№ 2а-5329/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кислой М.В.,
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
представителя административного истца: Пинягина А.А.,
административного ответчика и представителя административного ответчика: Логвиненко Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 июня 2017 года дело по административному исковому заявлению ГУ «Республиканская станция переливания крови» к государственному инспектору Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Логвиненко Л.М. о признании незаконным и отмене п. 1 предписания № ... от ** ** **
У С Т А Н О В И Л:
ГУ «Республиканская станция переливания крови» обратилось в суд с административным иском к государственному инспектору Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Логвиненко Л.М. о признании незаконным и отмене п. 1 предписания № ... от ** ** **. Требования мотивированы тем, что вопрос, по которому вынесен оспариваемый пункт предписания, имеет признаки трудового спора.
Определением суда от ** ** ** в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Государственная инспекция труда в Республике Коми.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца на административном иске настаивал, указав, что в ГУ «Республиканская станция переливания крови» установлена надбавка за работу в опасных и тяжелых условиях труда, размер которой (...%) включает в себя, в том числе, надбавку за работу с вредными условиями труда и значительно превышает установленный законом минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда.
Логвиненко Л.М. с административный иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, согласно которым выплата надбавки за работу в опасных и тяжелых условиях труда не исключает выплаты работником надбавки за работу с вредными условиями труда, зависящей исключительно от наличия (отсутствия) вредных факторов, которые определяются специальной оценкой условий труда.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев материал проверки Государственной инспекции труда в Республике Коми в отношении ГУ «Республиканская станция переливания крови», оценив доказательства в их совокупности и системной связи, суд приходит к следующему.
Установлено, что ** ** ** государственным инспектором труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекцией труда в Республике Коми вынесено предписание № ..., пунктом 1 которого на ГУ «Республиканская станция переливания крови» возложена обязанность в срок до ** ** **: «Работникам условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда, установить в трудовых договорах и локальных актах надбавку не менее ... % от оклада. При установлении надбавки за работу во вредных условиях труда, надбавку за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда не исключать, сохранить».
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
В соответствии с Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению трудовых споров и не может его заменить.
Принимая во внимание, что разногласия по вопросу размера выплачиваемой работникам административного истца заработной платы, составной частью которой являются выплаты стимулирующего и компенсационного характера, а именно, разногласия по вопросу размера и факта выплаты надбавок за работу во вредных, опасных и тяжелых условиях труда, имеют признаки трудового спора, разрешение которого не относится к компетенции Государственной инспекции труда в Республике Коми, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт предписания вынесен государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, в связи с чем указанное предписание не может быть признан законным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ГУ «Республиканская станция переливания крови» к государственному инспектору Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Логвиненко Л.М., к Государственная инспекция труда в Республике Коми о признании незаконным и отмене п. 1 предписания № ... от ** ** ** – удовлетворить.
Признать незаконными и отменить пункт 1 Предписания государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми № ... от ** ** **
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Кислая