Дело № 2-328/2019 28 мая 2019 г.
29RS0010-01-2019-000381-77
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Гуменюк Т.А.,
с участием помощника прокурора г. Коряжмы Тихонова Н.Г., представителя ответчиков Пашковой Е.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ Рі. РљРѕСЂСЏР¶РјРµ РІ помещении Коряжемского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° 28.05.2019 РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Архангельской прокуратуры РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях Рє Федеральному казенному учреждению В«Рсправительная колония в„– 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания РїРѕ Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё Рё Управлению федеральной службы исполнения наказаний РїРѕ Архангельской области РѕР± обязании провести специальную оценку условий труда,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Архангельской прокуратуры РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях обратился РІ Коряжемский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением Рє ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области РѕР± обязании провести специальную оценку условий труда согласно штатному расписанию РїРѕ должности уборщик производственных помещений столовой РІ течение 6 месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу. Р’ обоснование заявленных требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ указал, что РІ С…РѕРґРµ проверки исполнения законодательства РѕР± охране труда РІ ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области выявлены нарушения РЅРѕСЂРј трудового законодательства, обязать устранить которые Рё РїСЂРѕСЃРёС‚ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ. Определением Коряжемского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Архангельской области РѕС‚ 23.04.2019 Рє участию РІ деле РІ качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказания Р РѕСЃСЃРёРё Рё Управление федеральной службы исполнения наказаний РїРѕ Архангельской области.
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Архангельской прокуратуры РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях уведомлен Рѕ времени Рё месте судебного заседания надлежащим образом, участие РІ рассмотрении РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления поручил РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ Рі. РљРѕСЂСЏР¶РјС‹. Помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. РљРѕСЂСЏР¶РјС‹ РўРёС…РѕРЅРѕРІ Рќ.Р“. полагал возможным рассмотреть дело РїСЂРё данной СЏРІРєРµ, заявленные исковые требования РїСЂРѕСЃРёР» удовлетворить РІ полном объеме РїРѕ доводам, изложенным РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что, РїРѕ его мнению, ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области являются ненадлежащими ответчиками РїРѕ заявленным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј исковым требованиям.
Представитель ответчиков ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области, ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Пашкова Р•.Рђ. полагала возможным рассмотреть дело РїСЂРё данной СЏРІРєРµ, РІ удовлетворении заявленных требований просила отказать РІ полном объеме РїРѕ доводам, изложенным РІ представленных возражениях, дополнительного РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области являются ненадлежащими ответчиками РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°. РљСЂРѕРјРµ того, пояснила, что РІ случае удовлетворения заявленных РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј требований исполнение решения СЃСѓРґР° РЅРµ потребует значительных финансовых затрат СЃРѕ стороны ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Рё дополнительного финансирования СЃРѕ стороны ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 37 ч. 3 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с положениями ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно СЃС‚. 10 РЈРРљ Р Р¤ РїСЂРё исполнении наказаний осужденным гарантируются права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ изъятиями Рё ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным Рё иным законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Статьей 104 РЈРРљ Р Р¤ предусмотрено, что правила охраны труда, техники безопасности Рё производственной санитарии устанавливаются РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ труде.
В соответствии с положениями ст. 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Как установлено РІ судебном заседании, ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹, зарегистрировано РІ качестве юридического лица Рё действует РЅР° основании Устава, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным РІ его учредительных документах, Рё несет связанные СЃ этой деятельностью обязанности. Согласно Рї. 2.5.1 Устава учреждение обеспечивает РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации привлечение осужденных Рє труду Рё создание условий для РёС… моральной Рё материальной заинтересованности РІ результатах труда.
Действующим штатным расписанием обслуживающего персонала ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области, утвержденного приказом начальника исправительного учреждения в„– 08-РѕСЃ РѕС‚ 30.01.2019, предусмотрено наличие РІ столовой РґРІСѓС… рабочих мест РїРѕ должности «Уборщик производственных помещений». РќР° указанных рабочих местах работают лица, отбывающие назначенное СЃСѓРґРѕРј наказание РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области, период работы которых обусловлен РЅРµ только волеизъявлением работника Рё работодателя, РЅРѕ Рё иными объективными обстоятельствами (СЃСЂРѕРє наказания, условия отбывания наказания Рё С‚.Рґ.). Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ указанными обстоятельствами СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± обоснованности РґРѕРІРѕРґРѕРІ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ том, что рассматриваемые исковые требования заявлены РёРј РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеприведенных требований закона обязанность проведения специальной оценки условий труда рабочих мест возложена РЅР° всех работодателей, независимо РѕС‚ РёС… организационно-правовых форм Рё РїРѕСЂСЏРґРєР° РёС… финансирования, РІ том числе Рё РЅР° казенные учреждения. Доводы ответчиков РѕР± отсутствии оснований для проведения специальной оценки условий труда рабочих мест исправительных учреждений, занимаемых лицами, отбывающими наказание РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹, основаны РЅР° неверном толковании РЅРѕСЂРј права, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем признаны СЃСѓРґРѕРј несостоятельными.
Согласно представленной «Карте аттестации рабочего места РїРѕ условиям труда в„– 57В», пояснениям представителя ответчиков Рё иным материалам дела последняя специальная оценка условий труда указанного рабочего места проведена РІ 2010 Рі. Таким образом, РІ настоящий момент ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области РЅРµ проведена специальная оценка условий труда РїРѕ рабочему месту РІ столовой «Уборщик производственных помещений», что является нарушением вышеприведенных требований Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Рё свидетельствует РѕР± обоснованности заявленных РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј исковых требований.
Разрешая РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ надлежащем ответчике РїРѕ настоящему СЃРїРѕСЂСѓ, СЃСѓРґ принимает РІРѕ внимание, что согласно вышеуказанным требованиям закона обязанность РїРѕ проведению специальной оценки условий труда возложена РЅР° работодателя, которым РїРѕ отношению Рє работникам, осуществляющим, трудовые функции «Уборщика производственных помещений» РІ столовой ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области, будет являться именно данное исправительное учреждение. Согласно пояснениям представителя ответчика проведение специальной оценки условий труда РїРѕ спорным рабочим местам РЅРµ требует значительных материальных затрат Рё может быть проведено непосредственно Р·Р° счет средств Рё СЃРёР» непосредственно исправительного учреждения без дополнительного финансирования Рё проведения организационно-распорядительных мероприятий ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области.
РќР° основании изложенного, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что надлежащим ответчиком РїРѕ заявленным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј исковым требованиям будет являться ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области. Оснований для удовлетворения заявленных требований Рє ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рё УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области СЃСѓРґ РЅРµ усматривает.
Предложенный прокурором срок устранения ответчиком выявленных нарушений трудового законодательства (в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу), по мнению суда отвечает требованию разумности.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Архангельской прокуратуры РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях Рє Федеральному казенному учреждению В«Рсправительная колония в„– 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания РїРѕ Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё Рё Управлению федеральной службы исполнения наказаний РїРѕ Архангельской области РѕР± обязании провести специальную оценку условий труда удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение В«Рсправительная колония в„– 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания РїРѕ Архангельской области» провести специальную оценку условий труда рабочего места РІ столовой ФКУ РРљ в„– 5 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области РїРѕ должности «Уборщик производственных помещений» РІ течение 6 месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.
В удовлетворении исковых требований прокурора Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области отказать.
Взыскать СЃ Федерального казенного учреждения В«Рсправительная колония в„– 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания РїРѕ Архангельской области» РІ РґРѕС…РѕРґ муниципального образования «Город Коряжма» государственную пошлину РІ СЃСѓРјРјРµ 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий А.П. Спиридонов