сбиты» с границами земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН.

Исследования, отображённые в приложениях 3-8 показали, что пересечения границ земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН и по фактическому местоположению с границами земельных участков в составе лесного фонда (с кадастровым номером согласно имеющейся лесоустроительной документации не имеется.

Допрошенный в судебном заседании эксперт выводы судебной экспертизы поддержал в полном объеме, ответил на вопросы сторон и суда.

Суд принимает за основу заключение эксперта, поскольку экспертиза проведена в соответствии со ст. 79 ГПК РФ на основании определения суда. Заключение экспертов полностью соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», оно дано в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, ссылку на использованную литературу, конкретные ответы на поставленные судом вопросы. Эксперты, проводившие исследование, имеют соответствующую квалификацию, были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования, является последовательным.

Достаточных и допустимых доказательств, опровергающих заключение судебной экспертизы сторонами не представлено.

Разрешая заявленные требования, в связи с тем, что согласно выводам судебной экспертизы пересечения границ земельного участка ответчика с кадастровым номером по сведениям ЕГРН и по фактическому местоположению с границами земельных участков в составе лесного фонда (с кадастровым номером ) согласно имеющей лесоустроительной документации не имеется, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Кроме того, ответчиком в материалы предоставлен ответ Комитете лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на основании принятого положительного решения в рамках оказания государственной услуги «приведение сведений ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером составлен акт об изменении документированной информации ГЛР от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем сведения о спорно земельном участке ответчика приведены в соответствие со сведениями в ЕГРН.

Доводы представителя истца о несоответствии сведений в ЕГРН о спорном земельном участке сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах, а также его фактическим сведениям, не подтверждаются допустимыми письменными доказательствами и материалами дела, в том числе заключением судебной экспертизы, в связи с чем не могут быть приняты судом достаточными для удовлетворения заявленных требований по изложенным в иске основаниям.

Экспертной организацией ООО «ГЕОКАДАСТРЭКСПЕРТ» заявлено ходатайство о взыскании с Федерального агентства лесного хозяйства оплаты за проведение судебной экспертизы в размере 66 000 руб.

Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме, данные расходы подлежат взысканию с истца в пользу экспертной организации в размере 66 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения ФИО1 в пользу Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером площадью 183 кв.м., входящий в состав земель лесного фонда (выдела 46 квартала 7 Хлебниковского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области) в указанных координатах, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ части земельного участка с кадастровым номером площадью 183 кв.м., входящий в состав земель лесного фонда (выдела 46 квартала 7 Хлебниковского участкового лесничества Дмитровского лесничества Московской области) в указанных координатах отказать в полном объеме.

Взыскать с Федерального агентства лесного хозяйства в пользу ООО «ГЕОКАДАСТРЭКСПЕРТ» стоимость судебной экспертизы в размере 66 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд, через Мытищинский городской суд, в течение одного месяца с даты принятия судом решения в окончательной форме.

    Судья              ПОДПИСЬ                А.В. Заякина

Мотивированное решение изготовлено – 29.09.2023.

    Судья:               ПОДПИСЬ                    А.В. Заякина

2-2563/2023 (2-10617/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Гопоненко Татьяна Павловна
Другие
Комитет лесного хозяйства по Московской области
Тенян Анатолий Шаумянович
Волокитина Юлия Алексеевна
Филиал ФБГУ "ФКП Росреестра" по Московской области
Григорьев Сергей Александрович
ТУ Росимущества по Московской области
Гопоненко Евгений Геннадьевич
Управление Росреестра по Московской области
Администрация г/о Мытищи МО
Лимарев Станилав Александрович
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Судья
Заякина Анжела Викторовна
Дело на сайте суда
mitishy.mo.sudrf.ru
13.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2022Передача материалов судье
16.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2023Подготовка дела (собеседование)
02.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.03.2023Предварительное судебное заседание
24.03.2023Предварительное судебное заседание
30.06.2023Производство по делу возобновлено
30.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
29.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее