Судья: Уфимцева Н.А.
Докладчик: Чёрная Е.А.
Дело № 33-4385
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 апреля 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Чёрной Е.А.
судей: Фатьяновой И.П., Жуленко Н.Л.
с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,
при секретаре: Ивлевой О.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Чёрной Е.А. дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Кемеровского муниципального района, Лихачевой К.А.
на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 18.02.2015 года
по делу по иску прокурора Кемеровского района в интересах Рева В.И. к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кемеровского района в интересах Рева В.И. обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивировал тем, что Рева В.И. в <данные изъяты> г. выпустилась из МОУ Детский дом «Ленинградский», где находилась как ребёнок, оставшийся без попечения родителей.
Мать Рева В.И. умерла в <данные изъяты>., отец лишен родительских прав в <данные изъяты> г.
В соответствии с постановлением главы Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Рева В.И. принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
Просил обязать Администрацию Кемеровского муниципального района предоставить Рева В.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 18.02.2015 года постановлено:
«исковые требования прокурора Кемеровского района к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении Рева В.И. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района Кемеровской области предоставить Рева В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки г.Кемерово, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в пределах территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области, общей площадью не менее 18 кв.м.».
В апелляционной жалобе представитель Администрации Кемеровского муниципального района, Лихачева К.А., действующая на основании доверенности за № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что средств, выделяемых из областного бюджета на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно для предоставления жилых помещений всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Администрация предпринимала все действия, направленные на исполнение возложенной на неё обязанности. Однако не имеет возможности и правовых оснований для исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения истцу за счёт средств, предусмотренных в бюджете области для целей предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Кроме того, суд не принял во внимание, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно производиться в соответствии с имеющимся списком и без нарушения прав лиц, включенных в список.
Так, во исполнение обязанности по предоставлению Рева В.И. жилого помещения, постановлением Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Кемеровскому району.
В связи с внесением изменений в законодательные акты в части предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией издано постановление № «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».
Рева В.И. включена в указанный список и в настоящее время числится в нём под №
Предоставив истцу жилое помещение, Администрация нарушит очередность списка лиц, имеющих такое право наравне с истцом, что будет означать предоставление жилья вне очереди, что противоречит действующему законодательству.
На апелляционную жалобу помощником прокурора Кемеровского района, Пахирко Р.А., принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, принесённых на неё возражений, заслушав Рева В.И., просившую решение суда не отменять, заключение прокурора отдела областной прокуратуры Тверикиной Н.Н., считающей не имеется оснований к отмене вынесенного решения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ (в ред. от 25.12.2012 г.), действующей с 01.01.2013 г., предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.
Пунктом 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 приведенного закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 5 приведенного закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Согласно п. 4 ст. 5 названного закона, предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилого фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно п. 5 ст. 5 названного закона, договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом.
Согласно ст. 7 названного закона, вступающей в силу с 01.01.2014 г., норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 кв.м. на одного человека с учетом п. 7 ст. 8 Федерального закона.
Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
Материалами дела установлено, что решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ Х. лишен родительских прав в отношении дочери Рева В.И. (л.д.12).
Согласно свидетельству о смерти, мать Рева В.И. – И. умерла ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.13).
На основании путёвки № управления образования Кемеровского муниципального района, Рева В.И. направлена в МОУ Детский дом «Ленинградский» (л.д.29).
Согласно Постановлению главы Кемеровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Рева В.И. принята на учёт граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях с включением в список на получение жилого помещения во внеочередном порядке (л.д.14).
Согласно Постановлению администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждён список по обеспечению жилыми помещениями, где Рева В.И. указана под № (л.д.22).
По сведениям, данным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним – отсутствует информация о правах Рева В.И. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества (л.д. 34).
С учётом того, что Рева В.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закреплённого жилого помещения, в надлежащем порядке включена в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди за № на предоставление жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Кемеровского муниципального района Кемеровской области обязанность предоставить Рева В.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в пределах территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к выражению несогласия с произведённой судом оценкой обстоятельств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения, поскольку объективная нуждаемость Рева В.И. в жилье, ввиду отсутствия у неё в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, в апелляционной жалобе не приводится.
Разрешая дело, суд первой инстанции в полном объёме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
При установленных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Кемерово от 18.02.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Кемеровского муниципального района, Лихачевой К.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.А. Чёрная
Судьи: И.П. Фатьянова
Н.Л. Жуленко