Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2024 года адрес
Замоскворецкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи Лекомцевой Ю.Б., при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4120/2024 по исковому заявлению Третьякова Вадима Геннадьевича к ФСИН России о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязании поставить на учет,-
УСТАНОВИЛ:
Истец Третьяков В.Г. обратился в суд с иском к ФСИН России (далее - ответчик) о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязании поставить на учет, в обоснование заявленных требований указал следующее.
27.04.2015г. через Территориальную подкомиссию УФСИН России по Москве истец подал необходимый комплект документов в Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Комплект документов истцом был подан для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Ранее истцу, а также членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилья не предоставлялась.
11.09.2015г. решением Комиссии УФСИН России по Москве Третьяков В.Г. составом семьи из 4-х человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 27.04.2015г.
27.01.2016г. решением Комиссии УФСИН России по Москве к материалам учетного дела фио приобщены дополнительные документы и внесены изменения в части касающейся оснований постановки на учет (п/п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона 283-ФЗ).
16.11.2021г. решением Комиссии ФСИН России Третьяков В.Г. был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании п/п. «б» п.15 Правил № 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Закона № 283, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
Данное решение истец считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права по сугубо формальным признакам без должного изучения документов и фактических обстоятельств дела.
В решении Комиссии ФСИН России от 16.11.2021г. отсутствуют указания на конкретные основания снятия истца и членов его семьи с учета.
Комиссия ФСИН России, снимая истца с учета, не приняла во внимание, что решением Ленинского районного суда адрес от 18.08.2015г. супруга истца признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес; также решением Ленинского районного суда адрес от 25.08.2015г. истец признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, а дочери истца признаны не приобретшими право пользования данным жилым помещением.
Кроме того, Комиссия ФСИН России не приняла во внимание основания признания истца и членов его семьи утратившими право пользования жилыми помещениями в адрес. Этими основаниями являются откомандирование истца к новому месту службы в связи с окончанием Академии ФСИН России и назначением его главным специалистом ФКУ ЦНТЛ ФСИН адрес, то есть решением вышестоящего руководства, согласно которому истец с членами своей семьи вынужденно покинул место своего проживания.
Таким образом, истцом, а также членами его семьи, установленный ч.8 ст. 4 Закона № 283-ФЗ перечень действий, который определяет ухудшение жилищных условий, не был нарушен и к ним не относится.
Истец Третьяков В.Г. просит признать решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленным законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии фио и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязать Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленным законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить фио, его супругу фио (фио) Е.О., дочь фио, дочь фио на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилого помещения с 27.04.2015г.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 10.05.2023г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии Московского городского суда от 21.12.2023г., в удовлетворении исковых требований Третьякова Вадима Геннадьевича к ФСИН России о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязании поставить на учет - отказано.
Определением судебной по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2024г. решение Замоскворецкого районного суда адрес от 10.05.2023г., апелляционное определение судебной коллегии Московского городского суда от 21.12.2023г., отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При вынесении указанного определения, судебная коллегия исходила из допущенных судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права. Указано, что причиной снятия истца с учета на получение ЕСВ явилось совершение им умышленных действий, указанных в части 8 ст. 4 Закона № 283-ФЗ, направленных на ухудшение жилищных условий.
Кассационная коллегия указала, что комиссия ФСИН России не приняла во внимание тот факт, что снятие истца и членов его семьи с учета в адрес произведено на основании судебных актов, по причине откомандирования истца к новому месту службы, в связи с окончанием Академии ФСИН России, в ФКУ ЦНТЛ ФСИН адрес, что указывает на отсутствие действий со стороны истца действий, направленных на ухудшение жилищных условий. Также указано на то, что с учетом заявленных требований иска не установлены причины снятия истца с учета комиссией ФСИН России на получение ЕСВ, наличие недобросовестности в действиях заявителя при выезде его с членами семьи по месту прохождения службы в другой регион Российской Федерации, данным доводам истца не дана правовая оценка.
27.06.2024г. определением Замоскворецкого районного суда адрес дело принято к производству.
Истец Третьяков В.Г. в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд своего представителя по доверенности и ордеру - адвоката фио, который в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель ФСИН России по доверенности фио в судебном заседании настаивал на отказе в удовлетворении иска по доводам письменных возражений.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
Вопросы предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным законом от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. №N 283-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; проживает в общежитии (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3, часть 5 статьи 4 Закона № 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ.
В части 2 статьи 1 вышеуказанного Закона поименованы лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, на которых распространяется действие этого федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного федерального закона, в числе которых несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При обращении с заявлением о постановке на учет прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе, копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей) (подпункт "а" пункта 5 Правил); копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (подпункт "д" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Согласно положениям п. 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Закона N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Как установлено при первоначальном рассмотрении данного дела, 27.04.2015г. Третьяков В.Г., майор внутренней службы, главный специалист отделения обеспечения деятельности территориальных органов ФСИН России в Сибирском федеральном округе отдела по методологическому обеспечению организационно-штатной деятельности учреждения УИС ФКУ ЦНТЛ ФСИН России обратился с рапортом в комиссию УФСИН России по адрес.
В соответствии с приказом ФСИН России от 26.03.2020г. № 194-лс Третьяков В.Г. назначен на должность инспектора по особым поручениям отдела по работе с кадрами территориальных органов УК ФСИН России.
Выслуга лет службы истца в органах исполнения наказания в календарном исчислении более 10 лет.
Представлены документы на состав семьи из 4-х человек: истец Третьяков В.Г., супруга истца фио (фио) Е.О. (брак заключен 18.11.2000г.), дочь истца фио, паспортные данные, дочь истца фио, паспортные данные.
Также материалами учетного дела установлено, что истец Третьяков В.Г. с 03.12.1997г., дочь истца фио с 08.12.2006г., дочь истца фио с 16.01.2013г. зарегистрированы по месту жительства в муниципальном жилом помещении общей площадью 46,7 кв.м. по адресу: адрес, предоставленным на основании договора социального найма отцу фио, представлена копия договора социального найма.
Также в комиссию представлена выписка из домовой книги и финансовый лицевой счет, согласно которым по указанному адресу зарегистрировано 6 человек.
Супруга истца фио (фио) Е.О. с 20.03.1998г. зарегистрирована по месту жительства в муниципальном жилом помещении общей площадью 54,4 кв.м. по адресу: адрес, предоставленным на основании договора социального найма матери супруги истца, представлена копия договора социального найма.
Представлены также выписка из домовой книги и финансовый лицевой счет, согласно которым по указанному адресу зарегистрировано всего сумма человека.
Третьяков В.Г. с семьей с 12.08.2014г. по 12.07.2015г., с 14.07.2015г. по 14.06.2016г. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: адрес, мкр. Авиаторов, адрес.
В соответствии с протоколом № 14 от 11.09.2015г. года комиссии УФСИН России по адрес Третьяков В.Г. принят составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27.04.2015г.
В соответствии с решением Ленинского районного суда адрес от 25.08.2015г., вступившим в законную силу 29.09.2015., Третьяков В.Г. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, а его дочери признаны не приобретшими право пользования данным жилым помещением. В решении суда указано, что заявитель не исполнял обязанности по договору социального найма.
В соответствии с решением Ленинского районного суда адрес от 18.08.2015г., вступившим в законную силу 29.09.2015г., супруга истца фио (фио) Е.О. признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес. В решении суда указано, что супруга истца не исполняла обязанности по договору социального найма.
Третьяков В.Г. обратился с рапортом от 21.10.2015г. в УФСИН России по адрес с просьбой о приобщении к материалам своего учетного дела решений судов, а также просил учесть данную информацию при произведении расчета при выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с протоколом № 2 от 27.01.2016г. комиссии УФСИН России по адрес документы приобщены к материалам учетного дела фио, и внесены изменения в части касающейся основания постановки (пп.1 п. 3 ст. 4 от 30.12.2012 года № 283-ФЗ).
При рассмотрении Комиссией ФСИН России документов истца по вопросу выплаты ЕСВ, решением комиссии от 16.11.2021г. Третьяков В.Г. был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
При повторном рассмотрении дела и разрешении юридически значимых обстоятельств, суд учитывает, что истец Третьяков В.Г. в заседании Ленинского районного суда адрес 25.08.2015г. принимал личное участие, не возражал против признания его утратившим право пользования указанным жилым помещением, по адресу: адрес, предоставленным 21.10.1999г. отцу истца по ордеру с учетом супруги и сына (фио)., площадью 46,7 кв.м.
Также суд учел, что супруга истца фио (фио) Е.О. на заседании Ленинского районного суда адрес 18.08.2015г. не участвовала, направила письменную позицию, согласно которой не возражала по требованиям иска ее матери фио о признании ее утратившей право пользования жилым помещением, площадью 54,4 кв.м., по адресу: адрес. Из представленного судебного акта следует, что указанная квартира была предоставлена фио по ордеру 03.03.2015г. на семью их трех человек; она, супруг и дочь. Также установлено, что фио (фио) Е.О. является единственной дочерью фио.
С данными исками родители фио обратились сразу после рассмотрения Территориальной комиссией ФСИН России вопроса о после принятия истца на учет на получение ЕСВ на основании рапорта истца (протокол от 11.09.2015г.).
Сведений о приобретении права собственности родителей фио и фио (фио) Е.О. на указанные жилые помещения в настоящее судебное разбирательство не представлено.
В судебном заседании представитель истца не привел убедительных доводов о причинах обращения в суд отца фио и матери фио (фио) Е.О. с исками о признании утратившими право пользования истца и членов его семьи, тогда как между собой они сохраняют добрые семейные отношения. Также представитель истца не сообщил суду причины, по которым истец и его супруга не снялись с регистрационного учета самостоятельно (на основании личного заявления).
В результате признания истца и его супруги утратившими право пользования жилыми помещениями, у фио возникло право на получение единовременной социальной выплаты в большем объеме, чем при оставлении в пользовании долей от ранее занимаемой площади в квартирах родственников истца и его супруги.
Из изложенного суд, делает вывод о совершении истцом и его супругой намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий фио и членов его семьи.
Довод истца о невозможности проживания по адресу: адрес, в связи откомандированием его на постоянное место жительства в другой регион Российской Федерации, суд считает не состоятельным, поскольку истец относиться к сотрудникам, выполняющим функции федерального органа исполнительной власти на основании приказов руководителей службы исполнения наказания в том регионе, куда будет направлен в соответствии с распределением.
Довод истца о нарушении ответчиком срока принятия решения о снятии его с учета на получение ЕСВ, составившего более пяти лет с момента совершения действий направленных на ухудшение жилищных условий, суд считает не состоятельным, поскольку данный срок имеет существенное значение при постановке на жилищный учет.
Учитывая установленные обстоятельства при повторном рассмотрении дела, с учетом применения норм жилищного законодательства в контексте со специальными нормами права, суд приходит к выводу, что истец и члены его семьи совершили умышленные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, направленные на искусственное увеличение размера социальной выплаты, оснований для удовлетворения исковых требований фио не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Третьякова Вадима Геннадьевича к ФСИН России о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязании поставить на учет - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд адрес в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья: Ю.Б. Лекомцева
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2024 года.
1