Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.
при секретаре Таланкиной А. С.
с участием представителя административного истца прокурора Катайского района
Ююкина И. С.,
представителя административного ответчика администрации Улугушского сельсовета
Ермолаева А. П.
рассмотрел в открытом судебном заседании 20 мая 2019 года в г. Катайске Курганской области административное дело № 2а-144/2019 по административному исковому заявлению прокурора Катайского района к администрации Улугушского сельсовета о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
установил:
Административный истец прокурор Катайского района обратился в суд с иском к администрации Улугушского сельсовета Катайского района Курганской области, согласно которому просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии должных мер к оформлению права на земельный участок, занятый общественным кладбищем на территории сельсовета, и в эксплуатации кладбища с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также просит обязать административного ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить право на земельный участок, занятый общественным кладбищем на территории сельсовета, провести работу по установке ограждения кладбища, установить на территории кладбища урны для сбора мусора, общественный туалет, обустроить на территории кладбища площадку для мусоросборников в соответствии с требованиями СанПиН.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что прокуратурой Катайского района проведена проверка в рамках исполнения задания прокуратуры Курганской области на предмет соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности администрации Улугушского сельсовета Катайского района Курганской области. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Улугушского сельсовета расположено место захоронения (кладбище). Администрацией сельсовета не принимается должных мер к оформлению права на земельный участок, занятый общественным кладбищем, а именно: не принимаются меры к проведению в отношении данного земельного участка землеустроительных и кадастровых работ, на территории кладбища отсутствуют ограждение, урны для мусора, площадки для мусоросборников, общественный туалет. Прокуратурой района по данным фактам 18.01.2018 главе Улугушского сельсовета было внесено представление об устранении нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены по причине отсутствия денежных средств. Непроведение межевания земельного участка, кадастрового учета и регистрации в установленном законом порядке привело к обезличиванию территории общественного кладбища. Невыполнение требований СанПиН препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения (л. д. 3-7).
В судебном заседании представитель административного истца Ююкин И. С. поддержал административные исковые требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, уточнив, что административные исковые требования касаются общественного кладбища, расположенного в с. Улугушское Катайского района.
Представитель административного ответчика Ермолаев А. П., действующий на основании решения от 01.08.2016 (л. д. 20), в судебном заседании административные исковые требования признал, пояснив, что урны, плиты для площадки приобретены, сделан туалет, но пока все это не установлено на кладбище, также еще не решен вопрос об ограждении кладбища, принимаются меры к оформлению земельного участка. Указанные в исковом заявлении мероприятия не были выполнены из-за отсутствия денежных средств.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного административного дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Катайского района к администрации Улугушского сельсовета о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой Катайского района была проведена проверка в рамках соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, по результатам которой 18.01.2018 прокурором Катайского района было вынесено представление, в котором указано, что администрацией Улугушского сельсовета не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занятых общественными кладбищами, кроме того, территории кладбищ (с. Улугушское, д. Соколовка, д. Балинское) частично не имеют ограждения, на кладбищах отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников, общественные туалеты. Главе Улугушского сельсовета предъявлено требование о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих (л. д. 8-9).
Из информации, предоставленной главой Улугушского сельсовета прокурору Катайского района, от 10.01.2018 и от 30.01.2018 следует, что земельные участки под общественными кладбищами не оформлены в муниципальную собственность, территории кладбищ в д. Соколовка и д. Балинское ограждены частично, в с. Улугушское территория кладбища не ограждена, урны для сбора мусора и общественные туалеты отсутствуют, площадки для сбора мусора имеются на территории всех трех кладбищ, денежные средства на оформление в муниципальную собственность земельного участка, занятого общественным кладбищем, по возможности будут выделяться, также будут изыскиваться денежные средства и для работ по ограждению, в дни массового посещения кладбища будут выдаваться мешки под мусор, и будет стоять трактор (л. д. 10).
Из пояснений сторон, подтвержденных актом осмотра от 19.04.2019 (л. д. 12-13), фототаблицей (л. д. 14-16), следует, что требования прокурора по оформлению земельного участка, занятого общественным кладбищем на территории сельсовета в с. Улугушское, установке ограждения территории кладбища, урн для сбора мусора, площадки для мусоросборников на территории общественного кладбища, общественного туалета не исполнены.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Как следует из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ч. 2 ст. 21 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленныхфедеральными законами.
Из ч. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участокпредставляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
На основании ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участокявляется образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформленияправ на него.
В соответствии с п. 4 и п. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются в отношении, в том числе, земельных участков, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
Согласно п. п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 указанного Закона).
В силу ст. 8 приведенного Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 утверждены Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 12 указанного Закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Статьей 13 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу части 3 указанной статьи соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Приказом Минздрава СССР № 4690-88 от 05.08.1988 утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, которые предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
Согласно п. п. 1.2, 2.1.1 СанПиН 42-128-4890-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и смёта и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Пунктами 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» предусмотрено, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Пунктом 8.5.1 Санитарных правил «СП 3.1.3.2352-08. Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.03.2008 № 19, участки территории, наиболее часто посещаемые людьми, необходимо оградить от проникновения домашних и диких животных, которые могут занести клещей. Особое внимание необходимо уделять парковым дорожкам, детским площадкам, кладбищам и другим местам массового пребывания людей, где травяная растительность должна быть скошена.
Согласно п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В соответствии с пунктами 20 и 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подотовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории поселения, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Законом Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, закреплено за сельскими поселениями Курганской области (п. п. 14, 15 статьи 1).
Согласно п. 23 ст. 6 Устава Улугушского сельсовета (л. д. 21-49) к вопросам местного значения Улугушского сельсовета относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о наличии прямой обязанности администрации Улугушского сельсовета по организации на расположенном на муниципальной территории в с. Улугушское кладбищетребуемых прокурором действий, бездействие административного ответчика препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, в том числе и жителей муниципального образования на организацию и благоустройство территории кладбища.
Также сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, в том числе за счет земельсельскохозяйственного назначения.
Вследствие того, что участок, на котором находится захоронение, не поставлен на кадастровый учет и его границы не определены, отсутствует возможность установления четких границ санитарно - защитной зоны, что служит нарушением прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Кроме того, вследствие не определения четких границ кладбища, отсутствия межевания земельного участка, на котором находится кладбище с. Улугушское Катайского района, невозможно определить размер земельного участка, отведенного под территорию кладбища, что так же является нарушением, согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», определяющей, что размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
В судебном заседании факт необходимости устранения вышеуказанных нарушений не оспаривался. До настоящего времени административным ответчиком не предпринимается должных мер для устранения указанных нарушений.
Доводы представителя административного ответчика на отсутствие денежных средств на выполнение указанных мероприятий, судом не принимаются во внимание, поскольку действующим законодательством не предусмотрена зависимость выполнения требований закона от наличия или отсутствия денежных средств.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных прокурором Катайского района административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Катайского района к администрации Улугушского сельсовета о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Улугушского сельсовета Катайского района Курганской области, выразившееся в непринятии должных мер к оформлению права на земельный участок, занятый общественным кладбищем на территории сельсовета, в эксплуатации общественного кладбища с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию Улугушского сельсовета Катайского района Курганской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право на земельный участок, занятый общественным кладбищем на территории сельсовета в с. Улугушское Катайского района Курганской области, провести работу по установке ограждения кладбища, установить на территории кладбища урны для сбора мусора, общественный туалет, обустроить на территории кладбища площадку для мусоросборников в соответствии с требованиями СанПиН.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2019 г.