Дело № 2а-5565/18
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
26 сентября 2018 года город Владивосток
Фрунзенский районный СЃСѓРґ РіРѕСЂРѕРґР° Владивостока РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Михайловой Рў.Рђ., РїСЂРё секретаре РљСѓРїСЂРёРєРѕРІРѕР№ Р•.Р’., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Фатериной Валерии Евгеньевны Рє Рнспекции регионального строительного надзора Рё контроля РІ области долевого строительства РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Рѕ признании решений незаконными, возложении обязанности,
установил:
Фатерина Р’.Р•. РІ лице представителя РїРѕ доверенности Сидельниковой Рћ.Р’. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Рнспекции регионального строительного надзора Рё контроля РІ области долевого строительства РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Рѕ признании незаконным решения, оформленного РІ РІРёРґРµ уведомления РѕС‚ дата РёСЃС…. в„–, которым Фатериной Р’.Р•. отказано РІРѕ включении РІ реестр граждан. Р’ обоснование заявленных требований указывает, что дата были сданы документы Рё заявление РІ Рнспекцию для включения РІ реестр граждан, чьи денежные средства привлечены РґР» строительства многоквартирных РґРѕРјРѕРІ Рё чьи права нарушены. Решением Рнспекции, оформленным РІ РІРёРґРµ документа, - уведомления РѕС‚ дата в„– административному истцу отказано РІРѕ включении РІ реестр граждан, чьи права нарушены. РЎ данным решением административный истец РЅРµ согласна, указывает, что решение является формальным. Между административным истцом Рё РћРћРћ «Дальстройконтракт» заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ участия РІ долевом строительстве, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ представлен (РєРѕРїРёСЏ Рё оригинал) РІ Рнспекцию, никем РЅРµ оспорен. Представлены доказательства внесения денежных средств застройщику. Указывает, что административный истец полностью соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных РґРѕРјРѕРІ Рё чьи права нарушены, Рє числу пострадавших. Документы поданы своевременно Рё РІ полном объеме. Застройщик, имея разрешительные документы для строительства, самостоятельно увеличил этажность, фактически строительство остановилось РЅР° стадии утверждения требуемых документов. Обязанности РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ долевого строительства застройщик РЅРµ исполнил. РЎ учетом этого, РїСЂРѕСЃРёС‚ оспариваемое решение признать незаконным Рё отменить.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждено телефонограммой, о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Представитель административного истца – адвокат Сидельникова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель Рнспекции регионального строительного надзора Рё контроля РІ области долевого строительства РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Чайка Р•.Р’. возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения РЅР° административный РёСЃРє, РІ которых указала, что решение РѕР± отказе РІРѕ включении Фатериной Р’.Р•. РІ Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных РґРѕРјРѕРІ Рё чьи права нарушены, является законным, мотивированным Рё РЅРµ нарушающим права истца, поскольку административный истец РЅРµ соответствует Рї. 8, РїРї. Р±, РІ, Рі Рї. 1 Критериев. Рнспекцией выявлены факты «двойной продажи» квартир посредством заключения нескольких РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ участия РІ долевом строительстве многоквартирного РґРѕРјР° СЃ разными лицами РІ отношении РѕРґРЅРѕРіРѕ создаваемого объекта недвижимости; земельный участок предоставлен РћРћРћ «Дальстройконтракт» для использования РІ целях размещения строительной площадки, что РЅРµ предусматривает строительства многоквартирного жилого РґРѕРјР°.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Р Р¤, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, РёС… действий (бездействия) необходимо наличие совокупности РґРІСѓС… условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам Рё нарушение прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
РР· материалов дела следует, что дата между Фатериной Р’.Р•. Рё РћРћРћ «Дальстройконтракт» заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕР± участии РІ долевом строительстве в„–. Предметом РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° являлось строительство 1-комнатной квартиры, общей площадью 42,4 РєРІ.Рј, расположенной РЅР° 10-Рј этаже, РІ жилом РґРѕРјРµ РІ районе <адрес>.
Обязанности по договору строительства застройщиком не исполнены, при наличии разрешительных документов для строительства 10-ти этажного жилого дома ООО «Дальстройконтракт» самостоятельно увеличило этажность дома, строительство остановлено на стадии утверждения требуемых документов.
дата РІ Рнспекцию регионального строительного надзора Рё контроля РІ области долевого строительства РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края (РІС…. в„–) поступило заявление Фатеринолй Р’.Р•. Рѕ включении РІ реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных РґРѕРјРѕРІ Рё чьи права нарушены.
РџРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ дата в„– Рнспекцией регионального строительного надзора Рё контроля РІ области долевого строительства РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Фатериной Р’.Р•. отказано РІРѕ включении РІ реестр пострадавших граждан РІ соответствии СЃ приложением 3 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства Рё жилищно-коммунального хозяйства Р Р¤ РѕС‚ дата в„– РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ несоответствием заявителя РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· критериев, установленных пунктом 2 приложения 1 Рє приказу.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с Положением об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 №356-па, инспекция является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий в том числе, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр (ред. от 24.01.2018) утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и Правила ведения реестра пострадавших граждан.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан устанавливаются в целях ведения реестра пострадавших граждан.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;
8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии).
В силу п. 10 Правил заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Оценив фактические обстоятельства дела, вышеприведенные положения действующего законодательства, суд полагает, что выводы административного ответчика о несоответствии Фатериной В.Е. п. 8 Критериев ввиду выявления фактов «двойной продажи» квартир посредством заключения нескольких договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома с разными лицами в отношении одного создаваемого объекта недвижимости не могут быть признаны состоятельными, поскольку доказательств того, что в отношении жилого помещения Фатериной В.Е. заключены два и более договоров долевого участия, административным ответчиком не представлено.
Доводы административного ответчика о несоответствии административного истца пп. б,в,г п. 1 Критериев со ссылкой на то, что земельный участок предоставлен ООО «Дальстройконтракт» для использования в целях размещения строительной площадки, что не предусматривает строительства многоквартирного жилого дома, также не могут быть признаны состоятельными в силу следующего.
РР· материалов дела усматривается, что дата администрацией РіРѕСЂРѕРґР° Владивостока выдано РћРћРћ «Дальстройконтракт» разрешение в„– РЅР° строительство 10-ти этажного жилого РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>.
дата между РЈРњРГА администрации РіРѕСЂРѕРґР° Владивостока Рё РћРћРћ «Дальстройконтракт» заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„– аренды земельного участка СЃ кадастровым номером в„– площадью 2260 РєРІ.Рј, находящегося РїРѕ адресу: <адрес> (примерно 4 Рј РЅР° северо-восток РѕС‚ ориентира) для использования РІ целях размещения строительной площадки. РЎСЂРѕРє аренды участка установлен СЃ дата РїРѕ дата.
дата между Департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и ООО «Дальстройконтракт» заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 2260 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> (участок находится примерно 4 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>) в целях размещения строительной площадки. Срок аренды участка установлен с дата по дата.
По состоянию на 2008 год ООО «Дальстройконтракт» вместо 10-ти этажного дома возвел 18-ти этажный дом по совершенно иной проектной документации, на что администрация города Владивостока разрешения не давала.
Определением Арбитражного суда Приморского края от дата в отношении застройщика ООО «Дальстройконтракт» введена процедура внешнего управления с применением параграфа 7 Федерального закона от 26 октября 2012 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Заочным решением Первомайского районного суда города Владивостока от дата на ООО «Дальстройконтракт» возложена обязанность приостановить строительство жилого дома по <адрес> до получения разрешительной документации.
дата между УМС г. Владивостока и ООО «Дальстройконтракт» заключен договор аренды земельного участка № от дата сроком до дата, в соответствии с условиями которого арендатором принят во временное пользование земельный участок, находящийся в муниципальной собственности с кадастровым номером №, площадью 5091 кв.м. с видом разрешенного использования – многоквартирные жилые дома в целях реализации инвестиционного контракта (договора) от дата №.
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке регистрирующим органом – Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
Таким образом, на момент обращения Фатериной В.Е. с заявлением о включении в реестр целевое назначение земельного участка соответствовало требованиям закона, разрешенное использование земельного участка предполагало строительство многоквартирного дома, договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке,
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение не может быть признано соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в установленный законом срок и в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШРР›:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Фатериной Валерии Евгеньевны Рє Рнспекции регионального строительного надзора Рё контроля РІ области долевого строительства РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края Рѕ признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение Рнспекции регионального строительного надзора Рё контроля РІ области долевого строительства РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края, оформленное РІ РІРёРґРµ уведомления РѕС‚ дата в„– РѕР± отказе Фатериной Валерии Евгеньевне РІРѕ включении РІ реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных РґРѕРјРѕРІ Рё чьи права нарушены.
Возложить РЅР° Рнспекцию регионального строительного надзора Рё контроля РІ области долевого строительства РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края обязанность повторно рассмотреть заявление Фатериной Валерии Евгеньевны РѕС‚ дата Рѕ включении РІ реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных РґРѕРјРѕРІ Рё чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 01.10.2018г.
Судья Т.А. Михайлова