Решение по делу № 2-797/2021 от 04.08.2021

Дело № 2-797/2021

УИД ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Исаковой З.В.,

с участием помощника прокурора Удорского района Республики Коми А.,

истца Захаровой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 23 сентября 2021 года гражданское дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Захарова А.В. и Захаровой М.Г. к администрации муниципального района «Удорский» о признании за Захаровым А.В. права на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на состав семьи ... человека с датой постановки на учет ... года,

установил:

прокурор Удорского района Республики Коми, действуя в интересах Захарова А.В. и Захаровой М.Г., обратился в суд с иском к администрации МР «Удорский» (с учетом уточнений) о признании за Захаровым А.В. права на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на состав семьи ... человека с датой постановки на учет ....

Требования мотивированы нарушением ответчиком порядка перевода Захаровой М.Г., состоящей в списках граждан на получение жилищного сертификата по категории «инвалиды», в категорию «пенсионеры» в отсутствие её волеизъявления, поскольку данная процедура в соответствии с п.17 (1) Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, носит заявительный характер. При изменении в ... году категории учетной группы ответчиком не учтено, что Захарова М.Г. была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с наличием статуса «инвалид с детства» у ... Захарова А.В., имеющего признаки ..., в интересах которого действовала Захарова М.Г. в ... году при подаче соответствующего заявления в администрацию МР «Удорский». Также истцом указано на нарушение должностными лицами администрации МР «Удорский» порядка ведения учетного дела Захаровой М.Г., длительное время признававшими за ней право состоять в очереди по категории «инвалиды», что лишило истцов возможности своевременной реализации Захаровым А.В. права на получение жилищного сертификата, начиная с ... года.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на исковое заявление прокурора поданы письменные возражения.

В судебном заседании прокурор Некрасова А.С. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Захарова М.Г., являющаяся также законным представителем Захарова А.В., на удовлетворении уточненных требований настаивала.

Администрация МР «Удорский» участия в судебном заседании не принимала, извещена о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, просила оставить разрешение иска на усмотрение суда.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми при надлежащем извещении своего представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, руководствуясь частью 3 статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, истца Захарову М.Г., исследовав и оценив письменные материалы дела, материалы учетного дела № ..., суд приходит к следующему.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции Российской Федерации).

Гарантии социальной защиты для лиц, являющихся инвалидами, родившихся и проживающих определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 2003 года предусматривались Федеральным законом от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в настоящее время - Федеральным законом от 25.10.2002 №125 - ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В силу статьи 1 Федерального закона №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона № 125-ФЗ граждане, признанные инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), отнесены к первой очереди.

Аналогичные права признавались за данной категорией граждан и ранее действовавшим Федеральным законом от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; ст. 6 данного Закона предусматривалось, что для инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, исчисление времени проживания в указанных районах и местностях для определения размера предоставляемых им жилищных субсидий ведется со дня рождения.

Статьёй 2 Федерального закона № 125-ФЗ установлено, что очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

В силу ст.3 Федерального закона №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с 03.01.1983 отнесен, в том числе Удорский район Коми АССР.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 20 Положения очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17 (1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).

В соответствии с п. 17(1) в случае изменения условий, на основании которых гражданин поставлен на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданин представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту постановки на указанный учет заявление в произвольной форме с приложением документов, указанных в подпункте «д» пункта 9 настоящего Положения.

Исходя из буквального толкования указанных норм, перевод граждан в другую категорию носит исключительно заявительный характер.

При наличии оснований, предусмотренных п.21 Положения, среди которых и выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений, а также неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, граждане подлежат снятию с учета.

Как следует из материалов дела, на основании заявления Захаровой М.Г. постановлением Главы администрации МО «Удорский район» от 28.07.2003 «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий» семья Захаровой М.Г. составом ... человека, включая ... Захарова А.В. (инвалид с детства) и ... Б., поставлена на учет граждан, имеющих право на получение субсидий с датой постановки - ....

Постановлением администрации МР «Удорский» от 31.07.2013 № ... (с учетом внесенных постановлением от 25.12.2013 № ... изменений) Захарова М.Г. (и члены её семьи) исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по категории «инвалиды 1, 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и включена в список граждан по категории «пенсионеры» в связи с отсутствием у неё статуса инвалидности.

В дальнейшем Захарова М.Г. заявила о получении жилищного сертификата на состав семьи ... человека – Захарова М.Г. и Захаров А.В.

Из материалов дела следует, что Захаров А.В., ... года рождения, уроженец ..., является инвалидом с детства, ... группа инвалидности установлена ... бессрочно (справка МСЭ № ... от ...), с рождения проживал на территории Удорского района, в собственности жилых помещений за пределами Республики Коми не имеет.

В связи с наличием у Захарова А.В. признаков ..., которые обнаруживались с детства, решением Удорского районного суда Республики Коми от 10.03.2006 Захаров А.В. признан ....

Постановлением Главы МР «Удорский» от 02.06.2006 над Захаровым А.В. установлена опека, опекуном назначена ... – Захарова М.Г.

На момент постановки Захаровых на учет в ... году Захаров А.В. не мог ..., с ... года состоит на ... учете в ... ЦРБ, соответственно, лично обратиться в администрацию с заявлением.

В учетном деле Захаровой М.Г. имеется справка об инвалидности ..., что свидетельствует об осведомленности органа местного самоуправления о наличии у Захарова А.В. инвалидности, именно данный факт послужил основанием для определения ответчиком категории очередности «инвалиды» при постановке семьи на учет и признавался администрацией в качестве основания получения жилищной субсидии вплоть до ... года. Кроме того, заявление Захаровой М.Г. от ... года о включении её семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» также содержало ссылку на наличие у ... инвалидности, что администрацией МР «Удорский» при постановке Захаровой М.Г. учитывалось.

Как пояснила в судебном заседании Захарова М.Г., заявлений об изменении категории очередности ею в администрацию не подавалось, следовательно, перевод в категорию «пенсионеры» произведен ответчиком с нарушением требований п. 17 (1) Положения № 879, в отсутствие волеизъявления Захаровой М.Г.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства применительно к положениям Федерального закона от 25.10.2002 №125 - ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», суд приходит к выводу о том, что изменение условий, при которых был бы возможен перевод Захаровых в другую учетную группу, в данном случае не наступило, право Захаровых состоять в очереди по категории «инвалиды» возникло с даты первоначальной постановки на учет, т.е. с ..., и не могло быть изменено в одностороннем порядке без соответствующего на то заявления Захаровой М.Г., законного представителя Захарова А.В., являющегося инвалидом с детства, что необоснованно не принято во внимание органом местного самоуправления.

При этом суд отмечает, что своими действиями ответчик, в течение ... лет признающий правомерность постановки семьи Захаровых на учет по категории «инвалиды», производящий перерегистрацию семьи в данном статусе, фактически ввел Захаровых в заблуждение, чем исключил необходимость постановки Захарова А.В. на учет в качестве заявителя.

Необоснованный перевод Захаровых в другую учетную группу – «пенсионеры» привело к изменению хронологической очередности и, как следствие, неоправданному затягиванию сроков реализации семьёй своего права на получение жилищных сертификатов и улучшение жилищных условий.

На основании изложенного, принимая во внимание, что совокупность условий, необходимых для получения Захаровым А.В. жилищной субсидии в соответствии с законодательством соблюдена, суд приходит к выводу о правомерности исковых требований прокурора Удорского района, заявленных в интересах Захарова А.В. и Захаровой М.Г., о признании за Захаровым А.В. права на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1,2 группы, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с составом семьи ... человека, с датой постановки на учет с ..., и их удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах Захарова А.В. и Захаровой М.Г. к администрации муниципального района «Удорский» удовлетворить.

Признать за Захаровым А.В. право на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с составом семьи ... человека с датой постановки на учет ....

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья...

... - М.Н.Таскаева

...

...

2-797/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Захарова Мария Георгиевна
Прокурор Удорского района
Ответчики
Администрация МР "Удорский"
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Захаров Алексей Владимирович
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Таскаева М.Н.
Дело на сайте суда
uwsud.komi.sudrf.ru
04.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2021Передача материалов судье
11.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее