Дело № 2а-2477/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 12 марта 2018 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Жижина А.А.,
при секретаре Гавриш Е.В.,
с участием административного истца Махновецкой Г.Г., представителя административного истца Перминова А.В.,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Тюменской области Кривошей Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Махновецкой Г.Г. к руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Кораблеву В.Г., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, об оспаривании бездействия должностного лица,
У С Т А Н О В И Л:
Махновецкая Г.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Кораблеву В.Г., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об оспаривании бездействия должностного лица. Административный иск мотивировала тем, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В августе 2017 года заявитель обратилась к должностному лицу, бездействие которого оспаривается, с заявлением об отмене решения руководителя Территориального отдела Роснедвижимости по г. Тюмени Авдеева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости» - земельного участка по адресу: <адрес>. Согласно полученному письму от ДД.ММ.ГГГГ за подписью исполняющего обязанности начальника отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Тюменской области Кривцовой К.Ю.. предложено произвести межевание с учетом новой смежной границы участков. Считает данный ответ необоснованным. Из указанного письма исполняющего обязанности начальника отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Кривцовой К.Ю. не следует, что она наделена полномочиями по отмене незаконного решения руководителя Территориального отдела Роснедвижимости по г. Тюмени Авдеева А.М. В связи с чем полагает, что руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Кораблев В.Г., к которому она обратилась с заявлением, бездействует.
Административный истец Махновецкая Г.Г., представитель административного истца Перминов А.В., в судебном заседании административный иск поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Кривошей Е.Д., в судебном заседании с административным иском Махновецкой Г.Г. не согласилась, просила отказать в удовлетворении его требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям:
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что руководителем Территориального отдела Роснедвижимости по городу Тюмени Авдеевым А.М. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № «О государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости» - земельного участка по адресу: <адрес> Вышеуказанное решение руководителем Управления Росреестра по Тюменской области Кораблевым В.Г. не принималось, в связи с чем не может быть им отменено.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее - Закон № 218-ФЗ).
ЕГРН состоит из реестра прав на недвижимость, содержащем сведения о правах, ограничениях прав и обременений недвижимого имущества, и реестра объектов недвижимости, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - под индивидуальный жилой дом, площадью -512 кв.м., внесены в кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании дополнения к оценочной описи земельных участков кадастрового квартала №
Местоположение границ вышеуказанного земельного участка не установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Соответственно, на кадастровом плане земельного участка
от ДД.ММ.ГГГГ № и в кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № указаны ориентировочные границы земельного участка с кадастровым номером №
Сведения о координатах поворотных точек границ устанавливаются по результатам проведения межевания земельного участка.
Для внесения в кадастр недвижимости сведений о координатах поворотных точек границ подготавливается межевой план - документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Подготовка межевого плана осуществляется кадастровым инженером.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ) кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 29.1 Закона № 221-ФЗ кадастровый инженер обязан соблюдать требования Закона № 221-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров.
Согласно части 1 статьи 29.2 Закона № 221-ФЗ кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований Закона № 221-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в ЕГРН вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - под индивидуальный жилой дом и хозяйственно-бытовые строения, площадью - 703 кв.м., внесены в кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании дополнения к оценочной описи земельных участков кадастрового квартала №
Местоположение границ земельного участка установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером № внесены в кадастр недвижимости на основании описания земельного участка, представленного вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе анализа сведений, содержащихся в кадастре недвижимости и в документах, на основании которых эти сведения были внесены, технических и реестровых ошибок в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № не выявлено.
В материалах кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером № содержится Акт согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена информация о согласовании местоположения границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, с правообладателем смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено личной подписью правообладателя этого земельного участка ФИО8 При этом на дату осуществления государственного кадастрового учета в соответствии с документами, представленными вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ №, в кадастре недвижимости отсутствовала информация о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: <адрес>.
На момент подготовки описания земельного участка, представленного вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ №, действовал приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет» (далее - Требования к документам о межевании).
Документом о межевании для государственного кадастрового учета являлось описание земельного участка (п. 3 Требований к документам о межевании).
Требованиями к оформлению документов о межевании, утвержденными Приказом №, не предусмотрено включение в описание земельного участка документов, подтверждающих согласование границ.
В соответствии с пунктом 4 Требований к документам о межевании описание земельных участков представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний земельных участков используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения.
Таким образом, ответственность за достоверность информации отраженной в документах о межевании, лежит на лице, проводившем землеустроительные (кадастровые) работы.
В случае, если в сведениях кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № содержится ошибка, которая в соответствии с частью 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ классифицируется как реестровая, такая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, реестровая ошибка - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, допущенная лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 15 Закона № 218-ФЗ с заявлениями о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка и др.) вправе обратиться собственники объекта недвижимости, либо их представители при наличии у них нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план.
Таким образом, для исправления реестровой ошибки любое лицо вправе обратиться к кадастровому инженеру, являющемуся членом саморегулируемой организации, для подготовки межевого плана, сформированного в связи с выполнением кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка, в котором необходимо обосновать факт обнаружения реестровой ошибки, в чем она заключается и включить в состав межевого плана разделы, содержащие сведения, позволяющие устранить такую ошибку, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Затем собственник земельного участка, в сведениях ЕГРН о котором выявлена реестровая ошибка, либо его представитель, действующий в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, вправе обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана в офисы ГАУ ТО «МФЦ».
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска Махновецкой Г.Г.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Махновецкой Г.Г. к руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Кораблеву В.Г., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, об оспаривании бездействия должностного лица, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течениемесяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачиапелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 19 марта 2018 года.
Судья А.А. Жижин