Судья Хабарова Л.В.
Дело №2-566/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело №11-10128/2021
30 августа 2021 года г.Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.,
судей Онориной Н.Е., Бас И.В.,
при секретаре Ишкининой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Челябинска на решение Советского районного суда г.Челябинска от 10 июня 2021 года по иску прокурора города Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Челябинска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Бас И.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации города Челябинска Баркиной О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Соколову Н.Ф., представителя ООО «ЮжуралВодоканал» Бобина П.Н., представителя ООО УК «Тополинка» Плетнева И.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Челябинска о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на сооружение (газопровод низкого давления) с кадастровым номером № и газопровод среднего давления с кадастровым номером №, расположенные в микрорайоне №№ в г. Челябинске, включить данные объекты в реестр муниципальной собственности, заключить договор со специализированной организацией на обслуживание данных сооружений в течение трех месяцев с момента вступления решении в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности газовых сетей, расположенных в микрорайоне №№ г. Челябинска были выявлены нарушения данного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей муниципального образования. 11 июля 2020 года, 13 июля 2020 года Управлением Росреестра по Челябинской области приняты на учет в качестве бесхозяйного имущества сооружения - газопровод низкого давления с кадастровым номером № и газопровод среднего давления с кадастровым номером №, расположенные в микрорайоне №№ в г.Челябинске. Однако до настоящего времени право собственности на данные объекты органом местного самоуправления не зарегистрировано, в реестр имущества муниципальной собственности данные сети газоснабжения не включены. Отсутствие специализированной организации, обслуживающей бесхозяйные объекты газоснабжения, расположенные в микрорайоне №№ г.Челябинска может вызвать наступление тяжелых последствий в виде разрушения газовых сетей, возникновение чрезвычайной ситуации, повлечь человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери. В целях устранения допущенных нарушений прокуратурой города в адрес главы города Челябинска было внесено представление, которое до настоящего времени оставлено без удовлетворения.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 10 июня 2021 года исковые требования прокурора г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены; на администрацию города Челябинска возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на сооружения - газопровод низкого давления) с кадастровым номером № и газопровод среднего давления с кадастровым номером №, расположенные в микрорайоне №№ в г.Челябинске, включить данные объекты в реестр муниципальной собственности в течение трех месяцев с момента вступления решении в законную силу; заключить договор со специализированной организацией на обслуживание сооружений - газопровод низкого давления с кадастровым номером № и газопровод среднего давления с кадастровым номером №, расположенные в микрорайоне №№ в г.Челябинске в течение трех месяцев с момента вступления решении в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация города Челябинска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что органом администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управлении, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, однако к участию в деле Комитет привлечен не был. Ссылается на то, что ответчиком были инициированы мероприятия, направленные на постановку газопроводов среднего и низкого давления, расположенных в микрорайоне №№ г.Челябинска на учет как бесхояйных, заявления о приеме на учет выявленных бесхозяйных объектов были направлены в Управление Росреестра по Челябинской области. Учитывая положения части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, администрация вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спорные объекты не ранее 13 июля 2021 года. Также не согласны со сроком, установленным решением суда, в течение которого необходимо выполнить возложенные на администрацию обязанности, поскольку, учитывая период подготовки заявления о регистрации права собственности до вынесения судом решения и вступления его в законную силу, этот срок составит около 6-7 месяцев.
Представители третьих лиц АО «Челябинскгоргаз», ООО «Новатэк-Челябинск» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в суд не явились, доказательств наличия уважительных причин неявки или наличия иных обстоятельств, препятствующих апелляционному рассмотрению, не представили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в микрорайоне №№ г.Челябинска находятся два объекта – газопровод среднего и низкого давления. Газопровод низкого давления поставлен на кадастровый учет 11 июля 2020 года, ему присвоен кадастровый номер № (л.д.29), газопровод среднего давления поставлен на кадастровый учет 13 июля 2020 года, ему присвоен кадастровый номер № (л.д.30).
Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности на вышеуказанные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано, в связи с чем обязал администрацию г. Челябинска зарегистрировать право муниципальной собственности на газопроводы низкого и среднего давления, включив данные сооружения в реестр муниципальной собственности.
Однако, судом не учтено, что установленный частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации годичный срок, который должен пройти со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет до обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, ни на момент обращения прокурора г. Челябинска в суд с настоящим иском, ни на момент вынесения решения суда не истек.
Кроме того, исходя из правовых положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйный объект предшествует процедура обращения органа местного самоуправления в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на этот объект. Без решения суда, которым за органом местного самоуправления будет признано право муниципальной собственности на бесхозяйную вещь государственная регистрация права собственности невозможна.
Из представленных в суд апелляционной инстанции документов следует, что 03 августа 2021 года Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска обратился в Центральный районный суд г. Челябинска с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества - газопровод низкого давления с кадастровым номером № и газопровод среднего давления с кадастровым номером №, иск принят к производству, по делу назначено судебное заседание.
При таких обстоятельствах, требования прокурора г. Челябинска о возложении на администрацию г. Челябинска обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на газопроводы и включении их в реестр муниципальной собственности не основаны на нормах действующего законодательства и являются преждевременными.
Также суд первой инстанции, установив, что газопроводы относятся к категории опасных производственных объектов, которые в настоящее время никем не обслуживаются, пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности заключить со специализированной организацией договор на обслуживание спорных газопроводов.
Решение суда в данной части сторонами не обжалуется, в связи с чем, исходя из правовых положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверке в апелляционном порядке не подлежит.
Доводы администрации г. Челябинска о не привлечении к участию в деле Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, который является органом, осуществляющим функции управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск», судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу положений статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации газоснабжения населения, а также предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа относятся в полномочиям органа местного самоуправления, которым является администрация г. Челябинска. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденного постановлением администрации города Челябинска от 2 марта 2015 года №45-п, Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации города Челябинска.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в части возложения на администрацию г.Челябинска обязанности зарегистрировать право собственности и включить сооружения в реестр муниципальной собственности с принятием в отмененной части нового решения об отказе прокурору г. Челябинска в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Челябинска от 10 июня 2021 года отменить в части возложения на администрацию г.Челябинска обязанности зарегистрировать право собственности и включить сооружения в реестр муниципальной собственности.
В указанной части принять по делу новое решение об отказе прокурору города Челябинска в удовлетворении исковых требований к администрации города Челябинска о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на газопровод низкого давления с кадастровым номером № и газопровод среднего давления с кадастровым номером №, расположенные микрорайоне №№ в г. Челябинске, и включении данных объектов в реестр муниципальной собственности.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи