ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2-1440/2020
88а-13458/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 01 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С.,
судей Гайдарова М.Б., Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ступинского городского суда Московской области от 15 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета, восстановлении на жилищном учете.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству обороны Российской Федерации, департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решение Министерства обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) от 13 июля 2001 года о снятии его с жилищного учета, возложении обязанности на ответчиков восстановить его и членов семьи на жилищном учете с даты принятия – 22 января 1998 года.
Требования обоснованы тем, что административный истец проходил военную службу в войсковой части №, уволен с военной службы в запас по окончанию срока контракта с выслугой лет в календарном исчислении 20 лет и исключен из списков личного состава части приказом командира от 21 декабря 2009 года №. Из ответа департамента жилищного обеспечения МО РФ от 10 сентября 2019 года № ФИО1 стало известно, что он был признан нуждающимся в постоянном жилье 22 января 1998 года и был снят с учета 13 июля 2001 года. Решение о снятии с жилищного учета до него не доводилось, оснований для снятия с учета не имелось, он был уволен по окончанию контракта без предоставления жилья.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 15 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 февраля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 25 марта 2021 года ФИО1 через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, принятии нового судебного акта.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что заявитель не знал о снятии с жилищного учета в 2001 году, узнал об этих обстоятельствах из ответа департамента жилищного обеспечения МО РФ от 10 сентября 2019 года; решением суда в 2018 году отказано в восстановлении на учет на момент увольнения в 2009 году в виду отсутствия доказательств состояния на жилищном учете; полагает, что незаконно лишен права на обеспечение жилым помещением при увольнении.
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций допущены.
Как следует из материалов дела, административный истец проходил военную службу в войсковой части №, уволен с военной службы в запас по окончанию срока контракта с выслугой лет в календарном исчислении 20 лет и исключен из списков личного состава части приказом командира от 21 декабря 2009 года №.
Согласно копии ордера от 13 июля 2001 года № КЭЧ <адрес> заявителю на семью из четырех человек предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> <адрес>.
Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда г. Москвы от 14 августа 2018 года ФИО1 отказано в удовлетворении иска к департаменту жилищного обеспечения МО РФ о восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении, поскольку истцом не представлены доказательства постановки на учет нуждающихся в жилом помещении в 2009 году.
Апелляционным определением судебной коллегии Московского городского суда от 26 октября 2018 года установлено, что ФИО1 не представил доказательства обращения в уполномоченный орган МО РФ с заявлением и документами о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении до утраты им статуса военнослужащего, а также доказательства соблюдения процедуры признания нуждающимся в жилом помещении.
Из ответа департамента жилищного обеспечения МО РФ от 10 сентября 2019 года № административному истцу стало известно, что, согласно сведений автоматизированной базы «Учет» ликвидированного 159 управления (жилищного обеспечения) ГлавКЭУ МО РФ, он признан нуждающимся в жилом помещении 22 января 1998 года и снят с учета 13 июля 2001 года в связи с предоставлением ему жилого помещения общей площадью 47,6 кв.м, по адресу: <адрес>. На момент увольнения в 2009 году административный истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоял.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что административный истец не представил доказательства оспаривания действий или бездействия по увольнению его с военной службы без обеспечения жилым помещением, а также доказательства принятия его на учет нуждающихся в жилом помещении в период после предоставления ему жилого помещения по ордеру на служебное жилое помещение.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с таким выводом суда первой инстанции, указал на наличие основания для отказа в удовлетворении административного иска по причине пропуска срока на обжалование решения МО РФ от 13 июля 2001 года о снятии его с жилищного учета, поскольку о принятом решении ФИО1 стало известно из письма департамента жилищного обеспечения МО РФ от 10 сентября 2019 года №, с административным иском об оспаривании указанного решения ФИО1 обратился в суд 05 августа 2020 года, то есть с пропуском срока.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств не может согласиться с такими выводами и решениями судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее- Закон № 79-ФЗ) правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (пункт 2).
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления (пункт 3).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) ( пункт 4).
В силу статьи 15 названного Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В абзаце первом пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, установлено, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения или субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Закона № 79-ФЗ.
Как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 25 сентября 2014 года № 2271-О; 27 октября 2015 года № 2527-О; от 26 мая 2016 года № 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15.1 Закона № 79-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела усматривается, что согласно сведений автоматизированной базы «Учет» ликвидированного 159 управления (жилищного обеспечения) ГлавКЭУ МО РФ, ФИО1 признан нуждающимся в жилом помещении 22 января 1998 года и снят с учета 13 июля 2001 года в связи с предоставлением ему служебного жилого помещения общей площадью 47,6 кв.м, по адресу: <адрес>-1, <адрес>.
Согласно копии ордера от 13 июля 2001 года № КЭЧ <адрес> заявителю на семью из четырех человек предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> <адрес>.
Приказом от 21 декабря 2009 года № командира войсковой части № ФИО1 уволен с военной службы в запас по окончанию срока контракта с выслугой лет в календарном исчислении 20 лет и исключен из списков личного состава части приказом командира от 21 декабря 2009 года №.
Как следует из названного приказа, при увольнении вопрос о нуждаемости ФИО1 в жилом помещении не рассматривался.
Судами не проверены основания и законность снятия административным ответчиком заявителя с учета нуждающегося жилым помещением в 2001 году; выполнение командиром войсковой части при увольнении ФИО1 обязанности в силу пункта 4 статьи 3 Закона № 79-ФЗ (вопрос обеспеченности жилым помещением по нормам); основания пользования ФИО1 и членами его семьи в составе 4 человека жилым помещением – двухкомнатной квартирой общей и жилой площадью, соответственно, 47,6 и 27,7 кв.м; соответствия площади квартиры на момент предоставления в 2001 году и на момент увольнения в 2009 году нормам предоставления.
Суд апелляционной инстанции в дополнение оснований отказа в удовлетворении требований сослался на пропуск заявителем срока обращения в суд, указав на отсутствие уважительных причин.
Между тем этот вывод преждевременен, так как дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя, причины пропуска срока судом второй инстанции не выяснялись и оценка им не давалась. Заявитель был лишен возможности объяснить наличие таких причин и их уважительность. Судом первой инстанции вопрос пропуска срока не обсуждался и не разрешался.
Таким образом, судом нарушены права заявителя, предусмотренные статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких данных судебная коллегия кассационной инстанции находит доводы заявителя в кассационной жалобе заслуживающими внимания, а выводы судов не соответствующими обстоятельствам административного дела, решение и апелляционное определение подлежащими отмене, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права, с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░