Дело № 5-608/2024
25RS0002-01-2024-002899-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 июня 2024 года г. Владивосток,
ул. Пограничная, 6
Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края Бойко М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела в отношении должностного лица – капитана российского маломерного судна, используемого в целях торгового мореплавания МмДС «Мария» Клименко Александра Николаевича, дата года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <адрес>, паспорт № № выдан дата УМВД России по Приморскому краю,
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
дата в период с 20 часов 00 минут по 20 часов 25 минут (время приморское UTC+10) в средних географических координатах №, Японское море, ВМВ РФ, промысловый район № (подзона Приморье), в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов должностными лицами Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю проведены контрольные мероприятия в отношении рыболовного судна МмДС «Мария».
В результате осмотра судна и проверки документов, относящихся к предмету государственного контроля, установлено: тип судна - маломерное, используемое в целях торгового мореплавания, флаг судна - РФ, порт регистрации - Владивосток, бортовой номер №, собственник и судовладелец на основании судового билета от 25.09.2019 года № - ФИО3, судно оборудовано техническими средствами контроля позиции (акт выполненных работ № № от 20.02.2023 года).
Судно осуществляет рыболовство в российской части вод Японского моря (ВМВ РФ, и ТМ РФ, подзона Приморье) под руководством и управлением должностного лица - капитана судна Клименко А.Н., являющегося работником ИП ФИО3
МмДС «Мария» осуществляет промышленное рыболовство в подзоне Приморье в соответствии с имеющимся разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов: № от 25.12.2023 года выдано Приморским ТУ Росрыболовства на добычу (вылов): мидии (817) квота 1 т., орудия, способы добычи (вылова) - придонный полужесткий подсекатель с петлей (211), водолазные приспособления для ловли прочих моллюсков, осьминог песчаный (833) квота 1 т., орудия, способы добычи (вылова) - ловушка для промысла осьминога (188), придонный полужесткий подсекатель с петлей (211), водолазные приспособления для ловли прочих моллюсков (537), кальмар тихоокеанский (887) квота 1 т., камбалы дальневосточные (451) квота 1 т., терпуги (692) квота 1 т., навага (403) квота 1 т., орудия, способы добычи (вылова) - снюрревод 69.9/15.5 м <адрес> (110), трал донный 29.6 м (420), трал донный 49/56 м 0122 (432), трал донный 29.6/44.4 м (433), трал донный 38.1/35.7 м (МАСТЕР-2) (772), сроки добычи (вылова) с 01.01.2024 года по 08.05.2024 года, пользователь водными биоресурсами ИП ФИО3, вид рыболовства - промышленное.
При этом, в порядке, установленном Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна утв. приказом Минсельхоза РФ от 06.05.2022 года №, пользователь при осуществлении промышленного рыболовства в морских водах с доставкой и выгрузкой уловов водных биоресурсов на берег в живом, свежем или охлажденном виде, осуществляет их учет в местах доставки и выгрузки уловов водных биоресурсов, о чем свидетельствуют: уведомление пограничного органа пользователем водными биоресурсами от 29.12.2023 года (ответы на запросы от 15.02.2024 года №, от 20.02.2024 года №), уведомление об осуществлении промысловой деятельности на участках (в районах) ВМВ РФ, где установлен пограничный режим, и в ТМ РФ от 07.02.2024 года.
11.02.2024 года в ходе проведенного в порядке ст. 27.1, ст. 27.9 КоАП РФ, досмотра транспортного средства МмДС «Мария», помимо прочего, в кормовой части судна обнаружен трал донный 49/56м в мокром состоянии со следами недавнего использования, на рабочей палубе в средней части судна обнаружен улов водных биоресурсов в свежем (не обработанном) виде, добытый (выловленный) в результате выхода в море (рейса) судна, выполненного в период с 10.02.2024 года по 11.02.2024 года при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки в соответствии с указанным разрешением на добычу.
В процессе сортировки и взвешивания на сертифицированных электронных весах № зав. № (дата поверки 16.05.2023 года), а также согласно пояснению привлеченного к участию по делу специалиста-ихтиолога ФИО4, виды водных биоресурсов в улове, их вес и соотношение определено как: разрешенные виды (согласно разрешению на добычу) камбалы ДВ 35 кг., терпуги 30 кг., навага 34 кг., итого общий улов по разрешению составил 99 кг; заявленный капитаном судна прилов видов водных биоресурсов на которые установлен общий допустимый улов в подзоне Приморье в 2024 году согласно приказ Минсельхоза России от 25.08.2023 года № «Об утверждении общего допустимого улова водных биоресурсов во ВМВ РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и Каспийском море на 2024 год» с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 12.09.2023 года №, составил: креветка гребенчатая 384 кг. (387,8 % от веса всего улова водных биоресурсов указанных в разрешении на добычу, превышение прилова, допустимого пунктом 42 Правил рыболовства на 383,8 %), креветка северная 392 кг. (395,9 %, от веса всего улова водных биоресурсов указанных в разрешении на добычу, превышение прилова, допустимого пунктом 42 Правил рыболовства на 391,9 %), сельдь тихоокеанская 49 кг. (49,4 % от веса всего улова водных биоресурсов указанных в разрешении на добычу, превышение прилова, допустимого пунктом 42 Правил рыболовства на 45,4 %); заявленный капитаном судна прилов видов водных биоресурсов на которые общий допустимый улов в подзоне Приморье в 2024 году не установлен согласно перечня видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, и районов их добычи (вылова) на 2024 год составил: бычки - 85 кг. (8,4 % от веса всего улова, пунктом 46 Правил рыболовства не ограничивается при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки).
Итого, в результате выхода в море (рейса) в период с 10.02.2024 года по 11.02.2024 года добыто (выловлено) водных биоресурсов 1009 кг.
При этом, при проверке промысловой документации МмДС «Мария», а именно рыболовного журнала № начат 22.01.2024 года, квитанции на рыбу-сырец от 09.02.2024 года и акта контроля приемки, выгрузки в месте доставки от 09.02.2024 года, оформленных в результате выгрузки уловов водных биоресурсов добытых (выловленных) по итогам предыдущего выхода в море (рейса) выполненного в период с 08.02.2024 года по 09.02.2024 года, установлено осуществление добычи (вылова) водных биоресурсов с аналогичным превышением прилова, допустимого пунктом 42 Правил рыболовства, по весу от всего улова водных биоресурсов указанных в разрешении на добычу.
В частности, в результате предыдущего выхода в море (рейса) добыто: разрешенные виды (согласно разрешению на добычу): камбалы ДВ 60 кг., навага 15 кг., итого общий улов по разрешению составил 75 кг.; прилов видов водных биоресурсов на которые установлен общий допустимый улов в подзоне Приморье в 2024 году составил: креветка гребенчатая 249 кг. (332 %, превышение прилова на 328 %), краб-стригун опилио 0,4 кг. (0,5 %); прилов видов водных биоресурсов на которые общий допустимый улов в подзоне Приморье в 2024 году не установлен составил: бычки - 789 кг. (70,8 % от веса всего улова, пунктом 46 Правил рыболовства не ограничивается при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки).
Итого, в результате предыдущего выхода в море (рейса) в период с 08.02.2024 года по 09.02.2024 года добыто (выловлено) водных биоресурсов 1113,4 кг.
Одновременно установлено, что капитан судна Клименко А.Н. не сменил место добычи (вылова) в ходе выхода в море (рейса) в период с 10.02.2024 года по 11.02.2024 года, не менее чем на 5 морских миль от любой точки любого траления, выполненных в последнем рейсе (выходе в море с 08.02.2024 года по 09.02.2024 года) в результате которого установлено превышение величины разрешенного прилова указанного в пункте 42 Правил рыболовства, чем допустил нарушение подпункта а пункта 47 Правил рыболовства.
В результате не выполнения предписанной Правилами рыболовства обязанности по смене места добычи (вылова) водных биоресурсов, с нарушением указанных Правил рыболовства в период с 10.02.2024 года по 11.02.2024 года добыты поименованные ранее водные биоресурсы общим весом 1009 кг.
Водные биоресурсы, добытые (выловленные) с нарушением Правил рыболовства в период с 10.02.2024 года по 11.02.2024 года изъяты у лица, привлекаемого к административной ответственности, с соблюдением требований статьи 27.10 КоАП РФ.
Клименко А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, сведениями о причинах неявки суд не располагает, ходатайство об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебном заседании старший государственный инспектор РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов ФИО5 и представитель ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю по доверенности ФИО6 полагали, что вина должностного лица – капитана МмДМ «Мария» Клименко А.Н. доказана и подтверждается материалами дела.
Выслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина капитана МмДС «Мария» Клименко А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ - нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, нашла свое подтверждение в судебном заседании, и основана на следующих доказательствах.
Частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море и влечет наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве) рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4 статьи 43.1 названного Закона).
Из содержания статей 11 и 34 Закона о рыболовстве следует, что осуществление рыболовства носит разрешительный характер.
Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биоресурсов (пункт 19 части 1 статьи 1 Закона о рыболовстве).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о рыболовстве водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о рыболовстве юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ст. 35 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», согласно которой пользование объектами животного мира осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; пользование животным миром осуществляется на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории акватории; пользователи животным миром обязаны осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормы, сроки пользования животным миром.
Деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам, осуществление рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, регламентируется Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденными Приказом Министерством сельского хозяйства России от 23 мая 2019 года № 267.
В соответствии с ч. 1 статьи 20 Федерального закона № 155 от 31.07.1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» использование природных ресурсов и охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников истории и культуры осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федеральным законом № 155 от 31.07.1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» основными принципами экономических отношений при пользовании природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря являются ответственность за нарушение условий хозяйственной деятельности.
Согласно статье 32 Федерального закона № 155 от 31.07.1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в частности из пояснений специалиста по судовождению ФИО7 от 11.02.2024 года следует, что из построенной ФИО9 тралений МмДС «Мария» рейса № (с 08.02.2024 года по 09.02.2024 года) и рейса № (с 10.02.2024 года по 11.02.2024 года) можно сделать однозначный вывод, о том, что указанное судно на участке тралений № (3) и № (4) рейса № находилось на расстоянии менее 5 морских миль от точек трасс тралений выполненных в предыдущем выходе в море (рейсе №). Из построенной ФИО10 тралений МмДС «Мария» можно сделать однозначный вывод, о том, что указанное судно в 2024 году осуществляло добычу (вылов) водных биоресурсов на участке ТМ РФ от н/п Преображение до н/п Моряк-Рыболов на средних глубинах 180-220 м.
Из ответа Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («ТР1НРО») от 27.02.2024 года №, следует, что в подзоне Приморье гребенчатая креветка встречается повсеместно, включая участок от н/п Преображение до н/п Моряк-Рыболов, оптимальные глубины промысла 150-300 м. В соответствии с п. 32.18 Правил рыболовства в подзоне Приморье при осуществлении добычи креветки гребенчатой запрещено применять все виды тралов. Увеличение шага ячеи в различных частях донного трала может негативно сказаться на промысловой эффективности орудия добычи, так как будет снижена его способность удерживать мелкоразмерные группы водных биоресурсов.
Из протокола опроса специалиста от 11.04.2024 года в области промышленного рыболовства и орудий лова, доцента кафедры Промышленного рыболовства ФГБОУ ВО «Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета» кандидата технических наук ФИО8, следует, что имеющиеся в материалах дела разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов № от 23.12.2023 года, № от 23.12.2023 года, № от 25.12.2023 года выданы Приморским ТУ Росрыболовства пользователю водными биоресурсами ИП ФИО3, на добычу (вылов), в том числе, донно-пищевых видов рыб: камбалы ДВ, терпуги, навага. При этом, орудиями добычи данных видов рыб по разрешению являются снюрревод и различные донные тралы.
Из анализа представленных пользователем водными биоресурсами чертежей, фактически использованных орудий лова для добычи водных биоресурсов по данным разрешениям, а также промысловых отчетов следует.
Фактически для добычи придонных видов рыб применяются донные тралы с оснасткой сетной части с шагом ячеи: крылья 50-60 мм., сквер 30 мм., мотня 30 мм., мешок 30 мм. (покрытие мешка вторым слоем дели 50-60 мм., фартук 60 мм.). При этом зафиксированы высшие уловы различных видов креветок, по отношению к видам водных биоресурсов поименованных в разрешениях. Причиной преобладания в уловах непоименованных в разрешениях различных видов креветок (северная, гребенчатая) в том числе является применяемая в тралах дель с шагом ячеи в концентрирующей и накопительной частях трала равной 30 мм. Такой шаг ячеи в донных тралах по существу соответствует характеристикам креветочного трала, применяемого для специализированного промысла креветки северной, единственным отличием является отсутствие селективной решетки, обязательной при специализированном промысле креветки северной. Использование дели с таким шагом ячеи способствует эффективному облову различных видов креветок. В соответствии с Правилами рыболовства добыча креветки гребенчатой запрещена тралами.
Увеличение шага ячеи в концентрирующей и накопительной частях трала будет способствовать улучшению селективности орудия лова и как следствие уменьшению прилова различных видов креветок и уменьшению прилова молоди различных видов рыб.
В соответствии с Правилами рыболовства, минимальный промысловый размер камбалы ДВ (21 см), терпуги (22 см), навага (19 см), для эффективного облова достаточно использовать дель с шагом ячеи 60 мм.
Возможным решением уменьшения облова различных видов креветок при донном траловом промысле других видов гидробионтов может служить использование селективной решетки используемых на промысле креветки с направлением отсортированной креветки в среду обитания.
Материалами дела установлено, что капитаном МмДС «Мария» ФИО1 в ходе осуществления рыболовства в 2024 году по указанному разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов в результате каждого выхода в море (рейса) с использованием донных тралов 38.1/35.7 м., 49/56 м. 0122 с шагом ячеи в концентрирующей и накопительной частях трала равной 30 мм., добывался (вылавливался) и в место доставки и выгрузки регулярно доставлялся улов с превышением разрешенного прилова видов водных биоресурсов на которые в подзоне Приморье в 2024 году установлен ОДУ (креветка северная и креветка гребенчатая), что свидетельствует о регулярном умышленном характере действий, направленных на превышение разрешенного прилова в нарушение требований Правил рыболовства и подтверждается сведениями рыболовного журнала №, судового журнала №, технической документацией (чертежами) используемых орудий лова, промысловыми отчетами пользователя водными биоресурсами, предоставленными установленным порядком в Приморское ТУ Росрыболовства, а также квитанциями на сданную рыбу-сырец: от 29.01.2024 года прилов всех видов водных биоресурсов, не поименованных в разрешении (креветки северной и креветки гребенчатой) составил 232,6 % (221 кг.), от веса всего улова водных биоресурсов, указанных в разрешении (95 кг.); от 04.02.2024 года прилов всех видов водных биоресурсов, не поименованных в разрешении (креветки гребенчатой) составил 313 % (432 кг.), от веса всего улова водных биоресурсов, указанных в разрешении (138 кг.); от 09.02.2024 года прилов всех видов водных биоресурсов, не поименованных в разрешении (креветки гребенчатой и краба-стригуна опилио) составил 332,5 % (249,4 кг.), от веса всего улова водных биоресурсов, указанных в разрешении (75 кг.); от 11.02.2024 года прилов всех видов водных биоресурсов, не поименованных в разрешении (креветки гребенчатой, креветки северной и сельди тихоокеанской) составил 833,3 % (825 кг.), от веса всего улова водных биоресурсов, указанных в разрешении (99 кг.).
Из сравнительного анализа соотношения освоения объема добычи (вылова) водных биоресурсов предоставленных ИП ФИО3 в пользование на 2024 год согласно выданных Приморским ТУ Росрыболовства разрешений и освоения данным пользователем водных биоресурсов общий допустимый улов на которые установлен в подзоне Приморье в 2024 году под видом прилова, без заключения в установленном законодательством порядке договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) таких биоресурсов, следует: объем предоставленных водных биоресурсов в пользование - 25000 кг. (согласно выданных разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов); освоение выделенного объема по состоянию на 15.02.2024 года - 2231 кг (8,9 % согласно предоставленных в Приморское ТУ Росрыболовства промысловых отчетов пользователя); вылов не поименованных в разрешении видов водных биоресурсов ОДУ на которые установлен в подзоне Приморье в 2024 году - 4027 кг (180,5 % от всего улова разрешенных видов, согласно предоставленных в Приморское ТУ Росрыболовства промысловых отчетов пользователя).
При этом пользователю водными биоресурсами ИП ФИО3, не распределены квоты добычи (вылова) креветки северной, креветки гребенчатой и сельди тихоокеанской в подзоне Приморье, ввиду отсутствия с пользователем водными биоресурсами заключенного в порядке статьи 33.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» от 20.12.2004 года № 166-ФЗ договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) поименованных водных биоресурсов в морских водах (ответ Приморского ТУ Росрыболовства от 21.02.2024 года №).
Как следует из ФЗ-166, законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе, на принципе платности использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату (п. 9 ч. 1 ст. 3 ФЗ-166).
Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением обитающих в прудах, обводненных карьерах которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности (ч. 1, ч. 2 ст. 10 ФЗ-166).
Рыболовство осуществляется в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, или в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается (ч. 5 ст. 16 ФЗ-166).
Для осуществления промышленного рыболовства в морских водах в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров, предусмотренных статьей 33.1 настоящего Федерального закона (договор о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах) ч. 2 ст. 19, ст. 33.1 ФЗ-166.
Для осуществления промышленного рыболовства в морских водах в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, такие водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров, предусмотренных статьей 33.4 настоящего Федерального закона (договор пользования водными биоресурсами) ч. 4 ст. 19, ст. 33.4 ФЗ-166.
При осуществлении рыболовства в отношении определенных видов водных биоресурсов допускается добыча (вылов) иных видов водных биоресурсов в объеме, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (разрешенный прилов) ч. 1 ст. 29.2 ФЗ-166.
Как установлено п. 42 Правил рыболовства, разрешенный прилов всех видов водных биоресурсов, не поименованных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов и на которые установлен общий допустимый улов, одновременно с добычей (выловом) видов водных биоресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки, допускается в размере не более 4 % от веса всего улова водных биоресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Из буквального толкования указанных норм следует, что промышленное рыболовство в морских водах осуществляется в отношении видов водных биоресурсов общий допустимый улов которых устанавливается и не устанавливается при обязательном заключении установленным порядком соответствующих договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов.
При этом, из анализа пунктов 41, 42, 42, 45, 46 и 47 Правил рыболовства следует, что независимо от выбранного вида осуществления рыболовства (с учетом в местах добычи либо с учетом в местах доставки), в случае превышения величины разрешенного прилова видов водных биоресурсов, не поименованных в том разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, по которому осуществляется добыча (вылов) водных биоресурсов и на которые установлен общий допустимый улов, весь прилов, превышающий разрешенный объем, подлежит переработке, то есть превышающий 2 % или 4 % соответственно, с возложением на пользователя ряда обязанностей, направленных на сохранение биоресурсов и недопущение повторного превышения величины разрешенного прилова. При этом, разрешенный прилов водных биоресурсов, для которых общий допустимый улов не установлен не ограничивается при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки, однако при осуществлении рыболовства с учетом в местах добычи допускается в количестве, не превышающем 49 % от общего веса улова за одну операцию по добыче (вылову).
Значительная разница в допустимой величине разрешенного прилова для видов водных биоресурсов общий допустимый улов на которые установлен и не установлен, обусловлена дифференцированным правовым режимом таких водных биоресурсов, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район добычи (вылова) и другие факторы, что является одним из принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов (п. 4 ч. 1 ст. 2 ФЗ-166).
Вместе с тем, Правила рыболовства допускают единственный случай когда размер разрешенного прилова водных биоресурсов не ограничивается - при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки, в случае прилова водных биоресурсов общий допустимый улов которых не установлен. Во всех остальных случаях, в том числе и в случае совершенного правонарушения, по общему правилу, размер прилова не может превышать 49 % от веса всего улова водных биоресурсов указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов. В противном случае, такие водные биоресурсы приобретают статус равный или преобладающий над водными биоресурсами, указанными в разрешении на добычу и предоставленными лицу в пользование на основании и в порядке установленном ФЗ-166, что не может свидетельствовать о законности их добычи без возникновения установленным порядком права на такое изъятие их из среды обитания, а следовательно, о возможности приобретения права собственности на них в порядке, установленном гражданским законодательством (ч. 3 ст. 10 ФЗ-166).
Как следует из материалов дела, должностное лицо - ответственный за добычу водных биоресурсов, работник ИП ФИО3, капитан рыболовного судна МмДС «Мария» Клименко А.Н., осуществляя промышленное рыболовство с учетом уловов в местах доставки и выгрузки по разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов № от 25.12.2023 года, в ТМ РФ, в период с 10.02.2024 года по 11.02.2024 года добыл с использованием донного трала 49/56 м 0122: камбалы ДВ 35 кг., терпуги 30 кг., навага 34 кг. (виды водных биоресурсов согласно разрешению на добычу), итого общий улов по разрешению составил 99 кг.; креветка гребенчатая 384 кг., креветка северная 392 кг., сельдь тихоокеанская 49 кг. (общий допустимый улов установлен в подзоне Приморье в 2024 году); бычки 85 кг. (общий допустимый улов не установлен в подзоне Приморье в 2024 году, прилов таких видов пунктом 46 Правил рыболовства не ограничивается при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки).
Общий допустимый улов креветки северной южнее м. Золотой и креветки гребенчатой в подзоне Приморье установлен в объеме 2,88 тыс. тонн и 0,872 тыс. тонн соответственно (приказ Минсельхоза России от 25.08.2023 года № «Об утверждении ОДУ ВБР во ВМВ РФ, в ТМ РФ на КШ РФ, в Р1ЭЗ РФ и Каспийском море на 2024 год» с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от дата №).
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, разрешенный прилов всех видов водных биоресурсов общий допустимый улов на которые установлен не может превышать: 49 % х 99 кг / 100 % = 48,5 кг.
Таким образом, в период с 10.02.2024 года по 11.02.2024 года должностное лицо - ответственный за добычу водных биоресурсов, капитан рыболовного судна МмДС «Мария» ФИО1, во внутренних морских водах РФ и в территориальном море РФ при осуществлении промышленного рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки в соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов № от 25.12.2023 года, действуя от имени и в интересах пользователя водными биоресурсами ИП ФИО3 с использованием указанного рыболовного судна и донного трала 49.56 м 0122 осуществил добычу (вылов): камбалы ДВ 35 кг., терпуги 30 кг., навага 34 кг., креветка гребенчатая 384 кг., креветка северная 392 кг., сельдь тихоокеанская 49 кг., бычки 85 кг.: без смены места добычи (вылова) не менее чем на 5 морских миль от любой точки любого траления, выполненных в последнем рейсе (выходе в море с 08.02.2024 года по 09.02.2024 года), в результате которого установлено превышение величины разрешенного прилова указанного в пункте 42 Правил рыболовства, чем нарушил подпункт а) пункта 47 Правил рыболовства; без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и с превышением объёмов разрешенного прилова, при тех же обстоятельствах совершения правонарушения, из всего указанного улова добыл (выловил) креветку гребенчатую общим весом 361,4 кг., креветку северную общим весом 369 кг. и сельдь тихоокеанскую общим весом 46,1 кг., чем нарушил подпункт а и подпункт б пункта 22.1 Правил рыболовства; с применением в подзоне Приморье, при тех же обстоятельствах совершения правонарушения, запретного орудия добычи (вылова) - трала, с использованием которого из всего указанного улова добыл (выловил) креветку гребенчатую общим весом 361,4 кг., чем нарушил подпункт г пункта 32.18 Правил рыболовства, то есть совершил административное правонарушение ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Клименко А.Н., являясь капитаном рыболовного судна МмДС «Мария», наделен организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями единоличного руководителя экипажа судна, ввиду чего несет ответственность за соблюдение на указанном судне требований действующего законодательства и в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, подлежит административной ответственности как должностное лицо.
Вина должностного лица - капитана рыболовного судна МмДС «Мария» Клименко А.Н. в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 11.04.2024 года, протоколом досмотра ТС № № от 11.02.2024 года, протоколом изъятия вещей и документов от 11.02.2024 года с приложением формуляра метрологического контроля средств измерения, актом контроля выгрузки МмДС «Мария» № от 09.02.2024 года и актом осмотра судна от 09.02.2024 года, актом контроля выгрузки МмДС «Мария» от 11.02.2024 года и актом осмотра судна от 11.02.2024 года, копиями рыболовного журнала МмДС «Мария» № и судового журнала МмДС «Мария» №, квитанцией на рыбу-сырец, разрешением на добычу ВБР № с внесенным изменением от 24.01.2024 года, актом проверки ТСК МмДС «Мария» от 20.02.2024 года и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица – капитана российского маломерного судна, используемого в целях торгового мореплавания МмДС «Мария» Клименко А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства" санкцией части 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрено назначение административного штрафа в размере, кратном стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.
Таким образом, при назначении административного штрафа сумму следует исчислять в размере, кратном стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.
Согласно представленным пользователем водными биоресурсами ИП ФИО3 сведениям, рыночная стоимость 1 килограмма сырца водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, добытых в подзоне Приморье по состоянию на 11.02.2024 года составляет: креветка северная 300 рублей; креветка гребенчатая 350 рублей; бычки 50 рублей; сельдь тихоокеанская 60 рублей; камбалы ДВ 80 рублей; терпуги 80 рублей; навага 87 рублей.
Суд принимает во внимание расчет, представленный административным органом, согласно которому исходя из минимальной стоимости водных биологических ресурсов, однократный размер стоимости предмета правонарушения (сумма штрафа) составляет 267348 рублей.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, следовательно, по данному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению требований Правил рыболовства.
Таким образом, обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения исходя из характера и общественной опасности совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
должностное лицо – капитана российского маломерного судна, используемого в целях торгового мореплавания МмДС «Мария» Клименко Александра Николаевича, дата года рождения, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 267348 рублей без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
Штраф надлежит перечислить на следующие реквизиты:
ОГРН №
Полное наименование юридического лица (получателя):
Федеральное Государственное Казенное Учреждение «Пограничное управление Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по <адрес>»
Место нахождения юридического лица (получателя): <адрес>.
Адрес юридического лица (получателя): №, <адрес>
Банковские реквизиты ПУ ФСБ России по <адрес>:
Получатель платежа: №.
Оплата административного штрафа возможна с помощью электронных средств платежа через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» согласно УИН 18№.
Срок предъявления постановления к исполнению два года.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двух-кратном размере суммы неуплаченного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Копию квитанции об оплате штрафа предоставить в отдел делопроизводства Фрунзенского районного суда г. Владивостока.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья п/п М.Н. Бойко