Решение по делу № 33а-1942/2021 от 20.01.2021

УИД 61RS0009-01-2020-002230-07

Судья Нижников В.В. Дело № 33а-1942/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Авиловой Е.О.,

судей: Медведева С.Ф., Утемишевой А.Р.,

при секретаре Лапшевой И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Азовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Азовского района Ростовской области, Администрации Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области, заинтересованное лицо: Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Азовского района, о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Администрации Азовского района Ростовской области на решение Азовского городского суда Ростовской области от 24 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Авиловой Е.О., судебная коллегия по административным делам

установила:

Азовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд, ссылаясь на то, что при проведении проверки на территории Азовского района требований законодательства в сфере обращения с отходами выявлены нарушения требований закона, выразившиеся в непринятии мер к оборудованию на территории Елизаветинского сельского поселения контейнерных площадок, отвечающих требованиям закона и санитарных правил.

Как указывает административный истец, по установленному факту главам администраций Азовского района и Елизаветинского сельского поселения вносились соответствующие представления, которые до настоящего времени не удовлетворены в полном объеме.

В данной связи, по мнению административного истца, бездействие органов местного самоуправления не способствует соблюдению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать бездействие администраций Азовского района и Елизаветинского сельского поселения незаконными, обязав их принять меры, направленные на организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Елизаветинского сельского поселения путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу.

Решением Азовского городского суда Ростовской области от 24 сентября 2020 года административные исковые требования Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Азовского района Ростовской области, Администрации Елизаветинского сельского поселения о признании бездействий незаконными, обязании совершить действия удовлетворены, на Администрацию Азовского района Ростовской области, Администрацию Елизаветинского сельского поселения возложена обязанность принять меры, направленные на организацию деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Елизаветинского сельского поселения путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19 в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе Администрация Азовского района считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

По мнению заявителя жалобы, положения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 2 ст. 8) и Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» (ч. 1.1 ст. 12) и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ч. 3 ст. 14) в своей взаимосвязи предопределяют, что на территории Ростовской области именно к компетенции сельских поселений отнесено решение вопросов участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В данной связи заявитель жалобы полагает, что именно органы местного самоуправления сельских поселений, а не муниципальных районов на территории области наделены полномочиями по вопросам создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Заявитель жалобы отмечает, что существующая плотная застройка населенных пунктов сельских поселений Азовского района во многих случаях исключает возможность установки контейнеров, в местах же, где их установка допускается с соблюдением санитарных норм, организованы площадки накопления твердых коммунальных отходов.

Кроме того, заявитель жалобы считает, что в административном исковом заявлении не приведены конкретные нарушения, допущенные административными ответчиками, не указаны действия, которые административным ответчикам необходимо совершить для их устранения, а установленный судом для этого срок является недостаточным.

В поступившем до судебного заседания отзыве Управление КС и ЖКХ Администрации Азовского района поддерживает правовую позицию заявителя жалобы, считая решение суда подлежащим отмене.

Представитель административного истца – старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Емелина Е.А. в суд апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы, просила в их удовлетворении отказать.

В отношении отсутствующих сторон и заинтересованного лица, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение по правилам ст. 308 КАС Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что в силу закона осуществление полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», возложено на органы местного самоуправления как муниципальных районов, так и сельских поселений, в связи с чем, приняв во внимание отсутствие доказательств устранения административными ответчиками выявленных нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения, нашел требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав, свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства указывает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3).

Положениями ч. 4 ст. 218 КАС Российской Федерации предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Анализ положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.

Как установлено судебной коллегией и следует из материалов дела, Азовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией Азовского района и Администрацией Елизаветинского сельского поселения Азовского района требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой установлено, что меры, направленные на создание специализированных контейнерных площадок и установку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, не приняты, площадки накопления крупногабаритных отходов на территории муниципальных образований отсутствуют.

Несмотря на внесенные Азовской межрайонной прокуратурой представления в адрес администраций Азовского района и Елизаветинского сельского поселения, до настоящего времени на территории Азовского района, в частности, Елизаветинского сельского поселения, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы.

В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.

К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений и не отнесенные Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 названного Федерального закона).

Согласно ч. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам, отнесенным в соответствии со ст.ст. 14, 15 и 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом – Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Так к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (ст. 8 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст. 13.4 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 13.4 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 13.4 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Так постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра.

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (п. 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (п.п. 15 – 19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии – на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Тем самым, с учетом приведенных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и сельских поселений, которыми в настоящем случае выступают администрации Азовского района и Елизаветинского сельского поселения.

В данной связи, оценив обстоятельства дела применительно к положениям действующего законодательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт допущенного Администрацией Азовского района и Администрацией Елизаветинского сельского поселения незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления и транспортированию твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и свидетельствует о нарушении права граждан на благоприятные, безопасные условия и среду проживания.

При таком положении административные исковые требования Азовского межрайонного прокурора удовлетворены судом правомерно.

Довод апелляционной жалобы о том, что установленный решением суда срок принятия мер, направленных на организацию деятельности по накоплению и транспортированию ТКО путем создания мест (площадок) их накопления, отвечающих требованиям СанПиН 42-168-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19 (шесть месяцев с даты вступления решения суда в законную силу) является недостаточным признается судебной коллегией бездоказательным.

Кроме того, административный ответчик не лишен возможности обращения в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст. 358 КАС Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Азовского городского Ростовской области от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Азовского района Ростовской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Авилова Е.О.

Судьи: Утемишева А.Р.

Медведев С.Ф.

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 февраля 2021 года.

33а-1942/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Азовский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация Азовского района РО
администрация Елизаветинского сельского поселения
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
10.02.2021Судебное заседание
19.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2021Передано в экспедицию
10.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее