Решение по делу № 2а-319/2021 от 14.01.2021

Дело №2а-319/2021

УИД: 26RS0024-01-2021-000171-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2021 года г.Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хрипкова А.И.,

с участием: административных истцов: Васильева А.В. и Васильевой А.А.,

представителя административного ответчика – администрации г.Невинномысска, и заинтересованного лица – УЖКХ администрации г.Невинномысска – Мирошниченко Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком действия три года), и от ДД.ММ.ГГГГ. соответственно,

при секретаре Васильевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Васильева Александра Владимировича, Васильевой Анны Анатольевны, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 и ФИО3, к администрации г.Невинномысска, об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Васильев А.В., Васильева А.А., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1., ФИО2 и ФИО3 обратились в Невинномысский городской суд СК с административным иском к администрации г.Невинномысска, заявив требования об оспаривании постановления администрации г.Невинномысска от 27.11.2020г. №1933 об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», указав в обоснование заявленных требований, что в сентябре 2020 года они обратились в администрацию г.Невинномысска с заявлением о признании семьи нуждающимися в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Однако, постановлением администрации г.Невинномысска №1933 от 27.11.2020г. им отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ. на приеме специалист жилищного отдела Управления ЖКХ администрации г.Невинномысска разъяснил им, что основанием для отказа послужило то обстоятельство, что при расчете нуждаемости учитывалась площадь жилых помещений, расположенных в г.Невинномысске по адресам: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в которых семья была зарегистрирована до сентября 2018 года.

Как указывают истцы, данные жилые помещения принадлежат их родителям: отцу истицы Васильевой А.А. – Тулиеву А.Е. принадлежит жилое помещение по <адрес> а матери истца Васильева А.В. – Васильевой А.Е. принадлежит жилое помещение по <адрес>.

Истцы полагают, что отказ администрации в признании их нуждающимися в жилых помещениях является незаконным, необоснованным, и лишает их государственной поддержки на приобретение жилья.

Так, ссылаясь на положения ст.31 ЖК РФ, определяющей понятие члена семьи собственника жилого помещения, истцы указывают, что они, а также их несовершеннолетние дети ФИО1 ФИО2 ФИО3., не являются членами семьи ни Тулиева А.Е., ни Васильевой Е.А.

Указывая, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, а также ссылаясь на нормы п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ и ст.53 ЖК РФ, определяющие такое основание к отказу в признании нуждающимися в жилых помещениях как установление того факта, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, истцы полагают, что положения данных норм направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья.

Однако, поскольку истцы вместе со своими детьми членами семьи их родителей – Тулиева А.Е. и Васильевой Е.А. не являются, наличие у их родителей в собственности жилых помещений не может расцениваться как основание к отказу в признании семьи самих истцов нуждающимися в жилых помещениях, и соответственно, полагают, что указанные жилые помещения не должны были учитываться при расчете нуждаемости, и это не могло расцениваться, как основание для отказа в признании нуждающимися в целях включения в число участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

А учитывая, что в собственности истцов и их несовершеннолетних детей не имеется жилых помещений, а также, что их семья в настоящее время имеет статус многодетной, полагают, что у ответчика отсутствовали основания к отказу в признании их нуждающимися в жилых помещениях.

На основании указанных доводов, просили суд: признать незаконным постановление администрации г.Невинномысска от 27.11.2020г. №1933 «Об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях», и возложить на ответчика обязанность признать семью из пяти человек: Васильев Александр Владимирович, Васильева Анна Анатольевна, ФИО1, ФИО2, нуждающимися в жилых помещениях.

В судебном заседании административные истцы Васильев А.В. и Васильева А.А. заявленные требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Дополнительно пояснили, что с 2018 года семья зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, по месту прохождения Васильевым А.В. военной службы, на территории воинской части. Однако, там никогда они не проживали, а проживали по месту жительства отца Васильевой А.А. – Тулиева А.Е. по <адрес>. в указанном жилом помещении их семья проживала и до момента регистрации на территории воинской части, вместе с родителями Васильевой А.А. Проживают по данному адресу и в настоящее время.

По адресу: <адрес>, семья не проживала, а истец Васильев А.В. не проживает там с 2012 года, и снят с регистрационного учета по данному адресу.

Представитель административного ответчика – администрации г.Невинномысска, а также заинтересованного лица – Управления ЖКХ администрации г.Невинномысска – Мирошниченко Н.А. в судебном заседании заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении с учетом представленных возражений на административное исковое заявление (л.д.51-53), согласно доводам которых состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 Жилищного Кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.

Ст.51 ЖК РФ предусмотрены основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и п.2 ч.1 данной нормы предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая в силу ч.5 ст.50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления. Такая учетная норма определена на основании решения Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г. и составляет 13 кв.м. на одного человека.

В соответствии с требованиями ЖК РФ и Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, были рассмотрены документы, представленные Васильевым А.В., и установлено, что согласно представленным документам Васильев А.В. с семьей зарегистрированы по адресу: <адрес>, данное жилое помещение принадлежит войсковой части

Васильев А.В. с 2005 по 2018г. был зарегистрированы в жилом помещении по по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., которое принадлежит матери заявителя. в домовладении зарегистрирован 1 человек. Заявителем представлено решение Невинномысского городского суда о добровольном снятии с регистрационного учета по указанному адресу.

Таким образом, ссылаясь на положения ст.53 ЖК РФ о том, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, представитель ответчика и заинтересованного лица полагает, что все действия семьи Васильевых привели к ухудшению их жилищных условий, и полагает, что в целях недопущения фактов нецелевого использования бюджетных средств данной семье было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью участия в программе по предоставлению молодым семьям социальных выплат

Представитель заинтересованного лица на стороне ответчика – Министерства строительства и архитектуры СК, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д.28-31), согласно доводам которого заявленные требования министерство не признает, считает их незаконными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как указывает представитель заинтересованного лица, Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. №1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, а постановлением Правительства РФ от 30.01.2019г. №62 с 09.02.2019г. наименование данной программы изменено на ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». До 01.01.2018г. указанные мероприятия проводились в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, содержащей аналогичные нормы.

Социальные выплаты молодым семьям Программы предоставляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, также утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050.

Ссылаясь на положения п.6 названных Правил, определяющей понятие молодая семья для целей и задач Программы, а также порядок учета указанных молодых семей, указывает, что у министерства отсутствуют полномочия не включать молодую семью в список участников программы, изъявивших желание получать социальную выплату в планируемом году, формируемого администрацией муниципального образования, или исключать семью из этого списка.

По мнению представителя заинтересованного лица, практика Конституционного Суда РФ указывает на то, что требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции РФ не вытекает, условия выплаты определяются законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции. Принципиальный государственный подход к решению жилищных потребностей предполагает активные действия граждан по строительству или приобретению жилья, а не ожидание его от государства. Содействие государства в реализации гражданами своих жилищных прав состоит в том, что средства граждан, вложенные в строительство и приобретение жилья, не облагаются налогом; органы государственной власти и местного самоуправления выделяют гражданам земельные участки для строительства жилья; принимаются государственные программы содействия гражданам в улучшении жилищных условий. Для получения социальных выплат необходимо соблюдение определенной процедуры, а также соответствие участников требованиям, установленным законодательством.

Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты, и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности, условие о соответствии молодой семьи всем установленным Правилами требованиям.

Так, ссылаясь на положения ч.2 ст.51 ЖК РФ, представитель Министерства указывает, что по имеющейся информации, семья Васильевых зарегистрированы по адресу: по адресу: <адрес>, данное жилое помещение принадлежит войсковой части .

Согласно акту обследования жилищных условий, семья поживает по адресу: <адрес>, в доме площадью <данные изъяты> кв.м., где зарегистрировано 3 человека, данное жилье принадлежит тестю заявителя – Тулиевау А.Е. сам заявитель с 2005 по 2018 годы был зарегистрирован в домовладении по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., где зарегистрирован 1 человек. Жилое помещение находится в собственности матери заявителя.

Таким образом, ссылаясь на положения ч.1 и 2 ст.31 ЖК РФ, а также ч.2 ст.51 ЖК РФ, сторона ответчика указывает, что при подсчете нуждаемости семьи в жилом помещении учитывались указанные жилые помещения: 40,7+114,6/9=17,25 кв.м., что более учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.

Помимо этого, ссылаясь на положения ст.53 ЖК РФ о том, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, представитель заинтересованного лица полагает, что заявителями совершены действия, в результате которых семья не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, и в данном случае использование социальной выплаты истцом не представляется возможным, иначе нарушаются цели и задачи подпрограммы, права и законные интересы молодых семей, полностью соответствующих условиям подпрограмм, которые будут вынуждены ждать своей очереди дольше из-за получения социальных выплат теми, кто условиям не соответствует, и это также приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, что влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Представитель заинтересованного лица – Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г.Невинномысска, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего административного дела по существу в отсутствие представителей заинтересованных лиц, поскольку в силу требований ст.150 КАС РФ их явка в судебное заседание не была признана обязательной.

Огласив доводы административного искового заявления, возражений на него административного ответчика и представителя заинтересованного лица, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции РФ и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как указано в ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административною дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению административного искового заявления в таком случае может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделённых отдельными государственными иди иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В ее состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается указанной подпрограммой.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. №1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, а постановлением Правительства РФ от 30.01.2019г. №62 с 09.02.2019г. наименование данной программы изменено на ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». До 01.01.2018г. указанные мероприятия проводились в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, содержащей аналогичные нормы.

Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат установлены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в Приложении №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно п.п.«б» п.6 Правил, участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно п.7 Правил, в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (данный абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016г. №466).

Согласно ч.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Ч.3 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Ст.51 Жилищного кодекса РФ, предусмотрены основания для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, п.2 ч.1 данной нормы – гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Ч.5 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с данными положениями жилищного законодательства, Уставом г.Невинномысска, Решением Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г. утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории г.Невинномысска в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного человека.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, а также из материалов учетного дела семьи Васильевых, 28.06.2008г. между Васильевым А.В. и Тулиевой А.А. заключен брак, при заключении брака ей присвоена фамилия «Васильева» (л.д.14), ДД.ММ.ГГГГ. у них родился сын – ФИО1 (л.д.12), а ДД.ММ.ГГГГ. – дочери – ФИО2 и ФИО3. (л.д.11, 13).

Из материалов административного дела, а также учетного дела семьи также следует, что Васильев А.В., Васильева А.А. и их несовершеннолетние дети: ФИО1., ФИО2 и ФИО3 зарегистрированы по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение принадлежит войсковой части , где проходит военную службу истец Васильев А.В.

Согласно акта обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи Васильевых от 23.09.2020г., административные истцы и их дети фактически проживают по адресу: <адрес> в домовладении площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве собственности отцу Васильевой А.А. – Тулиеву А.Е. В указанном домовладении, помимо семьи Васильевых, проживают также: Тулиев А.Е. и Тулева Н.В. – родители Васильевой А.А., а также брат Васильевой А.А. – Тулиев К.А.

В период с 2005г. до 2018 года истец Васильев А.В. был зарегистрирован по адресу: <адрес> в домовладении площадью <данные изъяты> кв.м. Данное домовладение принадлежит матери Васильева В.А. – Васильевой Е.А.

Из содержания материалов дела, а также пояснений истцов следует, что по ул.Луговой, 38 в г.Невинномысске Васильев А.В. не проживает с 2012 года. его супруга и несовершеннолетние дети в указанном домовладении зарегистрированы не были.

Кроме того, решением Невинномысского городского суда СК от 31.01.2020г., на основании которого Васильев А.В. выселен из жилого помещения по <адрес>. В ходе разбирательства дела о выселении было установлено, что Васильев А.В. не ведет общего хозяйства с Васильевой Е.А., и не исполняет обязанности члена семьи.

При этом, согласно имеющейся в материалах учетного дела семьи Васильевых выписок из ЕГРН, ни Васильев А.В., ни Васильева А.А., ни их несовершеннолетние дети ФИО1 ФИО2 и ФИО3., в собственности жилых помещений или иных объектов недвижимого имущества не имеют, и никогда не имели.

24.09.2020г. Васильев А.В. и Васильева А.А. обратилась в администрацию г.Невинномысска с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», молодую семью в составе пяти человек: Васильев А.В., Васильева А.А., ФИО1 ФИО2. и ФИО3 В заявлении они указали, что в собственности жилых помещений они и члены их семьи не имеют, а также указано, что гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за последние пять лет она и члены ее семьи не производили. К заявлению приложены следующие документы: копии паспортов Васильева А.В. и Васильевой А.А., копии свидетельства о рождении детей, документы о регистрации по месту жительства, копию решения Невинномысского городского суда СК от 31.01.2020г., акт обследования жилищных условий, согласие на обработку персональных данных.

Постановлением администрации г.Невинномысска от 27.11.2020г. №1933 в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» Васильеву А.В. и Васильевой А.А. с составом семьи из пяти человек: заявители, дети: ФИО1 ФИО2 ФИО3., зарегистрированных по адресу: <адрес>, 12, отказано с указанием на п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ – так как не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

Согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

А согласно п.4 данной нормы, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

При этом решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Ст.51 Жилищного кодекса РФ, предусмотрены основания для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, п.2 ч.1 данной нормы – гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Ч.5 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с данными положениями жилищного законодательства, Уставом г.Невинномысска, Решением Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г. утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории г.Невинномысска в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного человека.

В силу ч.1 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.

Ч.1 ст.31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

А в силу ч.2 ст.31 ЖК РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Для признания других лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

В силу ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Таким образом, ссылка администрации г.Невинномысска на то, что необходимо учитывать площадь жилого помещения, принадлежащего Васильевой А.Е., необоснованы, так как Васильева А.Е. фактически членом семьи Васильева А.В. и Васильевой А.А. не является, и указание на нее как на члена семьи истцов противоречит требованиям ст.2 СК РФ и ст.31 ЖК РФ, а потому является незаконным.

Кроме того, из содержания оспариваемого истцом постановления администрации г.Невинномысска, а также из пояснений представителя административного ответчика – администрации г.Невинномысска и заинтересованного лица – Минстроя СК, изложенных в письменных возражениях на исковое заявление, следует, что основанием к отказу в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ – так как совершены действия, в результате которых семья Васильевых не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях.

Вместе с тем, согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

А согласно п.4 данной нормы, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

При этом решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.54 ЖК РФ.

В оспариваемом постановлении, а также согласно доводов административного ответчика, основанием к отказу в постановке на учет семьи Васильевых в качестве нуждающихся в жилых помещениях указан п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ – поскольку не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

А согласно ст.53 ЖК РФ Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По мнению административного ответчика, в данном случае заявители совершили намеренные действия по ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в п.2.5 Письма Минстроя России от 07.08.2017г. №28068-ЕС/05 «О направлении Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством», согласно положениям ст.53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:

- вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи;

- переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника;

- отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;

- неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

При этом, Васильевой А.А., Васильевым А.В. и членами их семьи ни одного из перечисленных действий совершено не было.

Регистрация семьи Васильевых по месту жительства по адресу: <адрес>, не свидетельствует о намеренном ухудшении Васильевыми или членами их семьи своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Более того, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.04.2007г. №258-О-О указал, что по смыслу ст.53 Жилищного кодекса РФ, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст.53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Соответственно, такое основание для отказа в постановке на учет семьи заявителя, как указано в оспариваемом постановлении, с учетом содержания доводов административного ответчика, невозможно признать обоснованным, и соответствующим требованиям ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Соответственно, оспариваемое истцами постановление администрации г.Невинномысска №1933 от 27.11.2020г. «Об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях» в отношении Васильева А.В., Васильевой А.А. и членов их семьи, является незаконным, а требования административных истцов в данной части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, оценивая заявленные требования в части возложения на администрацию г.Невинномысска обязанности принять решение о постановке Васильева А.В., Васильевой А.А. и их семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следует учитывать, что принятие решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан и членов их семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления, и суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом. Восстановление нарушенного права истцов в данном случае достигается путем признания оспариваемого решения незаконным и признания за нею оспариваемого права в соответствии с установленном порядком и процедурой.

Соответственно, в порядке восстановления нарушенных прав следует возложить на административного ответчика обязанность в сроки, предусмотренные действующим законодательством, организовать рассмотрение заявления Васильева А.В. и Васильевой А.А. о признании нуждающейся в жилых помещениях для участия в основном мероприятии «обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», молодой семьи Васильева А.В. и Васильевой А.А., с составом семьи из пяти человек: Васильев Александр Владимирович, Васильева Анна Анатольевна, ФИО1, ФИО2, ФИО3, и принять по нему решение в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 176, 177-180, 226-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования административного иска Васильева Александра Владимировича, Васильевой Анны Анатольевны, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 и ФИО3, к администрации г.Невинномысска, об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить частично.

Признать постановление администрации г.Невинномысска от 27.11.2020г. №1933 «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в отношении молодой семьи Васильева Александра Владимировича с составом семьи из трех человек по основанию п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ – незаконным.

В порядке восстановления нарушенных прав административных истцов возложить на администрацию города Невинномысска обязанность в сроки, предусмотренные действующим законодательством, организовать рассмотрение заявления Васильева Александра Владимировича и Васильевой Анны Анатольевны о признании нуждающимися в жилом помещении в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, молодой семьи Васильева А.В. и Васильевой А.А., с составом семьи из пяти человек: Васильев Александр Владимирович, Васильева Анна Анатольевна, ФИО1, ФИО2 ФИО3.

В удовлетворении требований административного иска в части возложения на административного ответчика обязанности признать семью Васильева А.В. и Васильевой А.А. нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ – отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда, через Невинномысский городской суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 февраля 2021 года.

Судья А.И.Хрипков

2а-319/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Анна Анатольевна
Васильев Александр Владимирович
Ответчики
администрация г. Невинномысска
Другие
Мирошниченко Наталья Анатольевна
Суд
Невинномысский городской суд Ставропольского края
Судья
Хрипков Алексей Игоревич
Дело на сайте суда
nevinnomysky.stv.sudrf.ru
14.01.2021Регистрация административного искового заявления
15.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2021Подготовка дела (собеседование)
02.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2021Судебное заседание
11.02.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2021Дело оформлено
11.06.2021Дело передано в архив
19.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее