Дело № 2-73/2021 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года с. Аргаяш Челябинской области
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,
при секретаре Садыковой З.Ф.,
с участием прокурора Ошкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Байрамгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Корнийцу И.С., Дмитриеву С.Н. о возложении обязанности устранить нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Байрамгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Корнийцу И.С., Дмитриеву С.Н. о возложении обязанности принять меры по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес>, находится в общей долевой собственности Дмитриева С.Н. и Корнийца И.С. в <данные изъяты> доле за каждым. Вышеуказанный земельный участок не используется в соответствии с целевым назначением, мероприятия по охране земель не осуществляются, на территории земельного участка имеется место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в объеме более одного куб. м., что наносит вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Прокуратурой района 28.09.2020 направлено представление об устранении выявленных нарушений требований природоохранного законодательства в адрес администрации Байрамгуловского сельского поселения, однако мер по выполнению законных требований до настоящего времени не принято. Бездействие ответчиков по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни, здоровью граждан, угрозу причинения вреда окружающей среде.
В судебном заседании помощник прокурора Ошкина А.В. на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Корниец И.С., Дмитриев С.Н., представитель ответчика – администрации Байрамгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
В судебном заседании 25.01.2021 представитель Байрамгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области Вахитов А.Р. исковые требования не признал, пояснил, что земельный участок находится в собственности Корнийца И.С. и Дмитриева С.Н., которые должны нести обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42).
Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (п. 2 ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Участок находится примерно в 2400 м. по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>», находится в общей долевой собственности Корнийца И.С. и Дмитриева С.Н. в ? доле каждому (л.д. 17-18).
На указанном земельном участке расположено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и строительного мусора на площади более одного куб. метра, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к нему, из которых следует, что мусор разбросан отдельными кучами на значительной территории без каких-либо следов организованного вывоза.
Наличие места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и строительного мусора в непосредственной близости от <адрес> нарушает права любого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
Учитывая, что Корниец И.С. и Дмитриев С.Н., являясь собственниками земельного участка, допустили несанкционированное размещение на земельном участке бытового, строительного мусора, не выполнили обязанность по его охране от захламления твердыми коммунальными отходами, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора к указанным ответчикам являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Полномочия сельского поселения определены в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к полномочиям сельского поселения. Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов к полномочиям сельского поселения не отнесено.
Согласно ч.4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Пунктом 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов отнесено к полномочиям муниципальных районов.
В соответствии с ч.4 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
В соответствии с Соглашением о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района, органам местного самоуправления поселения от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации в границах поселения сбора и вывоза бытового мусора передано Муниципальному образованию «Байрамгуловское сельское поселение».
Суд не находит оснований для возложения на администрацию Байрамгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области обязанности принять меры по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории земельного участка с кадастровым номером №, поскольку участок находится в общей долевой собственности Корнийца И.С., Дмитриева С.Н., которые в силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несут бремя содержания принадлежащего им имущества.
Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований к администрации Байрамгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области суд полагает необходимым отказать.
Согласно ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым установить срок для добровольного исполнения решения – в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Корнийца И.С., Дмитриева С.Н. в доход местного бюджета Аргаяшского муниципального района Челябинской области подлежит взысканию государственная пошлина по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ <░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 150 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>