Дело № 3а-5/2022
УИД 51OS0000-01-2021-000126-06
Мотивированное решение составлено 16 февраля 2022 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 февраля 2022 г. город Мурманск
Мурманский областной суд в составе:
председательствующего судьи Науменко Н.А.
при секретаре Лащенко И.В.
с участием представителя административного истца Агеева А.А. –Голикова О.В., представителя административного ответчика Правительство Мурманской области Дороховой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агеева Алексея Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной,
у с т а н о в и л:
Агеев А.А. обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Мурманской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником 1/2 доли в праве собственности на объект недвижимости – нежилого помещения – здания, общей площадью 571,2 кв.м, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ....
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 29 июня 2012 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * определена в размере 11 715 535 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 670-ПП.
Между тем, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости согласно отчету ИП Тарасюка М.Ю. от 31 августа 2021 г. № * составляет 3 680 000 рублей.
В ходе рассмотрения административного дела административным истцом уточнены заявленные требования в части величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости на основании откорректированного отчета ИП Тарасюка М.Ю. от 31 августа 2021 г. № *, окончательно административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – административное здание - с кадастровым номером * в размере рыночной стоимости 4 074 000 рублей.
Административный истец Агеев А.А. в судебном заседании не участвовал, уведомлен о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Представитель административного истца Агеева А.А. – Голиков О.В. в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Мурманской области Дорохова М.А. в судебном заседании не заявила возражений относительно существа спора.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве оставил разрешение заявленных административным истцом требований на усмотрение суда, просил о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом уведомлен, представителя для участия в судебном заседании не направил.
Заинтересованное лицо администрация Кольского района Мурманской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии своего представителя, в котором разрешение требований оставлено на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Кузьмина Г.П. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, возражений относительно административного иска не представила.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что их явка не была признана судом обязательной.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства, суд полагает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В судебном заседании установлено, что Агееву А.А. на праве общей долевой собственности с Кузьминой Г.П. (по 1/2 доли) принадлежит объект недвижимости – здание, наименование: административное здание, количество этажей: *, в том числе подземных *; общей площадью 571,2 кв.м; инвентарный номер *, кадастровый номер *, расположенного по адресу: ... (том 1 л.д. 100-103).
Дата присвоение кадастрового номера – 29 июня 2012 г. Право общей долевой собственности Агеева А.А. зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 9 июня 2015 г. регистрационная запись *.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28 декабря 2021 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 29 июня 2012 г. определена в размере 11 715 535 рублей на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Мурманской области от 28 февраля 2018 г. № * (том 1 л.д. 98).
Из представленной Управлением Росреестра по Мурманской области информации следует, что изменение кадастровой стоимости спорного объекта на основании акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от 28 февраля 2018 г. № * обусловлено пересчетом кадастровой стоимости вследствие устранения технической ошибки в записях ЕГРН. До 28 февраля 2018 г. объект имел следующие характеристики: административное здание, площадь 191,8 кв.м. Сведения о первичной кадастровой стоимости на дату определения 29 июня 2012 г., акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости - постановление Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 670-ПП.
На основании решения об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях от 28 февраля 2018 г. № *, принятого на основании технического паспорта ГУПТИ Мурманской области от 11 августа 2008 г. № *, устранена техническая ошибка в реестровых данных, а именно исправлена площадь объекта с «191,8 кв.м» на «571,2 кв.м» в соответствии с данными технического паспорта (том 1 л.д. 133-134).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что применение архивной кадастровой стоимости равной рыночной стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения имеет для административного истца существенное значение, поскольку спорное помещение включено в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2018 г. № 380, под порядковым номером 594.
Учитывая, что налоговые обязательства административного истца, в частности по уплате налога на имущество, напрямую зависят от величины кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, обоснованное определение кадастровой стоимости очевидно затрагивает его права, следовательно, административный истец вправе требовать уточнения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта.
В качестве доказательства, подтверждающего размер рыночной стоимости здания, административным истцом представлен откорректированный отчет независимого оценщика ИП Тарасюка М.Ю. от 31 августа 2021 г. № *, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером * по состоянию на 29 июня 2012 г. составляет 4 074 000 рублей (том 1 л.д. 146-259).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Оформление и содержание откорректированного отчета независимого оценщика ИП Тарасюка М.Ю. от 31 августа 2021 г. № * соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Выводы оценщика мотивированы.
Так, из содержания отчета от 31 августа 2021 г. № * следует, что оценка определялась индивидуально для конкретного объекта недвижимости, с учетом его специфических индивидуальных характеристик, с применением одного подхода (сравнительного), с учетом анализа внешних факторов и рынка недвижимости, местоположения объекта оценки. Относительно различий между объектом оценки и объектами-аналогами применены соответствующие корректировки и на основе полученных результатов оценщик определил итоговую стоимость объекта недвижимости с использованием сравнительного и доходного подходов. Характеристики объектов-аналогов представлены в отчете. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Согласно заключению кадастрового оценщика ГОБУ «Имущественная казна Мурманской области» Васильева С.В. от 24 января 2022 г. содержание отчета ИП Тарасюка М.Ю. от 31 августа 2021 г. № * соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, замечаний не выявлено. Примененные корректирующие коэффициенты по всем элементам сравнения рассчитаны верно и им дано полное обоснование. Определенная в отчете рыночная стоимость в отношении оцениваемого объекта недвижимости может быть признана достоверной и соответствует средней рыночной стоимости 1 кв.м административных зданий в городе Кола Мурманской области (том 1 л.д. 139).
При таком положении обстоятельств, дающих основание сомневаться в объективности и достоверности отчета, не установлено.
Выводы оценщика объективно не опровергнуты, достоверных данных об иной рыночной спорного объекта недвижимости, суду не представлено.
Ходатайство о назначении судебной экспертизы суду участвующими в деле лицами не заявлено.
При таком положении следует признать достоверной рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * общей площадью 571,2 кв.м в размере, определенном оценщиком по состоянию на 29 июня 2012 г., в сумме 4 074 000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 октября 2019 г. № 125 утверждены результаты определения государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Мурманской области по состоянию на 1 января 2019 г. Указанное распоряжение вступило в силу с 1 января 2020 г.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Мурманской области от 11 февраля 2022 г. (дополнительный отзыв на административное исковое заявление) исправленная кадастровая стоимость в размере 11 715 535 рублей на 29 июня 2012 г. применяется для целей, установленных законодательством Российской Федерации с 10 января 2013 г. по 1 января 2020 г.
Аналогичные сведения в части периода применения оспариваемой кадастровой стоимости представлены Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области (том 2 л.д.18).
При таком положении определенная судом по настоящему административному делу кадастровая стоимость объекта недвижимости действует до 1 января 2020 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является 1 декабря 2021 г., то есть дата подачи Агеевым А.А. настоящего административного искового заявления посредством почтовой связи (том 1 л.д. 171).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования Агеева Алексея Анатольевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здание, назначение: нежилое, наименование: административное здание, количество этажей: *, в том числе подземных *; общей площадью 571,2 кв.м; инвентарный номер *, кадастровый номер *, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 4 074 000 (четыре миллиона семьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 29 июня 2012 г. с периодом действия установленной архивной кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством, до даты начала применения очередной кадастровой оценки 1 января 2020 г.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 1 декабря 2021 г.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Науменко