Решение по делу № 2-263/2024 от 29.01.2024

копия

2-263/2024

24RS0044-01-2024-000088-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2024 года                                            г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кайдалиной Н.М.,

при секретаре Богдановой Л.А.,

с участием:

представителя истца помощника Рыбинского межрайонного прокурора Максимовой Е.В.,

представителей ответчика ООО «Сибирский Уголь» - Юрченко Ю.В., Лысенко Е.А., Чехвалова С.Ю., Астаниной И.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Бородинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края Грушкина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Рыбинский район в лице администрации Рыбинского района Красноярского края к ООО «Сибирский Уголь» о взыскании суммы ущерба, причиненного почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования Рыбинский район в лице администрации Рыбинского района Красноярского края, обратился в суд с иском к ООО «Сибирский Уголь» о взыскании суммы ущерба, причиненного почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя. Требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Сибирский Уголь» (далее ООО «СибУголь», Общество) земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Установлено, что в ходе выездной проверки, проводимой Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю) в рамках государственного земельного надзора в период с 27 июля 2021 года по 06 августа 2021 года выявлено, что ООО «СибУголь» проект рекультивации по восстановлению земель, нарушенных в результате разработки карьера, не разработан. Обществом ведутся работы по добыче и погрузке угля, рекультивация нарушенных частей земельных участков с кадастровыми номерами и не проводилась. При осмотре северной стороны от карьерной выемки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , ранее размещенные вдоль северной границы карьера бурты плодородного слоя почвы, вскрышных пород отсутствуют, в данной части Обществом произведено снятие плодородного слоя почвы. Для дальнейшей добычи угля ООО «СибУголь» произвело расширение карьерной выемки в северном направлении на земельном участке с кадастровым номером . Красноярской природоохранной прокуратурой 16 сентября 2021 года совместно с Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами и . Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером с северной стороны от карьерной выемки ранее размещенные бурты плодородного слоя почвы и вскрышных пород отсутствуют, в данной части участка путем механического воздействия нарушен плодородный слой почвы, зафиксировано снятие верхнего гумусового горизонта черного цвета, взята почвенная проба, по результатам исследования которой установлено снижение плодородия, то есть установлен факт порчи плодородного слоя почвы. Кроме того, истец ссылается на то, что на момент проверки ООО «СибУголь» самовольно осуществляло деятельность по добыче угля и размещению отходов на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и , поскольку наличие разрешительной документации на право пользования недрами (свидетельства, лицензии) не дает Обществу права на использование названных земельных участков для указанных целей до перевода их в иную категорию, так как нарушается принцип целевого использования земли, создается опасность причинения вреда окружающей среде. По мнению Красноярского природоохранного прокурора, анализ положений лицензионных условий и проекта рекультивации земель, содержащийся в проектной документации, позволяет сделать вывод о том, что деятельностью ООО «СибУголь» является исключительно добыча угля, результаты работ по рекультивации земель, нарушенных при добыче угля, рассчитаны на лесохозяйственное направление и самозарастание, что не соответствует требованиям, установленным земельным законодательством в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Последующий перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности с изменением вида разрешенного использования не свидетельствует об отсутствии оснований для возмещения ущерба. Из заключения ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 26 января 2022 года размер вреда, причиненного почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и составляет 827 062 148 рублей. Просит взыскать с ООО «СибУголь» в доход муниципального образования Рыбинский район Красноярского края сумму ущерба в размере 827 062 148 рублей.

В судебном заседании представитель истца – помощник Рыбинского межрайонного прокурора Максимова Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца муниципального образования Рыбинский район в лице администрации Рыбинского района Красноярского края – Блинков Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил. Ранее в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, представил письменные возражения. Полагает, что поскольку земельные участки в настоящее время переведены из земель сельхозназначения в земли промышленности, оснований для обращения с иском у Красноярского природоохранного прокурора не имелось.

Представители ответчика ООО «СибУголь» - Юрченко Ю.В., Лысенко Е.А., Чехвалов С.Ю., Астанина И.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, представили письменные пояснения. Дополнительно пояснили, что с 2017 года осуществляли деятельность по переводу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, действовали добросовестно, данный процесс удалось завершить в 2022 году, поскольку отсутствовал генеральный план Бородинского сельсовета, без указанного документа не представлялось возможным осуществить перевод. Кроме того, имеется проект рекультивации земельных участков, в связи с чем, по мнению стороны ответчика, иск заявлен преждевременно. Сторона ответчика считает, что у прокурора отсутствовали основания для обращения с иском, поскольку на данный момент земельные участки переведены в категорию промышленности. Отсутствуют оснований для возмещения ущерба, поскольку нарушений требований действующего законодательства со стороны ответчика не имеется. Полагают, что после получения Обществом лицензии на пользование недрами и предоставления земельных участков в особом порядке, для целей, определенных законом и лицензией на пользование недрами, ранее установленный вид разрешенного использования земель (сельскохозяйственное использование), перестал действовать в отношении спорных земельных участков.

Представитель ответчика ООО «СибУголь» - Закриев И.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил. Ранее в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, поскольку удовлетворение иска приведет к банкротству предприятия, которое является крупным налогоплательщиком района.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Бородинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края Грушкин В.А., возражал относительно заявленных требований, поскольку предприятие является градообразующим, оказывает помощь населению, занимается благоустройством, удовлетворение требований прокурора может привести к ликвидации предприятия.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Направил пояснения на исковые требования, из которых следует, что в настоящий момент земельные участки изъяты из сельскохозяйственного оборота, в связи с чем не являются поднадзорными объектами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, при этом на момент проверки в 2019 и 2021 годах ООО «СибУголь» допустило нарушение требований Земельного кодекса РФ, а также ФЗ «Об охране окружающей среды».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экологии Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Направил пояснения на исковые требования, из которых следует, что на момент подачи искового заявления нарушения земельного законодательства в части использования Обществом земель не по целевому назначению отсутствуют. Учитывая, что лицензия на разведку и добычу угля выдана до 31 декабря 2033 года, ответчик в настоящее время использует земельный участок в соответствии с его назначением, делать вывод о причинении вреда почвам при осуществлении недропользования полагают преждевременным.

Представитель КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

    Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

    Пункт 1 статьи 78 указанного Закона определяет порядок компенсации причиненного окружающей среде вреда, устанавливает правила исчисления размера вреда причиненного окружающей среде, который определяется исходя из фактических затрат на становление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами культивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в власти охраны окружающей среды.

    Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее – постановление Пленума № 49) установлено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона № 7-ФЗ).

    Пунктом 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

    Пунктом 12 постановления Пленума № 49 предусмотрено, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона № 7-ФЗ).

    Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

    В соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона № 7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Согласно названному закону при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственной управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

    Для признания требования обоснованным истец должен доказать совокупность следующих обстоятельств: причинения убытка, его размер, вину ответчика, причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными убытками.

    Согласно ст. 42 ЗК РФ, регламентирующей обязанности собственников земельных участков и землепользователей, предусмотрено, что названные субъекты земельных правоотношений, то есть собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся таковыми, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

    Согласно ч.1 и ч.4 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи.

    Согласно ч.1 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

    В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №49 разъяснено, что по общему правилу в соответствии со ст.1064 ГК РФ и ст.77 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (абз. 1).

    В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на основании решения Красноярского природоохранного прокурора о проведении проверки от 08 сентября 2021 года №239, в период с 16 сентября 2021 года по 15 октября 2021 года проведена проверка соблюдения и исполнения ООО «СибУголь» законодательства об охране окружающей среды и природопользования, законодательства о недропользовании (том 1 л.д.16), которая приостанавливалась, после чего возобновлялась с установлением новых сроков проверки, о чем уведомлен директор ООО «СибУголь» (том 1 л.д.17-18).

    В ходе проверки, проведенной совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, установлено следующее.

    В соответствии с постановлением главы Рыбинского района Красноярского края от 22 июля 2005 года №186-п предварительно согласовано место расположения земельного участка, предлагаемого для проведения работ по геологическому изучению и дальнейшей добыче бурого угля (том 2 л.д. 80).

    28 июня 2006 года ООО «СибУголь» предоставлена лицензия на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение на Орловском проявлении бурого угля путем проходки скважин колонкового бурения и отбора технологической пробы, участок недр расположен – между <адрес>, участок недр имеет статус – геологического, право на пользование земельным участком получено от главы Рыбинского района Красноярского края оформленного постановлением от 22 июля 2005 года №186-п, срок окончания действия лицензии – до 30 июня 2011 года (том 3 л.д.17).

    Из свидетельства от 30 сентября 2008 года следует, что открыто месторождение Орловского бурого угля (том2 л.д.81).

    В соответствии с распоряжением КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края от 09 июня 2009 года №901 ООО «СибУголь» предоставлены земельные участки в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного использования в границах Бородинского сельсовета (том3 л.д.31).

    ООО «СибУголь», основным видом деятельности которого является добыча бурого угля открытым способом (Том 2 л.д.32-52), по договору аренды земельного участка №38/1-7 от 11 июня 2009 года (Том 2 л.д.73-77), заключенному между КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края и ответчиком, предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> от ориентира по направлению на северо-запад с кадастровым номером , в целях сельскохозяйственного использования, общей площадью 3 233 118 кв.м., на срок с 10 июня 2009 года по 09 июня 2058 года.

    Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок имеет категории. – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования (том 2 л.д.78-79).

    08 августа 2009 года ООО «СибУголь» выдана лицензия на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча бурого угля на месторождении Орловское, участок недр расположен в <адрес>, право на пользование земельным участком получено от главы Рыбинского района Красноярского края оформленного постановлением от 22 июля 2005 года №186-п, участок недр имеет статус горного отвода (том 2 л.д.86).

    Из постановления администрации Рыбинского района Красноярского края от 22 февраля 2012 года №73-п следует, что, в том числе, предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке площадью 167,0 га для ведения горных работ по разведке и добыче бурого угля на месторождении Орловское по адресу: <адрес> (том3 л.д.57, 59).

    Распоряжением КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края от 03 октября 2014 года №1200 ООО «СибУголь» предоставлены в аренду сроком на 11 месяцев земельные участки, в том числе, с кадастровым номером для проведения изыскательных работ, на ООО «СибУголь» возложена обязанность привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, выполнить необходимые работы по рекультивации земельных участков (том 3 л.д.73).

    В соответствии с договором аренды №16/2 от 07 октября 2014 года, заключенного между муниципальным образованием Рыбинский район в лице КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края и ООО «СибУголь», обществу переданы в аренду земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, для использования в целях проведения изыскательных работ, срок аренды установлена с 03 октября 2014 года по 02 сентября 2015 года (том 3 л.д.60-64).

    Пунктом 4.4.2 указанного договора на арендатора возложена обязанность использовать участки в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

    На основании заявления ООО «СибУголь» о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду для недропользования, соглашением, подписанным между Рыбинский район в лице КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края и ООО «СибУголь» 24 февраля 2022 года, договор аренды №16/2 от 07 октября 2014 года расторгнут (том 3 л.д.75-76).

    Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером следует, что категория земли – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования (том 3 л.д. 68-70).

    Распоряжением КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края №64 от 15 февраля 2022 года изменен вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером площадью 3 233 118,0 кв.м. из земель промышленности, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <адрес>, примерно в 2700 м. по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес> (том 4 л.д.59).

    Распоряжением КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края №65 от 15 февраля 2022 года изменен вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 24:32:0703006:21 площадью 85565,0 кв.м. из земель промышленности, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <адрес>, примерно в 2700 м. по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес> (том 4 л.д.15).

    24 февраля 2022 года между муниципальным образованием Рыбинский район в лице КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского края и ООО «СибУголь» заключен договор аренды №2/2 земельных участков общей площадью 3 318 683 кв.м., находящихся в государственной собственности, в соответствии с которым арендатору передан земельный участок с кадастровым номером , площадью 3 233 118,0 кв.м., категория земли – земли промышленности, вид разрешенного использования – недропользование; а также земельный участок с кадастровым номером , площадью 85565,0 кв.м., категория земли – земли промышленности, вид разрешенного использования – недропользование, местоположение указанных земельных участков установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <адрес>, примерно в 2700 м. по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Земельные участки переданы в аренду сроком до 31 декабря 2035 года, при этом установлено, что договор аренды от 11 июня 2009 года №38/1-7 признан прекращенным с 22 февраля 2022 года (том 4 л.д.79-83).

    Согласно выписки из ЕГРН от 25 февраля 2022 года земельные участки с кадастровыми номерами и имеют категорию земель – земли промышленности, вид разрешенного использования – недропользование (том2, л.д.151-154, 155-158).

    Из акта проверки Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 28 ноября 2019 года №462-118 следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами и ООО «СибУголь» производятся земляные работы по снятию, перемещению плодородного слоя почвы и низлежащих горизонтов почвы (материнской породы) для добычи угля, размещение отходов производства при добыче угля (вскрышные породы). Основная территория карьера расположена на земельном участке с кадастровым номером , территория карьера выходит за границы указанного земельного участка и частично располагается на участке с кадастровым номером . В ходе полевых работ участвовавшим в осмотре ООО «ГЕОМАКС» были закоординированы условно выделенные 8 участков, где производились работы по снятию плодородного слоя и 11 буртов плодородного слоя почвы (далее ПСП) (том 1 л.д.168-194) и вскрышного слоя, отобраны почвенные пробы. Выявленные нарушения плодородного слоя почвы сельскохозяйственных земель на условно обозначенных участках №1, №5, №7 (том 4 л.д.109-112) в границах земельного участка с кадастровым номером привели к снижению агрохимических характеристик (снижение органического вещества, калия, фосфора, повышение щелочности), что подтверждается лабораторными исследованиями, проведенными ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» (том 1 л.д.111-150, 151-167), а также к изменению рельефа поверхности земельных участков. На участке №2, на участке №3, на участке №4 в границах земельного участка с кадастровым номером , на участке №6 и №8 в границах земельного участка с кадастровым номером , в результате перекрытия плодородного слоя почвы вскрышными породами с более низкими показателями качества почвы установлен факт порчи почвы на площади 1145,53 кв.м., на площади 347,30 кв.м., на площади 227.33 кв.м., на площади 1662,58 кв.м., на площади 1423,22 кв.м. соответственно, выразившийся в замещении верхнего гумусового горизонта вскрышными породами, обедненными основными элементами питания, в потере плодородия, в изменении физических свойств за счет нарушения (деформации) сложения почв, приводящей к ухудшению водно-воздушного и других режимов и биологического состояния за счет снижения аэробных процессов, под воздействием которых происходит минерализация органических остатков и гумусообразование, что требует мероприятий по восстановлению плодородия почв. Кроме того, были отобраны образцы почв из буртов ПСП, в результате лабораторных исследований установлено, что почва, хранящаяся в буртах №1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 является плодородным слоем почвы, не значительное содержание показателей плодородия в пробе, отобранной из бурта №10, свидетельствует о неселективном снятии плодородного слоя почвы и подстилающих материнских пород. Объем почвы, хранящийся в буртах №1-10 соответствует снятому объему плодородного слоя почвы на участке №1 и карьерной выемки. При сопоставлении данных о хранящемся в бурте №11 объеме ПСП площади занятой под отвалы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и при средней мощности плодородного слоя 0,3 м. недостающий объем плодородного слоя почвы составил 10 219 куб.м.. Таким образом ООО «СибУголь» уничтожен плодородный слой почвы на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером на площади 3,4 га, путем перекрытия отходами производства при размещении вскрышных пород на отвале.

    По результатам указанной проверки Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю выдано ООО «СибУголь» предписание от 28 ноября 2019 года №169-118 об устранении нарушений (том1 л.д.30-33).

    В соответствии с актом от 19 марта 2020 года проверки юридического лица Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю проведена документарная проверка ООО «СибУголь» на предмет исполнения предписания от 28 ноября 2019 года №169-118, а именно в части разработки проекта рекультивации по восстановлению нарушенных земель на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и , установлено, что не учитываются требования законодательства по рекультивации нарушенных частей земельных участков сельскохозяйственного назначения в состояние пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (том 1 л.д.34-37), выдано предписание №03-418 от 19 марта 2020 года об устранении нарушений (том 1 л.д.38-39), срок исполнения которого на основании заявления представителя ООО «СибУголь» продлено до 26 января 2021 года (Том 1л.д.41).

