Дело № 2-2681/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2015года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В. с участием прокурора Минигалеевой Ф.П., представителя ответчика администрации Кировского района г. Перми Пикулевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Перми, администрации Кировского района г. Перми о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Перми в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации г. Перми, Администрации Кировского района г. Перми и просит обязать ответчиков организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации Кировского района г. Перми по обследованию многоквартирного жилого дома по адресу: <АДРЕС> в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, в целях признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе с обследованием строительных конструкций дома специализированной организацией в течение трех месяцев в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой Кировского района г. Перми по обращению Кучеренко Н.В. проведена проверка исполнения жилищного законодательства Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц действиями (бездействием) органов местного самоуправления города Перми при решении вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: <АДРЕС>. В результате было установлено, что указанный дом заключением межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для постоянного проживания граждан от ДД.ММ.ГГГГ. №... признан непригодным для постоянного проживания. Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что одноэтажный деревянный дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. На момент обследования в ДД.ММ.ГГГГ износ дома составлял 71%. В ходе проведенного обследования дома было установлено, что он находится в неудовлетворительном состоянии, стены деформированы, поражены массовой гнилью и грибком, промерзают и продуваются. Фундамент дома проседает и разрушается. Перекрытия в доме сильно поражены гнилью, имеется прогиб балок. Печные трубы имеют разрушения, печи нуждаются в ремонте. Электропроводка в доме ветхая, выполнены с нарушениями ПЭУ. С ДД.ММ.ГГГГ какой-либо ремонт в доме проведен не был. Согласно заключению инспекции государственного жилищного надзора Пермского края при визуальном осмотре технического состояния дома №... по <АДРЕС> установлены признаки, свидетельствующие об аварийности дома – неудовлетворительное состояние фундамента дома, несущих стен, кровли и т.д. Также в ходе обследования было установлено, что в доме отсутствуют водоснабжение, газоснабжение, канализация, электроснабжение находится в неудовлетворительном состоянии. Жители дома неоднократно обращались в управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлениями о необходимости признания дома аварийным, его обследование специализированной организацией было запланировано на ДД.ММ.ГГГГ., однако, до настоящего времени не проведено. В 4-х квартирном доме №... по <АДРЕС> 3 квартиры находятся в муниципальной собственности. Следовательно, администрация г. Перми как собственник данного имущества обязана провести обследование дома специализированной организацией. Из заключения Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края следует, что в доме №... по <АДРЕС> выявлены признаки аварийности, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровью граждан. В связи с этим, указанный дом представляет опасность не только для его жителей, но и для иных граждан, сотрудников медицинских, технических, иных специальных служб.
В судебном заседании прокурор Минигалеева Ф.П. на заявленных требованиях настаивает на основании указанных выше обстоятельств.
Представитель ответчика – Администрации Кировского района г. Перми - в судебном заседании исковые требования не признала. Дополнительно пояснила, что компетенция администрации регулируется типовым положением. Для вынесения заключения необходимо создать комиссию, в том числе, необходимо, чтобы с соответствующими заявлениями обратились собственники или наниматели и предоставили заключение специализированной организации, на основании чего будет создана межведомственная комиссия. 3-месячный срок для исполнения требуемой обязанности является неразумным. В отзыве на исковое заявление также указано, что администрация Кировского района г. Перми выполнила свои полномочия, предусмотренные Типовым положением по организации работы МВК в полном объеме. Кроме того, администрация Кировского района г. Перми не обладает полномочиями и правом по самостоятельному привлечению специализированной организации к обследованию дома №... по <АДРЕС> на предмет аварийности. Таким образом, возложением на администрацию Кировского района г. Перми указанных обязанностей противоречит действующему законодательству.
Представитель третьего лица – Управления жилищных отношений администрации г. Перми - в судебное заседание не явился, извещен.
Третье лицо Кучеренко Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель ответчика – Администрации г. Перми – в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования не признает ввиду следующего. Согласно п.п. 42, 43, 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таким образом, из данных положений следует, что комиссия на проведение обследования назначается по свободному волеизъявлению собственника, нанимателя жилых помещений, то есть, имеет заявительный характер. Для решения вопроса и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственник помещений дома должен предоставить заключение специализированной организации, проводящей обследование многоквартирного дома. Из искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ. межведомственной комиссией жилые помещения в доме по <АДРЕС> отнесены к категории непригодных для постоянного проживания. В соответствии с п. 47 Положения и п. 3.12 Типового положения о постоянно действующих межведомственных комиссиях при территориальных органах администрации г. Перми по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Данная норма носит императивный характер и не позволяет комиссии принимать несколько решений. Признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Кроме того, заключение, вынесенное комиссией ДД.ММ.ГГГГ., никем не оспорено и не отменено. Норма, прямо обязывающая муниципальное образование «город Пермь» обследовать спорный дом специализированной организацией на предмет аварийности с последующим обращением в комиссию для признания его аварийным отсутствует. Кроме того, истцом не указано, какой орган и в какой части должен исполнять. В случае удовлетворения иска, выполнить решение суда в 3-месячный срок невозможно.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
Согласно ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 2, 40 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Положения ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 3, 4 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
В целях реализации указанных норм постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. По смыслу п. 10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Согласно п. 34, 42, 43, 45 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным представляется заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
Из материалов дела следует, что дом по адресу: <АДРЕС> заключением межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для постоянного проживания граждан от ДД.ММ.ГГГГ. №... признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригоден для постоянного проживания (л.д. 7-8).
В соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. №... дом №... по <АДРЕС> - одноэтажный деревянный, находится на балансе МУ «.... Год постройки – до ДД.ММ.ГГГГ. Стены бревенчатые. Фундамент – бетонные столбы. Перекрытия деревянные утепленные по балкам. Кровля – шифер по деревянным стропилам и дощатой обрешетке. В доме печное отопление. Физический износ дома по техническому паспорту – 71%. Дом находится в неудовлетворительном состоянии. Стены поражены массовой гнилью и грибком, деформированы, промерзают и продуваются. Фундамент разрушается, имеется неравномерная осадка. Перекрытия сильно поражены гнилью, имеется прогиб балок, глубокие трещины. На кровле наблюдается расстройство креплений, протечки. Печные трубы имеют разрушения, печи требуют ремонта Электропроводка ветхая, выполнена с нарушениями ПУЭ. Жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригоден для проживания (л.д. 9-10).
Согласно заключению инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. №... в доме №... по <АДРЕС> выявлены признаки аварийности конструктивных элементов многоквартирного дома, в связи с чем необходимо признать его аварийным и подлежащим сносу (л.д. 14).
Из материалов дела следует, что квартиры №... в доме по <АДРЕС> включены в реестр муниципального имущества г. Перми (л.д. 16).
Проанализировав представленные доказательства, в том числе, пояснения сторон, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Перми и администрацией Кировского района г. Перми в нарушение постановления Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Типового положения о постоянно действующих межведомственных комиссиях при территориальных органах администрации города Перми по признанию муниципальных и частных жилых помещений, расположенных на территории районов города <АДРЕС> непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», не был осуществлен контроль за деятельностью межведомственной комиссии при администрации Кировского района г. Перми по соблюдению требований пунктов 34 и 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в результате чего в заключении комиссии не было сделано выводов относительно признания дома по <АДРЕС> неаварийным либо аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из содержания Положения от <АДРЕС>. следует, что межведомственная комиссия должна принять решение не только в отношении конкретного жилого помещения, но и в отношении всего многоквартирного жилого дома. То есть, учитывая также содержание п. 47 названного выше Положения, решение о пригодности или непригодности для проживания принимается в отношении конкретного жилого помещения, а в отношении дома в целом должно быть принято решение о том, является ли дом аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции. Однако, межведомственной комиссией было принято решение о признании именно жилых помещений многоквартирного дома по <АДРЕС> непригодными для проживания. Таким образом, комиссия приняла решение, не предусмотренное Положением от ДД.ММ.ГГГГ
В результате принятия данного заключения, которое не влечет за собой каких-либо последствий, нарушаются права лиц, проживающих в доме №... по <АДРЕС>, поскольку вследствие отсутствия вывода об аварийности дома и его сносе либо о реконструкций, не принимается решение о возможности дальнейшего использования жилых помещений, о сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и, как следствие, решение вопроса о реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
При этом доводы ответчиков о том, что в комиссию с заявлением о проведении обследования дома может обратиться любой собственник (наниматель) жилого помещения, расположенного в доме №... по <АДРЕС> не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае речь идет именно о бездействии органа местного самоуправления, который должен осуществлять контроль за деятельностью межведомственной комиссии, а не обязанность муниципального образования, как собственника, обратиться с заявлением о проведении обследования дома. При этом прокурор, в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вправе был обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о возложении на ответчиков обязанности по организации деятельности межведомственной комиссии.
С учетом указанного, суд полагает требования прокурора Кировского района г. Перми подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание тот факт, что в доме №... по <АДРЕС> выявлены признаки аварийности, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровью граждан, суд полагает целесообразным и возможным обязать ответчиков в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации Кировского района г. Перми по обследованию жилого дома №... по <АДРЕС> в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о призвании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 на предмет признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе с обследованием строительных конструкций дома специализированной организацией.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г. Перми и администрацию Кировского района г. Перми в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать деятельность межведомственной комиссии при администрации Кировского района г. Перми по обследованию жилого дома №... по <АДРЕС> в соответствии с порядком и требованиями, установленными Положением о призвании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 на предмет признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе с обследованием строительных конструкций дома специализированной организацией.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в апелляционном порядке.
Председательствующий: