Дело № 2а-2805/2022
УИД 11RS0005-01-2022-003888-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.
при помощнике Фишер Л.А., с участием истца Бурлова С.В., представителя ФКУ «ИК-24 УФСИН России по РК, ФСИН России Мартыросян И.В., рассмотрев посредством ВКС в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 03 августа 2022 года административное дело № 2а-2805/2022 по иску Бурлова С.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании денежной компенсации,
установил:
Бурлов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК о признании условий содержания ненадлежащими и взыскания денежной компенсации в размере 100000 рублей. В обоснование указал, что содержался в ШИЗО ФКУ ИК-.... камере .... с <...> г.. Горячее водоснабжение, бак для питьевой воды, уборочный инвентарь, дезинфицирующие и антисептические средства, изолированная кабина с унитазом, принудительная вентиляция, механизм открытия окна, сифон в чаше Генуя и раковине, вешалка для одежды в камере отсутствует. Освещения недостаточно, стол приварен к кровати, постельные принадлежности пришли в негодность, прогулочные дворы маленькие.
Истец в судебном заседании на иске настаивал.
Определением суда от 20.06.2022 в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
Представитель ответчиков в судебном заседании с исковыми требованиями о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания не согласился, представил отзыв.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.
Порядок и условия содержания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируются УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295, действующими в спорный период, и иными нормативными актами.
В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Ответчиком не оспаривается и материалами дела подтверждается, что Бурлов С.В. <...> г. водворялся в камеру .... ШИЗО на 11 суток за нарушения распорядка дня. Законность водворения в ШИЗО Бурлов С.В. не обжалует.
В силу статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный имеет право на обеспечение необходимых материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий.
При поступлении в ФКУ ИК-24 истец был обеспечен матрацем, подушкой, одеялом, что им не оспаривается.
Как указал ответчик в отзыве, постельные принадлежности в камерах ШИЗО пригодны для эксплуатации. Матрацы сухие, их набивка в достаточном объеме. Порядок выдачи, контроль за их состоянием осуществляется сотрудниками учреждения согласно правилам внутреннего распорядка.
Сомневаться в указанном у суда оснований не имеется, поскольку суд исходит из добросовестного выполнения органами государственной власти обязанностей, пока не будет доказано иное.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что камеры камера штрафного изолятора в исправительной колонии особого режима оборудуются откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, столом для приема пищи, тумбой для сидения, умывальником (рукомойником).
Глава 4 п. 32 пп. 10 Приказа Минюста России от 04.09.2006г. № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» предусматривает, что ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.
В силу пп. 12.3 приказа Минюста РФ от 27.07.2017г. № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» (далее – Каталог), койка откидная КОД-2 устанавливается в ИУ и СУ в помещениях камерного типа.
Подпункт 12.4 Каталога полотно койки КОД-2 не предусматривает оборудование столиком либо табуретом. Койка КОД-1 состоит из верхней койки и нижней койки. Запирание каждой из этих коек в поднятом (вертикальном) положении и отпирание для откидывания их в горизонтальное положение осуществляется с помощью механизмов запора, которые монтируются в стену и управляются со стороны коридора. Расстояние между верхней и нижней койками 760 мм. Полотна верхней и нижней коек имеют каркасы из стального уголка сечением 45х45х4 мм с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50х4 мм. Габаритные размеры полотен 700х1900 мм.
Пунктами 13.1 Каталога предусмотрено, что камеры ПКТ также оборудуются столом камерным СТ-1 и скамьей камерной СК-1, которые, крепятся к полу на глубину 80 мм, табуретом камерным ТБ-3 и тумбочкой прикроватной.
Оборудование камер ШИЗО не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства: столы и стулья, предусмотренные каталогом, в камерах не установлены, койка откидная не соответствует Каталогу.
Вместе с тем, отсутствие отдельно стоящих столов и стульев не свидетельствуют о существенных отклонениях от таких требований, являющихся основанием для компенсации за ненадлежащие условия содержания, поскольку администрацией учреждения созданы условия для приема пищи и сна осужденному.
При этом, как следует из Приказа №512 наличие в камерах ШИЗО ИК особого режима бачков для питьевой воды, вешалок для одежды не предусмотрено.
Обеспечение централизованным холодным водоснабжением обеспечивается МУП «....» по государственному контракту .... от <...> г., согласно которому организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать на объекты Абонента, согласно приложения №2 холодную воду, установленного качества, в объеме, определенном настоящим контрактом, осуществлять прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
В отчете МУП ....» по выполнению производственного контроля за <...> г. указано превышение по показателям: ....
Между тем, по микробиологическим показателям качество воды соответствует. Вопреки доводу истца доказательства ограничения его прав на подачу питьевой воды в материалах дела отсутствуют. Доказательств обращения истца по этому поводу в Прокуратуру и иные контролирующие органы для проверки указанного факта на месте, равно как и жалобы осужденных других осужденных не имеется.
Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее по тексту – Свод правил).
В соответствии с п. 19.3.6 Свода правил во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:
- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;
- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
В соответствии с приложением А Свода правил в камерах ШИЗО, одиночных камерах, камерах ШИЗО следует предусматривать изолированную кабину с унитазом.
В соответствии пп. 3.1.5 приказа Минюста РФ от 27.07.2017 № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» (далее по тексту - Каталог), решетка оконная камерная РОК-5 устанавливается с внутренней стороны оконных проемов камер в случаях необходимости полного открывания форточки.
Истец в судебном заседании пояснил, что для открытия окна используется палочка, которую он сломал, самого механизма открытия окна нет. Однако указанное свидетельствует, что возможность открытия форточки имелась, то обстоятельство, что истца не устраивает сам механизм открытия окна, не является основанием для вывода о том, что форточки в камере не открывались и отсутствовал доступ к свежему воздуху. Указанное также подтверждается актом от <...> г. ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, где указано, что возможность проветривания камер ШИЗО имеется за счет форточек и вентиляционных отверстий, расположенных над входом в камеры, форточки открываются свободно, доступ к свежему воздуху имеется.
В соответствии с нормами освещения и стандарта СП 52.13330.2011, СНИП 23-05-95, норма освещения в жилом помещении составляет 150 Лк. Доказательства не соблюдения указанных параметров в деле не имеется, напротив, в представлении Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от <...> г. камера .... блока ШИЗО не значится среди объектов, в которых нарушены параметры освещения.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее — Свод правил).
На основании п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.133330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам, и др.).
Сводом правил определены нормы материально-бытового обеспечения осужденных улучшающие их положение в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил и уравнивает их с осужденными, находящимися в исправительных учреждениях введенных в эксплуатацию после утверждения Свода правил.
Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (Инструкция СП 17-02 Минюста России).
Согласно п. 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ФКУ ИК-24 об обязании в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ПКТ ОСУОН, всех камер ШИЗО, ОК Учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.п.). Решением Ухтинского городского суда от 02.06.2020 года по делу №2-1363/20, вступившим в законную силу, исковые требования были удовлетворены, в настоящее время решение суда не исполнено.
Доказательств принятия ИК-24 компенсационных мер, предусмотренных п.43 ПВР, в спорный период, в том числе путем размещения в свободном доступе водонагревательных приборов либо ежедневную выдачу горячей воды либо ее выдачу по требованию, во время нахождения истца в запираемом помещении блока ШИЗО в спорный период, ответчиками суду не представлено.
Поскольку обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением, питьевой водой надлежащего качества являлось и является обязательным, постольку неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав осужденных на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности. В соответствии с судебной практикой Европейского Суда по правам человека данное нарушение относится к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация.
Довод истца о ненадлежащем состоянии стен камеры .... ШИЗО суд признает обоснованным, поскольку на фотографиях зафиксированы незначительные дефекты стен в виде фрагментарного отсутствия краски.
Согласно п. 14.4 пп.20 Таблицы Свода правил в ФКУ ИК-24 прогулочные дворы ПКТ, ШИЗО должны составлять 6 кв.м. на одного осужденного, но не менее 20 кв.м.
Из отзыва ответчика следует, что прогулочные дворики в ШИЗО составляют площадь от 4 до 11 кв.м., что свидетельствует об их несоответствии.
В соответствии с пп.165, 166 Правил №295, действующими по состоянию на <...> г., уборка в камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и прогулочных двориках возлагается поочередно на каждого осужденного согласно графику, утвержденному заместителем начальника ИУ, курирующим вопросы безопасности и оперативной работы, и доведенному до осужденного под роспись. В случае отказа осужденного от ознакомления с графиком составляется соответствующий акт. Осужденный, ответственный за уборку, получает и сдает инвентарь для уборки камеры, следит за чистотой в камере; производит уборку камерного санузла, а по окончании прогулки - прогулочного двора.
Поддержание чистоты в камерах ШИЗО осуществляется силами осужденных, находящихся в указанных камерах. Таким образом, истец мог и должен был самостоятельно производить уборку в камере. Выдача дезинфицирующих средств вышеназванными Правилами не предусмотрено.
В силу ст.12.1 УИК РФ, вступившей в силу 27.01.2020, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения")
Согласно п. 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Материалами дела установлены нарушения, что в камере .... ШИЗО отсутствовала горячая вода, столы и стулья приварены к кровати, площадь прогулочных двориков не соответствует Своду правил, имеется незначительные дефекты стен камеры, однако указанные нарушения в заявленный период 11 суток по своей продолжительности и характеру нельзя охарактеризовать как бесчеловечные или унижающие достоинство человека, превышающими тот уровень жестокости, который в ст.3 Конвенции дает возможность суду для взыскания денежной компенсации, предусмотренной ст.227.1 КАС РФ.
Кроме того, Бурлов С.В. уже ранее обращался в суд с исковыми требованиями о ненадлежащих условиях содержаниях в ФКУ ИК-24 в камерах ШИЗО в период с <...> г. и ему уже взыскивалась денежная компенсация за ненадлежащие условия содержания по решению Ухтинского городского суда по делу .... от <...> г..
При таких обстоятельствах, суд полагает в удовлетворении исковых требований Бурлова С.В. к ФКУ ИК-24 и ФСИН России о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания отказать.
Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Бурлова С.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №24 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 09.08.2022
Судья Е.В.Савинкина