    Актом проверки от 09 марта 2021 года установлено, что ООО «СибУголь» не выполнило предписание от 19 марта 2020 года №03-418 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства в установленный срок до 26 января 2021 года, а именно не разработан проект рекультивации по восстановлению нарушенных земель на земельных участках сельскохозяйственного назначения (том 1 л.д.42-45).

    06 августа 2021 года Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю проведена внеплановая выездная проверка в отношении деятельности ООО «СибУголь» (том 1л.д.55-61). Установлено, что в предоставленной ООО «СибУголь» проектной документации «Строительство разреза Орловский 1 этап» не учитываются требования законодательства по рекультивации нарушенных частей земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и в состояние пригодное для использования в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. При осмотре северной стороны от карьерной выемки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ранее размещенные вдоль северной границы карьера бурты плодородного слоя почвы, вскрышных пород отсутствуют, в данной части Обществом произведено снятие ПСП. По результату осмотра установлено, что ООО «СибУголь» на земельных участках с кадастровыми номерами и рекультивация по восстановлению нарушенных земель не проведена (том 1 л.д.55-61).

    Из акта №87-081 от 15 октября 2021 года следует, что в рамках проверки проводимой Красноярской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, установлено, что ООО «Сибирский Уголь» проводятся земляные работы по снятию, перемещению плодородного слоя почвы и низлежащих горизонтов почвы при добыче угля и размещение отходов производства на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и (том 2 л.д.53-60, 61, 62-63), отобраны почвенные образцы, по результатам испытаний которых установлено, что имеет место быть снижение плодородия на нарушенной части участка (том 2 л.д.64-69, 107-111).

    Актом проверки от 01 февраля 2022 года, проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой в соответствии с решением о проведении проверки от 08 сентября 2021 года установлено, что целью деятельности ООО «СибУголь» является исключительно добыча угля, результаты работ по рекультивации нарушенных при добыче земель рассчитаны на лесохозяйственное направление и самозарастание, что не соответствует требованиям, установленным земельным законодательством в отношении земель сельскохозяйственного назначения. ООО «СибУголь» производятся земляные работы по снятию, перемещению плодородного слоя почвы и низлежащих горизонтов почвы при добыче угля на земельных участках сельскохозяйственного назначения (том 2 л.д.116-125). Генеральному директору ООО «СибУголь» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования, законодательства о недропользовании (том 2 л.д.126-136).

    В ответ на указанное представление ООО «СибУголь» сообщило об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку земельные участки переведены в земли промышленности с видом разрешенного использования – недропользование (том 2 л.д.137-140).

    Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд полагает исковые требования Красноярского природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению частично на основании следующего.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются положениями Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее по тексту - Закон № 2395-1, Закон о недрах). Кроме того, названный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Согласно ст. 1 Закона № 2395-1 законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч. 1). Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2).

В соответствии со ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абз.1).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абз.3).

Законом о недрах на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.

Содержание лицензии на право пользования недрами регламентировано в ст. 12 Закона № 2395-1. В названной норме, среди прочего, указано, что лицензия на пользование недрами должна содержать сроки действия лицензии, условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Установлено, что ООО «СибУголь» осуществляло работы по добыче бурого угля, а также земляные работы по снятию, перемещению плодородного слоя почвы и низлежащих горизонтов почвы (материнской породы) для добычи угля, размещение отходов производства при добыче угля (вскрышные породы) на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и в отсутствие законодательно установленного требования о переводе земельных участков в соответствующую категорию, при этом из условий самого лицензионного соглашения (том2 л.д.88-98) также не следует, что до перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в состав земель промышленности общество имеет право осуществлять предусмотренные лицензией действия без возмещения ущерба, связанного с нарушением плодородного слоя почвы.

В силу ст.14 Закона Красноярского края от 23 мая 2013 года №4-1333 «О недропользовании в Красноярском крае» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и законодательством о недрах.

В ходе выездного обследования на основании решения о проведении проверки от 08 сентября 2021 года №239 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и установлено, что на указанных земельных участках, расположенных на территории Бородинского сельского совета Рыбинского района Красноярского края, ведутся работы по добыче полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения, о чем составлен протокол осмотра.

Из кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами и следует, что категория земли – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования (том 3 л.д. 68-70, том 2 л.д.78-79). Впоследствии земельные участи переведены в иную категорию, что следует из выписок из ЕГРН по состоянию на 25 февраля 2022 года, так земельные участки с кадастровыми номерами и имеют категорию земель – земли промышленности, вид разрешенного использования – недропользование (том2, л.д.151-154, 155-158).

В п. 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Ст. 77 ЗК РФ закреплено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В п. 1 ст. 78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Данный перечень видов использования земель сельскохозяйственного назначения является исчерпывающим. В этой связи использование земель указанной категории для иных целей, в том числе для целей недропользования, допустимо только в случае перевода их в иную соответствующую таким целям категорию.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления (пп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).

На основании ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 осуществление геологических изысканий; добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча полезных ископаемых происходит на межселенной территории осуществляются на земельных участках с установленным видом разрешенного использования - «недропользование».

Содержание вида разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» включает в себя Ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для разведки, добычи полезных ископаемых только после перевода земельного участка в соответствующую категорию земель.

    На основании изложенного суд приходит к выводу, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Для работ, связанных с добычей полезных ископаемых, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу вышеуказанных статей ограничен целевым назначением.

    Само по себе наличие у субъекта предпринимательской деятельности лицензии на пользование недрами не освобождает его от обязанности соблюдения земельного законодательства и не дает права на осуществление добычи общераспространенных полезных ископаемых на земельных участках сельскохозяйственного назначения.

    Доводы стороны ответчика о том, что после предоставления лицензии на пользование недрами, предоставления земельных участков в особом порядке (без проведения торгов), для целей определенных законом и лицензией на пользование недрами, включения спорных земельных участков в границы горного отвода (том 4 л.д.155), установленный вид разрешенного использования земель (сельскохозяйственное использование) для указанного земельного участка перестает действовать, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку предоставление Обществу права пользования недрами на участке недр с целью геологического изучения, разведки и добычи бурого угля, выдача ему лицензии на пользование недрами на спорном земельном участке, а также горноотводного акта в рассматриваемом случае не имеют правового значения, не отменяют законодательно предусмотренную обязанность лица по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и не предоставляют ему право на снятие, перемещение и перекрытие плодородного слоя почвы до осуществления перевода земель в другую категорию.

    Из условий самого лицензионного соглашения также не следует, что до перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в состав земель промышленности общество имеет право осуществлять предусмотренные лицензией действия без возмещения ущерба, связанного с нарушением плодородного слоя почвы.

    При этом последующий перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного значения в категорию земель промышленности не освобождает лицо от возмещения вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения их нецелевым использованием до осуществления перевода такого земельного участка в иную категорию.

    Обращаясь с настоящим иском о возмещении Обществом причиненного вреда истцом заявлены требования вследствие проведения ООО «СибУголь» добычных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения еще до осуществления в установленном порядке его перевода в иную категорию, что является нарушением целевого использования указанных земель.

    Суд приходит к выводу о том, что добычей полезных ископаемых причинен вред плодородным почвам в виде их порчи и уничтожения, поскольку ООО «СибУголь» разрабатывало карьер на землях сельскохозяйственного назначения до осуществления им перевода указанных земель в категорию земель промышленности. Причинение вреда плодородным почвам подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно актами осмотра, экспертным заключением, лабораторными исследованиями почвенных проб.

    Суд полагает необоснованными возражения стороны ответчика о том, что требования природоохранного прокурора преждевременны, потому что имеется проект рекультивации земель, срок исполнения которого еще не наступил, поскольку возможность рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения утрачена ввиду перевода земель в иную категорию, при этом как указывалось ранее, установлено, что ООО «СибУголь» осуществляло работы по добыче полезных ископаемых на земельных участках сельскохозяйственного назначения, тогда как для работ, связанных с добычей полезных ископаемых, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован лишь после перевода данного участка из указанной категории, до этого момента его правовой режим использования в силу вышеуказанных статей ограничен целевым назначением. Ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии им мер для восстановления состояния окружающей среды в период использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.

    Полагая, что ООО «СибУголь» своими действиями в результате проведения работ, не связанных с сельскохозяйственным производством, а именно: разработкой карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых повредило плодородный и потенциально-плодородный слои почвы, чем нанесло вред окружающей среде, истец, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования обратился в суд с рассматриваемым иском, предоставив расчет размера вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения, который составил 827 062 148 рублей (том 2 л.д.112-115).

    Определяя размер ущерба нанесенного окружающей среде суд полагает возможным руководствоваться расчетом представленным стороной истца, поскольку он произведен в соответствии с установленными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

    Вместе с тем, учитывая, что иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет, и поскольку сторона ответчика использует земельные участки с момента предоставления лицензии для разведки и добычи угля от 08 августа 2009 года, то суд приходит к выводу, что именно ответчик несет ответственность за период с момента осуществления деятельности.

    Таким образом, размер ущерба нанесенного окружающей среде составит 530 698 211 рублей 63 копейки (827 062 148 рублей – заявленный истцом материальный ущерб х 150 месяцев (с 08 августа 2009 года по 15 февраля 2022 года) / 240 месяцев (20 лет срок давности), который подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования Рыбинский район Красноярского края, при этом размер вреда по существу ответчиками не оспорен и контррасчёт не представлен.

    Доводы стороны ответчика о допущенных грубых нарушениях требований к организации и проведению проверок, наличии обстоятельств для признания результатов проверки недействительными, недопустимости полученных в ходе проведения проверки доказательств, признания результатов проверки недопустимыми доказательствами, судом отклоняются, поскольку ст.19.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

    Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о привлечении должностных лиц Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю при проведении проверки, оформленной актом от 28 ноября 2019 года №462-118 к ответственности за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре), не имеется, кроме того, о каких-либо нарушениях в момент проведения проверки стороной ответчика не заявлялось, в материалах проверки возражений не зафиксировано, также как не зафиксировано возражений относительно истребования информации об аккредитации ООО «ГеоМАКС» и ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора», в связи с чем указанные доказательства не могут быть признаны недопустимыми.

    Доводы ООО «СибУголь» о том, что предприятие действовало добросовестно, с 2017 года осуществляло перевод спорных земельных участков в земли промышленности, по независящим от Общества обстоятельствам такой перевод удалось завершить лишь к 2022 году, судом не могут быть приняты во внимание, как не имеющие правового значения для разрешение настоящего спора, поскольку установлен факт использования земельных участков сельскохозяйственного назначения для иных целей, не связанных с разрешенным использованием, что в силу действующего законодательства не допустимо.

    Доводы стороны ответчика о ликвидации предприятия в связи с процедурой банкротства в случае удовлетворения заявленных прокурором требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Рыбинский район в лице администрации Рыбинского района Красноярского края к ООО «Сибирский Уголь» о взыскании суммы ущерба, причиненного почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя, подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Рыбинский район в лице администрации Рыбинского района Красноярского края к ООО «Сибирский Уголь» о взыскании суммы ущерба, причиненного почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя – удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Сибирский Уголь» (ИНН 2421003191) в доход бюджета муниципального образования Рыбинский район Красноярского края ущерб, причиненный почвам в результате снятия, перекрытия и уничтожения плодородного слоя на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами <адрес> и <адрес> в размере 530 698 211 рублей 63 копейки.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий                                                                                                   Н.М. Кайдалина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 июня 2024 года.

2-263/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Администрация Рыбинского района Красноярского края
Ответчики
ООО "Сибирский уголь"
Другие
Администрация Бородинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края
Чехвалов Сергей Юрьевич
Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю
КУМИ Рыбинского района Красноярского края
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Суд
Рыбинский районный суд Красноярского края
Судья
Кайдалина Н.М.
Дело на сайте суда
ribinsk.krk.sudrf.ru
29.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2024Передача материалов судье
02.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.03.2024Предварительное судебное заседание
07.05.2024Предварительное судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее