ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Казакова Е.Н.

дело № 33-1704/19 поступило <...> года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 мая 2019 года город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Чупошева Е.Н., при секретаре Свистунове А.И., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова А.С. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Нижнеангарская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Бурятия о взыскании денежной компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца Петрова А.С. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 18 февраля 2019 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав стороны, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь с иском к ГБУЗ «Нижнеангарская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Бурятия, Петров А.С. просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 10000000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что действиями ответчика ГБУЗ «Нижнеангарская центральная районная больница», истцу Петрову А.С. причинены нравственные страдания. Истец вырос в семье П.. В <...> году он узнал, что его биологическими родителями являются Миронов Б.А. и М. При его рождении в родильном отделении больницы произошла подмена детей, в результате чего истец вырос и воспитывался в другой семье.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Петрова Н.И., Петров С.П., Миронов Б.А., Миронов А.Б.

В судебном заседании истец Петров А.С. требования поддержал, пояснил, что он родился <...> года. Рос и воспитывался в семье П.. В <...> году он узнал, что является родным сыном М.. Считает, что были нарушены его права с детства жить и воспитываться в родной семье. Ему тяжело воспринимать, что лица, его воспитавшие, не являются биологическими родителями. Он чувствовал, что отец к нему холодно относится. В детском возрасте ему часто говорили, что он не похож на родителей. До сих пор переживает, что прожил не свою жизнь. С родителями П. в настоящее время отношения нормальные. Отношения с Мироновым Б.А. не сложились. Он узнал, что его родная мать умерла. Свои нравственные страдания оценивает в 10000000 руб.

Представитель истца Стародубова Е.А. иск поддержала, просила учесть, что моральный вред незаконными действиями причинен в <...> году, когда истец узнал, что является биологическим сыном Миронова Б.А. и М.

Представитель ответчика ГБУЗ «Нижнеангарская центральная районная больница» по доверенности Усынина Н.А. иск не признала, указывая, что в <...> году законодательством не была предусмотрена денежная компенсация морального вреда, соответственно, положения закона, предусматривающие возмещение морального вреда, к сложившимся правоотношениям не могут быть применены.

Третьи лица Петров С.П., Петрова Н.И., Миронов А.Б., Миронов Б.А., иск поддержали.

Представители ответчиков Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ, Министерства здравоохранения РБ, Министерства финансов РБ, извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что министерство не является надлежащим ответчиком.

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по РБ Клишина С.Г. направила возражения на исковое заявление, в которых указала, что поскольку на момент введения в действие Гражданского кодекса РФ на возникшие правоотношения не распространялась ст.470 Гражданского кодекса РСФСР, то отсутствуют и основания для применения положений Гражданского кодекса РФ.

Городской суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец Петров А.С. просил отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. Полагает, что он имеет право на компенсацию морального вреда, поскольку были нарушены его личные неимущественные права. Настаивает на исковых требованиях, поскольку он продолжает испытывать нравственные страдания до настоящего времени.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Петров А.С. и его представитель Стародубова Е.А. доводы жалобы поддержали, просили решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Третьи лица Петров С.П., Петрова Н.И., Миронов А.Б. доводы жалобы поддержали.

Третье лицо Миронов Б.А., извещенный о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.

Представители ответчиков, уведомленные о рассмотрении жалобы, в суд не явились, представители Министерства здравоохранения РБ, ГБУЗ «Нижнеангарская ЦРБ» просили рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения названных лиц, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, <...> года в Нижнеангарской центральной районной больнице у М. и Петровой Н.И. родились сыновья. Впоследствии произошла подмена детей. Истец Петров А.С. (биологический сын третьего лица Миронова Б.А.) воспитывался в семье П., биологический сын П. воспитывался в семье М.

Проведенными по делу судебно-генетическими экспертизами установлено, что не исключается биологическое отцовство Миронова Б.А. в отношении Петрова А.С., а также не исключается биологическое отцовство и материнство Петрова С.П. и Петровой Н.И. в отношении Миронова А.Б.

Сославшись на положения норм ныне действующего гражданского законодательства, приведенных в решении, суд первой инстанции посчитал, что, поскольку на момент причинения вреда в <...> году действовавшими законодательными актами СССР и РСФСР, такой вид ответственности, как взыскание компенсации морального вреда не был установлен, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Судебная коллегия находит данный вывод правильным.

Факт причинения нравственных страданий истцу вследствие его подмены в больнице нашел свое подтверждение.

В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Вместе с тем, право на возмещение морального вреда, предусмотренное ст.ст.151, 1099 Гражданского кодекса РФ, стало возможным с 01 января 1992 года с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых 31 мая 1991 года, когда законодательно было закреплено понятие морального вреда (ст.131 Основ).

Статьей 131 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 мая 1991 года было установлено, что моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный гражданину неправомерными действиями, возмещается причинителем вреда при наличии его вины.

Разрешая иск Петрова А.С., суд первой инстанции исходил и из разъяснений, содержащихся в п.6 постановления Пленума Верховного Суда России от 20.12.1994 г. № 10, где сказано, что если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1статьи 54Конституции РФ).

Однако, если противоправные действия (бездействие) ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, начались до вступления в силу закона, устанавливающего ответственность за причинение морального вреда, и продолжаются после введения этого закона в действие, то моральный вред в указанном случае подлежит компенсации.

С учетом изложенного следует признать, что вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для компенсации морального вреда, является правильным, поскольку на момент подмены детей, имевшей место в <...> году, такой вид ответственности предусмотрен не был.

Подмена произошла в <...> году, иных противоправных продолжаемых действий сотрудниками больницы больше совершено не было, поэтому разъяснение, содержащееся в абз.2 п.6 постановления Пленума Верховного Суда России от 20.12.1994 г. № 10, в настоящем случае не применимо.

Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решении суда может быть отменено, в апелляционной жалобе не приведено.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░ ░░░░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-1704/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Петров Александр Сергеевич
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
Министерство финансов РБ
ГБУЗ "Нижнеангарская ЦРБ"
Министерство финансов РФ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
06.05.2019Судебное заседание
29.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2019Передано в экспедицию
06.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее