РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саров 21 февраля 2022 года
Саровский городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Метельковой Е.С., при секретаре судебного заседания Щепиной Е.С., с участием представителя административного истца помощника прокурора ЗАТО г. Саров Маркова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
прокуратуры ЗАТО г. Саров в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещаемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура ЗАТО г. Саров, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что на Интернет-страницах с URL-адресами: https://medicalls-hub-online.com/spravka-ob-otsutstvii-kontaktov-s-infektsiormvimi-bolnyi??.html, https://msk.bestspravka.vip/spravka-ob-otsutstvii-kontakta-s-bolnvmi/,https://vse-spravki.com/spravki/spravka-ob-otsutstvii-kovid/ размещены предложения о приобретении медицинских справок без фактического прохождения медицинского осмотра и посещения врача, в том числе, справок об отсутствии новой короновирусной инфекции (COVID-19), о временной нетрудоспособности, о беременности, от нарколога, психиатра и иных медицинских справок. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя.
Административный истец просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на страницах сайтов с URL-адресами: https://medicalls-hub-online.com/spravka-ob-otsutstvii-kontaktov-s-infektsiormvimi-bolnyimi.html,?https://msk.bestspravka.vip/spravka-ob-otsutstvii-kontakta-s-bolnvmi/,https://vse-spravki.com/spravki/spravka-ob-otsutstvii-kovid/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора ЗАТО г. Саров Марков Д.В. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, надлежащим образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд не признал явку сторон в судебное заседание обязательной и считает, что неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Статья 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п.1).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5).
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» являются, в том числе решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», а также вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация имеет право, в том числе, выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; формировать в форме электронного документа или в отдельных случаях выдавать в форме документа на бумажном носителе листки нетрудоспособности в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно п.п. 2, 9 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, утвержденных Приказом Минздрава России от 23 ноября 2021 года № 1089н, формирование (выдача) листков нетрудоспособности осуществляется юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы (или индивидуальными предпринимателями), имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее - медицинские организации); формирование (выдача) и продление листка нетрудоспособности осуществляется после осмотра гражданина медицинским работником и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, либо в истории болезни стационарного больного или иной медицинской документации, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Аналогичные требования в отношении медицинских справок утверждены Приказом Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31 декабря 2020 года «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры», которым установлена необходимость прохождения периодических медицинских осмотров водителями транспортных средств и порядок прохождения указанных медицинских осмотров, который предусматривает, в том числе, прибытие работника в медицинскую организацию и его осмотр врачами-специалистами.
В силу п.п. 10, 13 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Минздрава России от 14 сентября 2020 года № 972н справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо; медицинские заключения выдаются пациентам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения.
Основываясь на представленных доказательствах, оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, судом установлено, что в ходе проведенного прокуратурой ЗАТО г. Саров мониторинга сети «Интернет» на предмет нарушения вышеуказанных норм закона выявлен сайт, расположенный по электронному адресу: https://vse-spravki.com/spravki/spravka-ob-otsutstvii-kovid/, на страницах которого размещена информация, запрещенная законодательством Российской Федерации к размещению, а именно предложения о приобретении медицинских справок без фактического прохождения медицинского осмотра и посещения врача, в том числе справок о состоянии здоровья несовершеннолетних, о временной нетрудоспособности, о беременности, от нарколога, психиатра и иных медицинских справок.
Вход на сайт свободный, не требует регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неорганичен. Ограничение на передачу, копирования и распространение отсутствует.
Учитывая положения вышеприведенных норм права, распространение такой информации на названном сайте запрещено законом, что является достаточным основанием для признания размещенной на интернет-сайте информации информацией, запрещенной на всей территории Российской Федерации, поэтому заявленные прокурором требования в указанной части являются обоснованным и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая, что доступ к сайтам с адресами https://medicalls-hub-online.com/spravka-ob-otsutstvii-kontaktov-s-infektsiormvimi-bolnyimi.html, https://msk.bestspravka.vip/spravka-ob-otsutstvii-kontakta-s-bolnvmi/ в настоящий момент ограничен, требования административного истца о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на вышеуказанных сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокуратуры ЗАТО г. Саров в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещаемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить частично.
Признать информацию, размещенную на сайте: https://vse-spravki.com/spravki/spravka-ob-otsutstvii-kovid/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций копию вступившего в законную силу решения суда, которое является основанием для включения указателя страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Е.С. Метелькова