Дело № 2а-616/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Первомайский 10 ноября 2017 года
Первомайский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Литвинова А.А.,
при секретаре Козловой Т.В.,
с участием:
представителя административного истца помощника прокурора Первомайского района Тамбовской области Пешехоновой О.С.,
представителя административного ответчика администрации Первомайского района Тамбовской области консультанта отдела правовой и кадровой работы Сухаревой Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика администрации Козьмодемьяновского сельсовета Первомайского района Тамбовской области главы Козьмодемьяновского сельсовета Первомайского района Тамбовской области Балашова А.С., представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Первомайского района Тамбовской области и обязании привести автомобильную дорогу «<адрес>» в соответствие с требованиями ГОСТ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Первомайский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением к администрации Первомайского района Тамбовской области о неисполнении законодательства о безопасности дорожного движения и об устранении нарушений указанного законодательства.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения прокуратурой Первомайского района Тамбовской области по поручению прокуратуры Тамбовской области проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения были установлены нарушения законодательства, допущенные администрацией Первомайского района Тамбовской области, связанные с содержанием автомобильной дороги «<адрес>» в ненадлежащим состоянии.
В частности, в ходе проверки установлено, что администрацией указанного муниципального образования, в нарушение требований ст.ст. 1, 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221, на автомобильной дороге в <адрес>, включенной в реестр объектов муниципальной собственности муниципального района, на <адрес> и повороте на <адрес> асфальтовое покрытие проезжей части дороги имеет множество выбоин и ям.
Доказательствами, подтверждающими требования административного истца являются акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копия рапорта помощника прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, копия ответа администрации Первомайского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ в адрес помощника прокурора района, фотоматериалы.
Административный истец считает, что содержание административным ответчиком автомобильных дорог в ненадлежащем состоянии не обеспечивает безопасность дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних учащихся, в связи с движением по дорогам поселения школьных автобусов.
Руководствуясь положениями действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Первомайского района Тамбовской области по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и обязать администрацию Первомайского района Тамбовской области привести автомобильную дорогу «<адрес>» на всем ее протяжении в <адрес> в соответствие с требованиями указанного выше ГОСТ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Тамбовской области Пешехонова О.С., действующая в интересах неопределенного круга лиц, доводы административного иска поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Первомайского района Тамбовской области Сухарева Ю.В. в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме в части наличия выявленных недостатков указанной автодороги, однако, ссылаясь на особенности ремонта дорожного покрытия в зависимости от времени года и организации финансирования таких мероприятий, просила увеличить заявленный административным истцом срок для устранения нарушений, представив в суд отзыв на административное исковое заявление с соответствующими доводами.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика администрации Козьмодемьяновского сельсовета Первомайского района Тамбовской области глава указанного сельсовета Балашов А.С. заявленные административные исковые требования признал, также просил увеличить заявленный административным истцом срок для устранения нарушений.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного истца ОГИБДД МО МВД России «Первомайский» Карандеев Д.В. надлежащим образом извещенного судом о дате, времени и месте судебного заседания, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, оставив решение по делу на усмотрение суда.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Правомерность предъявления прокурором Первомайского района Тамбовской области настоящего административного иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подтверждается положениями ст. 39 КАС РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции от 26.07.2017) (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ), основными задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, а основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 30.10.2017) к вопросам местного значения муниципального района отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Указанное положение корреспондируется с п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ, которым к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, а также осуществление полномочий, установленных абз. 1 п. 4 ст. 16 настоящего Федерального закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 10 ст. 6, п.п. 1, 6, 11 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 07.02.2017) (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п.п. 6 и 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Помимо этого, к законодательству РФ в области безопасности дорожного движения относится, в том числе, Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ-Р50597-93), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, которым установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения; все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды; стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ-Р50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств со скоростью, разрешенной Правилами дорожного движения РФ.
Как следует из прилагаемых к административному исковому заявлению рапорта помощника прокурора Первомайского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), прилагаемых к нему фотоматериалов (л.д. 15-16), а также акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в суд представителем МО МВД России «Первомайский» автомобильная дорога «<адрес>», в нарушение вышеуказанных требований ГОСТ-Р50597-93, имеет следующие недостатки: отсутствие в необходимых местах и повреждения ранее установленных дорожных знаков, отсутствие в необходимых местах горизонтальной дорожной разметки, отсутствие барьерного ограждения на опасном участке автодороги, несоответствующая требованиям ГОСТ установка павильона автобусной остановки, а также множественные повреждения асфальтового покрытия, в том числе, некоторых из них имеющие размеры, превышающие допустимые ГОСТ-Р50597-93 значения.
Судом установлено, что указанные выявленные недостатки автомобильной дороги «<адрес>», затрудняют движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью, и по мнению суда, действительно, грубо нарушают нормы действующего федерального законодательства, не отвечают установленным действующим законодательством РФ требованиям к безопасности дорожного движения, создавая угрозу безопасности, здоровья и жизни неопределенного количества участников дорожного движения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования - Первомайский район Тамбовской области допущены нарушения в области безопасности дорожного движения в пределах муниципального района, создающие угрозу безопасности, здоровья и жизни неограниченного количества участников дорожного движения, в связи с чем, находит заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Разрешая вопрос об установлении административному ответчику срока, до которого должны быть устранены выявленные недостатки, с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов, суд полагает разумным и достаточным установить указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, принимая во внимание заявленные представителем административного ответчика доводы о необходимости увеличения срока для устранения выявленных недостатков, суд учитывает, что в последующем, административный ответчик не лишен права обратиться в суд за получением отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, в соответствии со ст. 358 КАС РФ.
Согласно ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Первомайского района Тамбовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Первомайского района Тамбовской области удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации Первомайского района Тамбовской области, связанное с непринятием мер по приведению автомобильной дороги «<адрес>» на всем ее протяжении в <адрес> в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Возложить на администрацию Первомайского района Тамбовской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильную дорогу «<адрес>» на всем ее протяжении в <адрес> в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Литвинов
Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2017 года.