Дело № 11а-9209/2022 Судья: Пригородова Н.В.
Дело № 2а-871/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2022 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Аганиной Т.А., Андрусенко И.Д.,
при помощнике судьи Предеиной А.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ананьина И.Е. на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 мая 2022 года по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Кыштымский» Челябинской области об установлении дополнительных административных ограничений в отношении Ананьина И.Е..
Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Соколовой Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Кыштымский» Челябинской области (далее – МО МВД России «Кыштымский» Челябинской области) обратился с административными исковыми требованиями об установлении в отношении Ананьина И.Е. следующих дополнительных ограничений: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, с 21 часа 00 минут по 06 часов 00 минут следующего дня; запрещения пребывания в определенных местах (бары, рестораны, ночные клубы); запрещения пребывания в местах реализации алкогольной продукции на розлив.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что Ананьин И.Е. был осужден Челябинским областным судом по <данные изъяты> УК РФ, <данные изъяты> УК РФ, <данные изъяты> УК РФ к 7 годам лишения свободы. Освобожден УДО 11 сентября 2017 года. 01 марта 2018 года Ананьин И.Е. был осужден мировым судьей судебного участка № 3 г. Кыштыма Челябинской области (с учетом апелляционного постановления Кыштымского городского суда Челябинской области от 28 мая 2018 года) по <данные изъяты> УК РФ, с применением подпунктов «б, в» части 7 статьи 79, статьи 70 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 2 месяца. 15 ноября 2019 года он был освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока наказания. Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 26 сентября 2019 года в отношении Ананьина И.Е. был установлен административный надзор на срок 3 года, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения выезда за пределы субъекта Российской Федерации по месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Затем решением Кыштымского городского суда от 20 октября 2020 года в отношении Ананьина И.Е. были установлены дополнительные ограничения в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 2200 до 0600 часов следующего дня; запрещения пребывания в местах нахождения несовершеннолетних (дошкольные, школьные и иные образовательные учреждения, детские площадки, спортивные и культурно-массовые мероприятия с участием несовершеннолетних). За время нахождения под административным надзором Ананьин И.Е. 11 августа 2021 года Ананьина И.Е. был привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ, 02 декабря 2021 года был привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ, 25 февраля 2022 года был привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ, 01 апреля 2022 года был привлечен к административной ответственности по статье <данные изъяты> КоАП РФ.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца МО МВД России «Кыштымский» Челябинской области Пестерева М.В. административное исковое заявление МО МВД России «Кыштымский» Челябинской области поддержала, просила удовлетворить, в обоснование изложила те же доводы.
Административный ответчик Ананьин И.Е. возражал против установления в отношении него дополнительного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения с 21 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, в остальной части не возражал.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Лазарев Е.Н. административные исковые требования поддержал, просил установить заявленные административные ограничения.
Решением Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 мая 2022 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Ананьин И.Е. обжаловал его в апелляционном порядке. С данным решением административный ответчик не согласен в части установления времени нахождения дома с 21 часа 00 минут по 06 часов 00 минут, так как официально работает до 20 часов 00 минут и только выходит с работы около 20 часов 30 минут. Указывает на то, что живет почти за городом, довольно частая проблема с общественным транспортом, не всегда получается приехать домой к 21 часам 00 минут. Просит решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 мая 2022 года изменить в части пребывания в жилом помещении по месту жительства с 21 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Прокурор Соколова Н.Ф. полагала необходимым решение суда изменить, установить Ананьину И.Е. административное ограничение в виде «запрещения пребывания в объектах общественного питания, в которых разрешена свободная реализация и употребление спиртных напитков (кафе, рестораны, бары, праздничные гулянья)».
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Выслушав заключение прокурора Соколовой Н.Ф., изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 1 Постановления Пленума от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (далее - административное ограничение).
В силу статьи 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 указанного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу).
Как следует из материалов дела и установлено судом, приговором Челябинского областного суда от 14 августа 2013 года Ананьин И.Е. признан виновным в совершении двух преступлений предусмотренных <данные изъяты> УК РФ, и ему назначено наказание с применением части 3 статьи 69 УК РФ, в виде лишения свободы сроком на 7 лет с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
Согласно приговору мирового судьи судебного участка № 3 г. Кыштыма Челябинской области от 01 марта 2018 года признан виновным за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ с применением части 1 статьи 62 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 месяцев. Согласно статье 70 УК РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по данному приговору, частично присоединено наказание, назначенное по приговору Челябинского областного суда от 14 августа 2013 года в виде лишения свободы на срок 2 года месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего типа.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 26 сентября 2019 года в отношении Ананьина И.Е. был установлен административный надзор на срок три года, с установлением административных ограничений в виде:
обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение выезда за пределы субъекта Российской Федерации по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решением Кыштымского городского суда Челябинской области от 20 октября 2020 года в отношении Ананьина И.Е, установлены дополнительные административные ограничения в виде:
запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 0 часов 00 минут следующего дня;
запрещения пребывания в местах нахождения несовершеннолетних (дошкольные, школьные и иные образовательные учреждения, детские площадки, спортивные и культурно-массовые мероприятия с участием несовершеннолетних).
Материалами дела подтверждается, что Ананьин И.Е. четыре раза в течение года (11 августа 2021 года, 03 декабря 2021 года, 27 февраля 2022 года, 02 апреля 2022 года) был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1<данные изъяты> КоАП РФ.
Оценив вышеприведенные обстоятельства, суд на основании приведенных правовых норм пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для установления дополнительных административных ограничений в отношении Ананьина И.Е.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с видами установленных дополнительных ограничений в силу следующего.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица судом могут устанавливаться административные ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.
При вынесении решения, судом первой инстанции не было учтено, что в отношении Ананьина И.Е. согласно решению Кыштымского городского суда Челябинской области от 20 октября 2020 года уже было установлено дополнительное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня.
Поскольку данный вид административного ограничения уже установлен, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения дополнительное административное ограничение «запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени суток с 21 часов 00 минут до 06 часов 00 минут», как излишнее.
Судебная коллегия считает, что иные административные ограничения в отношении указанного лица установлены судом в соответствии с положениями части 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и учетом обстоятельств и степени общественной опасности совершенных преступлений, соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Вместе с тем, судом допущена неточность при установлении ограничения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Так, суд неконкретно определил перечень мест, в которых запрещено пребывать Ананьину И.Е., указав, что запрещено пребывание в определенных местах (бары, рестораны, ночные клубы); запрещено пребывать в местах реализации алкогольной продукции на розлив, что позволяет этот перечень произвольно расширительно толковать.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», в резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, а также должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
В этой связи судебная коллегия считает необходимым изложить дополнительное административное ограничение в следующей редакции «запрещение пребывания в объектах общественного питания, в которых разрешена свободная реализация и употребление спиртных напитков (кафе, рестораны, бары, праздничные гулянья)».
Поскольку обжалуемая часть решения судом апелляционной инстанции изменена в части исключения запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени суток с 21 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, доводы апелляционной жалобы, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 мая 2022 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Административное исковое заявление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Кыштымский» Челябинской области удовлетворить частично.
Установить в отношении Ананьина И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Кыштым Челябинской области, дополнительные административные ограничения:
- запрещение пребывания в объектах общественного питания, в которых разрешена свободная реализация и употребление спиртных напитков (кафе, рестораны, бары, праздничные гулянья).
В удовлетворении остальной части требований - отказать».
Апелляционную жалобу Ананьина И.Е. – оставить без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи