Судья Скрипко Н.В. |
№ 33-2311/2022 10RS0016-01-2022-000893-07 № 2-445/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 августа 2022 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.
судей Мишеневой М.А., Касянчук Е.С.
при ведении протокола помощником судьи Чернявской И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 12мая 2022 года по исковому заявлению Матросовой Е. Б., Матросова Е. Б., действующего в своих интересах и интересах ФИО1, к акционерному обществу «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истцы обратились в суд по тем основаниям, что они проживают в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Матросову Е.Б., расположенному по адресу: (.....). Ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей подачу горячей воды в указанный жилой дом, является АО «Сегежский ЦБК». В период времени ХХ.ХХ.ХХ в квартире истцов отсутствовало горячее водоснабжение, в связи с чем они, как потребители, были лишены возможности пользоваться указанной коммунальной услугой, что причиняло им моральные и нравственные страдания. На основании изложенного, с учетом измененных требований, просили суд взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в сумме по 10000 руб. каждому за период отсутствия горячего водоснабжения в жилом помещении с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ,, штраф, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей», в размере 50% от суммы, присужденной к взысканию; в пользу Матросова Е.Б. взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 руб., расходы на направление почтовой корреспонденции в сумме 207 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – ГУП РФ «Карелкоммунэнерго», ООО «Ремсервис», ООО «Сегежа Сети» и ООО «Управляющая компания «Дом».
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с АО «Сегежский ЦБК»: в пользу Матросовой Е.Б. компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., штраф в размере 200 руб.; в пользу Матросова Е.Б., действующего в своих интересах и интересах ФИО1, компенсацию морального вреда в размере 2000 руб. и штраф в размере 400 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб., расходы на направление почтовой корреспонденции в сумме 207 руб. В удовлетворении остальной части иска отказал. Взыскал с АО «Сегежский ЦБК» в доход бюджета Сегежского муниципального района государственную пошлину в размере 900 руб.
С решением суда не согласен ответчик АО «Сегежский ЦБК», в апелляционной жалобе просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что АО «Сегежский ЦБК» имеет право на проведение летних планово-профилактических работ со сроком, приводящим к длительному останову подачи горячей воды потребителям. Срок проведения данных работ должен был учитываться при рассмотрении дела. Утверждает, что судом были применены нормы Жилищного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 без учета положений Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства РФ от 06.10.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». АО «Сегежский ЦБК» является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку в многоквартирные дома (.....) коммунального ресурса - теплоноситель в виде горячей воды, который в домах распределяется на коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, так как в городе открытая система теплоснабжения и отсутствует централизованная система горячего водоснабжения. Полагает, что вина АО «Сегежский ЦБК» в не осуществлении поставки тепловой энергии в тепловые сети (.....) ХХ.ХХ.ХХ отсутствует, поскольку общество предприняло все необходимые меры: заключило с собственником тепловых сетей (.....), договор аренды; провело гидравлические испытания городских тепловых сетей; произвело в кратчайшие сроки ремонтные работы на тепловых сетях (.....). Указанные обстоятельства судом учтены не были, при этом собственник тепловых сетей ГУП «КарелКоммунЭнерго» и арендатор тепловых сетей ООО «Сегежа Сети» ответственности за свое бездействие не понесли. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является ТСЖ (...), которое обязано было обеспечить поставку коммунального ресурса - горячей воды собственникам и нанимателям многоквартирного дома по адресу (.....), а также предоставить коммунальную услугу по горячему водоснабжению Матросовым. Обращает внимание, что взаимоотношения между АО «Сегежский ЦБК» и потребителями тепловой энергии не регулируются Федеральным законом №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», так как в (.....) отсутствует централизованная система горячего водоснабжения. Общество не является поставщиком коммунального ресурса - горячей воды и не может выступать исполнителем по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - ГВС). Исполнителем коммунальной услуги по ГВС может быть только организация, которая владеет централизованным или нецентрализованными сетями горячего водоснабжения и осуществляющая поставку коммунального ресурса (горячая вода). АО «Сегежский ЦБК» обязано в соответствии с Постановлением № 889 и Федеральным Законом «О теплоснабжении» вывести источник тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт на срок, превышающий 14 дней, не проведение ремонтных работ приведет к срыву отопительного сезона. По мнению подателя жалобы, суд не дал надлежащей оценки данному факту и не исследовал данный вопрос. Кроме того, в связи с тем, что данная категория гражданских дел не является сложной, имеется многочисленная практика по аналогичным делам, полагает, что заявленные расходы по оплате услуг представителя подлежат уменьшению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с п.1 ст.165.1 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из положений п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном п. 4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Положениями п. 2 ст. 1109 ГК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
При этом компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).
Из предписаний ст. 4 ЖК РФ следует, что вопросы, касающиеся предоставления коммунальных услуг, относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В п. 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012, указано, что действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: (.....), на праве собственности принадлежит Матросову Е.Б., в указанном жилом помещении зарегистрированы Матросова Е.Б., постоянно с ХХ.ХХ.ХХ и ФИО1, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, постоянно с ХХ.ХХ.ХХ.
Факт принятия решения собственниками жилых помещений о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электроэнергию, газоснабжение) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями сторонами не оспаривался.
Услуги горячего водоснабжения предоставлялись АО «Сегежский ЦБК».
Согласно представленным в материалы дела приказам Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК теплоснабжающим организациям постановлено: закончить отопительный период на территории (.....) с ХХ.ХХ.ХХ (приказ № от ХХ.ХХ.ХХ), установить начало отопительного сезона ХХ.ХХ.ХХ на территории, в том числе (.....) с ХХ.ХХ.ХХ (приказ № от ХХ.ХХ.ХХ).
В адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК ХХ.ХХ.ХХ была направлена заявка на вывод оборудования энергокотельной и водогрейной котельной в плановый ремонт на ХХ.ХХ.ХХ к ранее направленной заявке от ХХ.ХХ.ХХ с учетом исправленной орфографической ошибки с просьбой установить дату вывода оборудования в ремонт с момента издания Министерством постановления об окончании отопительного сезона ХХ.ХХ.ХХ сроком на (...) суток.
В ответ на указанное заявление Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК направлено письмо от ХХ.ХХ.ХХ, в соответствии с которой заявка на вывод оборудования в ремонт сроком на (...) суток была согласована с даты окончания отопительного периода ХХ.ХХ.ХХ на территории (.....). Одновременно разъяснено, что в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 апреля 2009 года № 20 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. В соответствии с нормами действующего законодательства уполномоченным органом, который решает вопросы организации горячего водоснабжения на территории (.....), а также согласовывает вывод объектов централизованы систем горячего водоснабжения в ремонт является администрация Сегежского городского поселения.
В адрес Главы Администрации Сегежского муниципального района ХХ.ХХ.ХХ было направлено уведомление о выводе оборудования источника тепловой энергии в ремонт на срок порядка (...) суток с даты завершения отопительного периода, при этом предложено проработать вопрос об организации горячего водоснабжения в (.....). Аналогичные сведения изложены в уведомлении от ХХ.ХХ.ХХ, в том числе направленном в ООО «Сегежа Сети».
Уведомление о готовности возобновить подачу тепловой энергии в виде горячего водоснабжения для потребителей (.....) с ХХ.ХХ.ХХ направлено в адрес третьего лица ООО «Сегежа Сети» ХХ.ХХ.ХХ.
В адрес Первого заместителя министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК ФИО2 ХХ.ХХ.ХХ ответчиком направлена заявка на вывод тепловых сетей (.....) в ремонт с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.
В ответ АО «Сегежский ЦБК» ХХ.ХХ.ХХ на их заявку на вывод тепловых сетей в ремонт Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК сообщило, что Министерство, как орган исполнительной власти, наделенный в соответствии с Законом Республики Карелия от 26.06.2015 № 1908-ЗРК «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» Положением о Министерстве, полномочиями в сфере теплоснабжения, полагает необходимым осуществление ответчиком ремонтных работ с целью недопущения срывов отопительного периода ХХ.ХХ.ХХ. Одновременно разъяснено, что в силу п. 3.1.12 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы) при длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних остановок подачи горячей воды потребителям при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе.
Актами от ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ подтверждается наличие аварийных ситуаций на теплосетях в (.....) в указанные периоды, что повлекло за собой отложение подачи, в том числе коммунального ресурса горячее водоснабжение.
В соответствии с представленным в материалы дела ответом на запрос АО «Сегежский ЦБК» в ХХ.ХХ.ХХ подача в многоквартирный жилой дом истцов теплоносителя была фактически прекращена ХХ.ХХ.ХХ, возобновлена – ХХ.ХХ.ХХ.
Обстоятельства проживания Матросова Е.Б. в спорном жилом помещении подтверждены показаниями свидетеля ФИО3
Разрешая заявленные требования, оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь нормами действующего законодательства, в том числе положениями Правил, СанПин 2.1.4.2496-09, суд первой инстанции посчитал, что периоды отсутствия горячего водоснабжения в г. Сегеже превышали периоды проведения профилактических и ремонтных работ тепловых сетей, горячее водоснабжение в определенные периоды отсутствовало без уважительных на то причин.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд признал соразмерной допущенным данным ответчиком нарушению прав потребителей компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб. в пользу каждого истца и, кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» взыскал с АО «Сегежский ЦБК» штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя по 200 руб. в пользу каждого.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке собранных по делу доказательств.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), которые отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 приложения № 1 к Правилам № 354 допускается возможность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения. Данная норма не устанавливает продолжительность перерыва горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно- технического обеспечения горячего водоснабжения.
Перерыв в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20). В соответствии с п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 (утратил силу с 01.03.2021) в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних плановопрофилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе (п. 3.1.12).
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
По смыслу п. 1ч. 1, ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ и исходя из положений п. п. 2, 8, 9 Правил № 354 при заключении прямых договоров между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, и ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация. Аналогичные разъяснения даны в письме Минстроя России от 04.03.2020 № 6760-ОГ/06 «Об заключении договоров ресурсоснабжения».
В соответствии с п. 149 Правил № 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами; г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
Согласно п. 150 указанных Правил исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Регулируя отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает право организации, осуществляющей горячее водоснабжение прекратить или ограничить горячее водоснабжение, с предварительным уведомлением об этом абонента в случае проведения планово-предупредительного ремонта (п. 7 ч. 3 ст. 21).
При планово-предупредительном ремонте осуществляется ремонт объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, в соответствии со сводным годовым планом ремонтов объектов централизованных систем горячего водоснабжения.
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
Частью 1 ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении», который подлежит применению к спорным правоотношениям исходя из положений ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» с учетом того, что в рассматриваемом споре абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), также предусмотрено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (ч. 8 ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Вывод в ремонт тепловых сетей, исходя из положений ст. 21 указанного Федерального закона, согласования с потребителями не требует.
Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей утверждены постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░. 12 ░░░░░░).
░ ░░░░ ░. 11.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.03.2003 № 115 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░. 21 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 06.09.2012 № 889 «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░░░ ░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░») ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ (...) ░░░░ (░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3.1.11 ░░░░░░ 2.1.4.2496-09 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░ ░░░░░ 14 ░░░░░),
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░. 15 ░ ░. 6 ░░. 13 ░░░░░░ ░░ «░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 06.10.2012 № 889 «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░, ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.2496-09, ░. 3.1.11 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 98, 100 ░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 12000 ░░░. ░░ 5000 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░.330 ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░