№2-6/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33- 8440/2021

город Уфа 25 мая 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Арманшиной Э.Ю.,

Батршиной Ю.А., Ишбулатовой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахтямовой Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Советского района г.Уфы РБ на решение Советского районного суда г.Уфы от 05 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ишбулатовой Е.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района г. Уфы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования № 15» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному учреждению «Лицей № 96» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному учреждению Школа № 95 (переименовано МБОУ «Центр образования № 95» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан) об устранении нарушений законодательства об образовании антитеррористической защищенности объектов. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Советского района г.Уфы на основании задания прокуратуры Республики Башкортостан от 26 июля 2019 года № 21-14-2019 «О проведении проверки исполнения законодательства в сфере образования» проведена проверка исполнения указанного законодательства. По результатам проверки 23 сентября 2019 года в адрес главы администрации ГО г. Уфа внесено представление об устранении выявленных нарушений. Администрацией ГО г. Уфа предоставлен ответ на представление прокуратуры о предпринимаемых мерах по устранению выявленных нарушений. До настоящего времени выявленные во время проверки и указанные в представлении нарушения не устранены в полном объеме. В том числе не устранены нарушения в части проведения комплексной технической экспертизы, с привлечением специалистов по геодезии, а также о восстановлении целостности ограждения по всему периметру территории образовательного учреждения МБОУ Центр образования № 15» ГО г. Уфа. Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Проведенной проверкой установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010621:24. Выездной проверкой установлено, что территория МБОУ «ЦО № 15» ГО г. Уфа не имеет целостного ограждения по всему периметру образовательного учреждения. Так, полностью отсутствует ограждение образовательного учреждения со стороны бульвара Хадии Давлетшиной. Установлено, что указанного ограждения не было с момента постройки образовательного учреждения, то есть с 1981 года. Имеющееся ограждение со стороны улиц Н. Дмитриева, Заводской не соответствует требованиям об антитеррористической защищенности: имеют повреждения, высота ограждения местами ниже 70 см. Отсутствие целостного ограждения является нарушением требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые являются обязательными для исполнения при организации учебного процесса и направлены на обеспечение безопасности обучающихся воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, на защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Также в ходе визуального осмотра здания школы выявлен следующий факт: по продольным несущим стенам внутри здания на всю высоту здания имеются вертикальные сквозные трещины. В период весеннего таяния наблюдались протечки в местах трещин, что предполагает некоторую деформацию стен здания. В процессе эксплуатации здания образовательного учреждения и проведения текущих ремонтных работ выявлены пустоты в грунте в 2014 году, в 2019 году. Указанное свидетельствует о необходимости проведения инженерногеологических изысканий и мероприятий по усилению строительных конструкций школы и грунтового основания. В связи с тем, что в настоящее время имеется обоснованный риск обрушения конструкций здания необходимо произвести комплексную техническую экспертизу, с привлечением специалистов по геодезии, по результатам которой будет оценено состояние несущих стен, инженерно-геологического состояния грунта, внутренних инженерных коммуникаций. В соответствии с представленным ответом на указанное представление МБОУ Центр образования № 15 заключен договор № 075/19-ГО от 07.11.2019 с ООО Бюро строительных экспертиз на проведение комплексной технической экспертизы. До настоящего времени комплексная экспертиза не проведена, договор не оплачен. Также указанной проверкой выявлены нарушения в части нахождения ветхого здания на территории образовательного учреждения МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа. На территории образовательного учреждения имеется двухэтажное строение. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 29 сентября 2014 года назначение указанного здания: жилой дом, принадлежит образовательному учреждению на праве оперативного управления. Указанное строение образовательным учреждением не используется. Постройка находится в ветхом состоянии и представляет угрозу обучающимся образовательного учреждения. Прокуратурой Советского района г. Уфы также проведена проверка в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 96» ГО г. Уфа РБ, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об образовании и антитеррористической защищенности объектов. В соответствии с «Приложением В (обязательное). Расстояния от стоянок автомобилей до зданий и территорий различного назначения СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* (с Изменением N 1)» расстояние от стоянок до участков образовательных учреждений должно быть не менее 25 или 50 метров в зависимости от количества стоянок. В соответствии с п. 3.10 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы») расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательной организацией, не допускается. Установлено, что территория образовательного учреждения находится на земельном участке с кадастровым номером: 02:55:010502:125. Категория и виды разрешенного использования: Земли населенных пунктов, для объектов общественно-делового значения, для эксплуатации учебных заведений. Площадь — 15 667.00 кв.м. Территория образовательного учреждения ограждена по периметру. На территории образовательного учреждения расположены капитальные строения - гаражи, которые находятся в пользовании физических лиц. Указанные гаражи действующие, находятся в эксплуатации, ежедневно используются для стоянки автомашин. Граждане, пользующиеся указанными гаражами, без препятствий в любое время суток могут находиться на территории образовательного учреждения, имеют свободный доступ на территорию учреждения. Допущение нахождения посторонних лиц на территории образовательного учреждения не допустимо, является результатом попустительского халатного отношения к своим должностным обязанностям ответственными лицами, требует немедленного устранения выявленных нарушений. На территории, прилегающей к образовательному учреждению, на расстоянии менее 25 метров расположены гаражи в количестве более 10 штук. До настоящего времени меры по сносу указанных гаражей надлежащим образом не приняты. Документов, подтверждающих право собственности на указанные гаражи Администрацией ГО г. Уфа не представлено. Согласно ответу на представление, капитальные гаражи, находящиеся на территории образовательного учреждения будут отгорожены до 01 сентября 2020 года. В связи с тем, что устранение выявленных нарушений требует финансовых затрат, имеются опасения невыполнения требований указанных в представлении. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма    выражается    в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования. Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. Истец просит обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести комплексную техническую экспертизу, с привлечением специалистов по геодезии, по результатам которой будет оценено состояние несущих стен, инженерно-геологического состояния грунта, внутренних инженерных коммуникаций, незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обеспечить финансирование для оборудования территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ ограждением по всему периметру в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 95 ГО г. Уфа РБ провести мероприятия по сносу ветхого здания, расположенного на территории образовательного учреждения МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа РБ, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять конкретные меры по сносу гаражей, расположенных вдоль периметра образовательного учреждения МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа отгородить капитальные строения, находящиеся на территории образовательного учреждения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ восстановить целостность ограждения по всему периметру территории учреждения в течение 2 месяцев с момента обеспечения финансированием.

Впоследствии, после неоднократных уточнений, истцом заявлены окончательные исковые требования, где он просил обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ установить периметральное ограждение территории образовательного учреждения МБОУ Центр образования № 15, в том числе заменить ветхое ограждение, не соответствующее требованиям безопасности, в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа провести мероприятия по сносу ветхого здания, расположенного на территории образовательного учреждения МБОУ Школа № 95, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; признать бездействие Администрации ГО г. Уфа незаконным; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести работу по сносу незаконно установленных гаражей, расположенных вдоль периметра образовательного учреждения МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа на земельном участке со следующими кадастровым номером: №... по адресу: адрес во дворе дома №... в количестве 11 шт.; по адресу: адрес на земельных участках с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... в количестве 7 шт.; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по исключению с территории образовательного учреждения МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа объектов недвижимости, не относящихся к образовательной деятельности, расположенных по адресу: адрес, и используемых посторонними лицами в качестве гаражных боксов.

Решением Советского районного суда г.Уфы от 05 февраля 2021 года постановлено:

исковые требования Прокурора Советского района г. Уфы к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования № 15 имени героя Российской Федерации Сахабутдинова Рифа Раисовича» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования № 95» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства об образовании, антитеррористической защищенности объектов – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 15» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан установить периметральное ограждение территории образовательного учреждения МБОУ Центр образования № 15, в том числе заменить ветхое ограждение, не соответствующее требованиям безопасности, в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 95» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (МБОУ Школа № 95 Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан) провести мероприятия по сносу ветхого здания, расположенного на территории образовательного учреждения МБОУ «Центр образования № 95» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В апелляционном представлении и.о. прокурора Советского района г.Уфы РБ ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование приводит доводы, аналогичные исковому заявлению.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Сафина А.Р., директора МБОУ «Центр образования №95» Евстифееву Т.А., поддержавших доводы апелляционного представления, представителя администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Мирасова А.М., представителя Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Кильдиярову Р.И., представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Салимянову Г.Н., возражавших относительно удовлетворения доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, указал, что истцом не представлено доказательств самовольного занятия земельного участка, гаражами, расположенными по периметру Лицея № 96, не определен круг лиц, которые пользуются спорными гаражными боксами (являются владельцами) и соответствующими земельными участками, находящимися под гаражными боксами, не определены объекты, подлежащие сносу как движимое, либо недвижимое имущество, заявлены требования к ответчику, не являющемуся собственником спорных гаражных боксов.

С указанными выводами судебная коллегия не может согласиться.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального» кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 7 ст. 2, подп. А, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма)

Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Согласно п. п. 6, 7., 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно п. 1.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 санитарные правила (далее - Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Пунктом 2.2.1 Правил установлено, что собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями. Собственная территория должна быть озеленена из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, в том числе и по периметру этой территории.

Пунктом 2.1.2 Правил расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км. Расстояние от организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания до общеобразовательных и дошкольных организаций должно быть до 1 км.

Согласно с. 1, ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Таким образом, в силу действующего законодательства, собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий

Как установлено судом и следует из материалов дела Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010621:24.

Выездной проверкой Прокуратуры Советского района г. Уфы Республики Башкортостан установлено, что территория Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ не имеет целостного ограждения по всему периметру образовательного учреждения, отсутствует ограждение образовательного учреждения со стороны бульвара Хадии Давлетшиной. Установлено, что указанного ограждения не было с момента постройки образовательного учреждения, т.е. с 1981 года. Имеющееся ограждение со стороны ул. Н. Дмитриева, Заводской не соответствует требованиям антитеррористической защищенности: имеют повреждения, высота ограждения местами ниже 70 см. В ходе визуального осмотра здания школы выявлен следующий факт: по продольным несущим стенам внутри здания на всю высоту здания имеются вертикальные сквозные трещины. В период весеннего таяния наблюдались протечки в местах трещин, что предполагает некоторую деформацию стен здания. В процессе эксплуатации здания образовательного учреждения и проведения текущих ремонтных работ выявлены пустоты в грунте в 2014 году, в 2019 году.

В соответствии с представленным ответом на указанное представление МБОУ Центр образования № 15 заключен договор № 075/19-ГО от 07 ноября 2019 года с ООО «Бюро строительных экспертиз» на проведение комплексной технической экспертизы.

До настоящего времени комплексная экспертиза не проведена, договор не оплачен.

Таким образом, является установленным факт отсутствия в нарушение «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые являются обязательными для исполнения, на территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ полного ограждения, а потому необходимо его восстановление, однако денежные средства для этого образовательному учреждению не выделяются.

Согласно п. п. 1.7, 1.10, 3.1, 3.12, 3.13 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, учредителем Учреждения является городской округ город Уфа Республики Башкортостан. Собственником имущества Учреждения является городской округ город Уфа Республики Башкортостан. Имущество Учреждения является муниципальной собственностью городского округа город Уфа Республики Башкортостан и закрепляется за ним на праве оперативного управления и (или) передается в безвозмездное пользование (ссуду). Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, осуществляется Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также Учредитель в установленном законодательством порядке. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением.

Собственником имущества, передаваемого в оперативное управление Школы, является муниципальное образование города Уфа. Имущество закрепляется за школой на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью города Уфа. Земельные участки, необходимые для выполнения Школой своих уставных задач, предоставляются ей на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения Школой муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета города Уфа.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБОУ «Центр образования № 15» ГО г. Уфа РБ установить периметральное ограждение территории образовательного учреждения МБОУ Центр образования № 15, в том числе заменить ветхое ограждение удовлетворены правомерно.

В данной части решение суда сторонами не обжалуется.

Кроме того, проверкой выявлены нарушения в части нахождения ветхого здания на территории образовательного учреждения МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа (в настоящее время МБОУ Центр образования № 95 ГО г. Уфа РБ).

Из материала проверки следует, что на территории образовательного учреждения имеется двухэтажное строение – двухэтажный деревянный жилой дом. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 29 сентября 2014 года назначение указанного здания: жилой дом, принадлежит образовательному учреждению на праве оперативного управления. Указанное строение образовательным учреждением не используется. Постройка находится в ветхом состоянии и представляет угрозу обучающимся образовательного учреждения.

Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1411 от 06 ноября 2020 года многоквартирный дом №... по адрес признан аварийным и подлежащим сносу.

Суд первой инстанции, ссылаясь на нормы ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» пришел к верному выводу о том, что бездействие ответчика Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа по сносу дома №... по адрес, находящегося на территории школы, а в силу признания его как такового аварийным, то есть при наличии опасности его обрушения - создает угрозу жизни и здоровью граждан (учащихся), опасность причинения вреда, что является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

В данной части решение суда сторонами не обжалуется.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в части признания бездействия Администрации ГО г. Уфа незаконным, обязания Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, проведения работы по сносу незаконно установленных гаражей, расположенных вдоль периметра образовательного учреждения МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа на земельном участке со следующими кадастровым номером: №... по адресу: РБ, г. Уфа, р-н Советский, ул. 50-летия Октября во дворе дома № 9 в количестве 11 шт.; по адресу: адрес на земельных участках с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... в количестве 7 шт., обязания Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работу по исключению с территории образовательного учреждения МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа объектов недвижимости, не относящихся к образовательной деятельности, расположенных по адресу: адрес, и используемых посторонними лицами в качестве гаражных боксов по следующим основаниям.

Прокуратурой Советского района г. Уфы также проведена проверка в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 96» ГО г. Уфа РБ, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об образовании и антитеррористической защищенности объектов.

В соответствии с «Приложением В (обязательное). Расстояния от стоянок автомобилей до зданий и территорий различного назначения СП 113.13330.2012 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* (с Изменением N 1)» расстояние от стоянок до участков образовательных учреждений должно быть не менее 25 или 50 метров в зависимости от количества стоянок.

В соответствии с п. 3.10 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата №... (ред. от дата) «Об утверждении СанПиН 2.дата-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.дата-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательной организацией, не допускается.

Установлено, что территория образовательного учреждения находится на земельном участке с кадастровым номером: 02:55:010502:125. Категория и виды разрешенного использования: Земли населенных пунктов, для объектов общественно-делового значения, для эксплуатации учебных заведений. Площадь — 15 667.00 кв.м.

Территория образовательного учреждения ограждена по периметру.

Между тем, установлено следующее, что на территории образовательного учреждения на расстоянии менее 25 метров расположены капитальные строения - гаражи в количестве более 10 штук, которые находятся в пользовании физических лиц. Указанные гаражи действующие, находятся в эксплуатации, ежедневно используются для стоянки автомашин, хранения вещей.

Граждане, пользующиеся указанными гаражами, без препятствий в любое время суток могут находиться на территории образовательного учреждения, имеют свободный доступ на территорию учреждения.

Допущение нахождения посторонних лиц на территории образовательного учреждения не допустимо, является результатом попустительского халатного отношения к своим должностным обязанностям ответственными лицами, требует немедленного устранения выявленных нарушений.

До настоящего времени меры по сносу указанных гаражей надлежащим образом не приняты. Документов, подтверждающих право собственности на указанные гаражи Администрацией ГО г. Уфа в материалах дела не имеется.

В суде апелляционной инстанции, директор МБОУ «Центр образования №95» Евстифеева Т.А. пояснила, что действительно за территорией школы на близком расстоянии находятся капитальные гаражи, часть которых находятся в аварийном состоянии. На территории школы также находятся капитальные гаражи, часть которых принадлежат гражданам, не имеющих отношение к школе и используются ими не в соответствии с общеобразовательной деятельностью, кто-то использует как склад для старых вещей, кто-то как склад для хранения сухофруктов. По мере возможности им ограничен доступ на территорию школы, а именно они могут въехать на территорию школы, предварительно согласовав своё посещение. Между тем, она как директор не может контролировать что хранится в гаражах и и с какой целью они используются. В свою очередь она неоднократно обращалась с письмо в Администрацию ГО г.Уфа, Администрацию Советского района ГО г.Уфа для решения вопроса обеспечения безопасности учащихся, поскольку только полномочий директора для разрешения возникшей ситуации не достаточно. Просила удовлетворить исковые требования прокурора.

Согласно ответу на представление прокурора, капитальные гаражи, находящиеся на территории образовательного учреждения будут отгорожены до 01 сентября 2020 года.

По мнению судебной коллегии выявленное нарушение напрямую влияет на безопасность пребывающих в образовательных учреждениях детей и требует безотлагательного устранения.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно ч.ч. 6,7 ст. 28 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с положениями Уставов образовательных организаций учредителем Учреждений является городской округ - город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, который осуществляет функции и полномочия учредителя. Собственником имущества Учреждения является городской округ - город Уфа Республики Башкортостан.

Имущество Учреждения является муниципальной собственностью городского округа город Уфа Республики Башкортостан и закрепляется за ним на праве оперативного управления и (или) передается в безвозмездное пользование (ссуду).

Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п.п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ учреждения относится создание необходимых условий для охраны обучающихся и работников образовательной организации.

На основании статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований но░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 2013 ░░ 11 ░░░░░░ 2009 ░░░░ «░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 96 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░), ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ № 96 ░░ ░. ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: №... ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ №... ░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░.; ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... ░ ░░░░░░░░░░ 7 ░░.; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ № 96 ░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░.░. ░░░░░░░░░░

33-8440/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Советского района г. Уфы
Ответчики
МБОУ Центр образования № 15 ГО г. Уфа РБ
МБОУ Лицей № 96 ГО г. Уфа РБ
Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
МБОУ Школа № 95 ГО г. Уфа РБ
Другие
Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ
Шимшек Вероника Александровна
Винокурова Елена Павловна
Шилов Андрей Андреевич
Коротков Владимир Евгеньевич
Управление федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по РБ
Администрация Советского района ГО г. Уфа РБ
Главное Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Ишбулатова Елена Ивановна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
19.04.2021Передача дела судье
18.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2021Передано в экспедицию
25.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее