дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 13 декабря 2021 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Кретининой Л.В.,
при секретаре Венгеренко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС № 7 по Оренбургской области к административным ответчикам Марьенко ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 7 по Оренбургской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Марьенко Т.В., ФИО2 Требование мотивирует тем, что несовершеннолетний налогоплательщик ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является собственником земельного участка:
- с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
имущества:
- с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Ответчик имеет задолженность перед бюджетной системой РФ в сумме 299,76руб. их которых: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений- 109руб., пени- 7,55руб. Налог подлежащий уплате физическими лицами в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В адрес налогоплательщика в порядке ст. 52 НК РФ направлены налоговые уведомления № от 25.08.2016г., согласно которому в срок до 01.12.2016г. следует уплатить: земельный налог за 2015 год в сумме 89руб., налог на имущество в сумме 61руб.; № о 23.06.2015г., согласно которому следует уплатить: земельный налог в сумме 89руб., налог на имущество в сумме 61руб. Налогоплательщиком указанная в налоговом уведомлении сумма в установленный законом срок не уплачена. В порядке ст. 75 НК РФ Инспекцией начислены пени за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства и направлены требования в порядке ст. 45НК РФ для добровольного исполнения за 2014 год № от 08.06.2019г. на сумму к уплате налога 142,88руб., в том числе: земельный налог – 82руб., пеня по земельному налогу – 8,13руб., налог на имущество физических лиц- 48руб., пени- 4,75руб. Задолженность предлагалось погасить в срок до 18.10.2016г. Требование получено налогоплательщиком 14.09.2016г. и в установленный срок не исполнено. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) за 2015 год № от 19.04.2017г. на сумму 156,88руб., в том числе: земельный налог- 89руб., пени- 4,08руб., налог на имущество физических лиц- 61руб., пени- 2,80руб. Требование направлено налогоплательщику и в установленный срок не исполнено. 07.09.2021 года инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пеням. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Соль-Илецкого района от 07.09.2021г. в удовлетворении заявления отказано, то тем основаниям, что задолженность по налогам и пени с должника не может быть взыскана в бесспорном порядке путем вынесения судебного приказа, поскольку требования предъявляются за пределами срока исковой давности. в качестве уважительной причины пропуска срока, указано переход Инспекции на новое программное обеспечение. В соответствии со ст. 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах без специальных полномочий. С 20.09.2021 года МИФНС №5 по Оренбургской области реорганизована в форме присоединения к МИФНС №7 по Оренбургской области.
Административный истец просил восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Марьенко Т.В., действующей в интересах ФИО2 задолженности по налоговым обязательствам за 2014-2015 год в сумме 299,76руб.. Взыскать с Марьенко Т.В., действующей в интересах ФИО2 задолженность по налоговым обязательствам за 2014, 2015 год в сумме 299,76руб.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС № 7 по Оренбургской области – главный специалист- эксперт правового отдела Педанова М.Г. не явилась, извещена надлежащим образом, явка не признана судом обязательной, при подаче иска не возражала против рассмотрения дела в ее отсутствие.
Административный ответчик Марьенко Т.В., действующая в интересах ФИО2 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещалась надлежащим образом. Судебные извещения направленные в адрес административного ответчика возвращены с отметкой почтовой службы об истечении срока хранения.
В силу ст. 102 КАС РФ в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.
Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Проверив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п.п. 1,3 ст. 48 НК РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Частью 1 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3,4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 года №284-ФЗ, далее Закона о налогах на имущество физических лиц) плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица- собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Из материалов дела следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является собственником земельного участка:
- с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
имущества:
- с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Согласно представленных налоговых уведомлений № от 25.08.2016г., согласно которому в срок до 01.12.2016г. следует уплатить: земельный налог за 2015 год в сумме 89руб., налог на имущество в сумме 61руб.; № о 23.06.2015г., согласно которому следует уплатить: земельный налог в сумме 89руб., налог на имущество в сумме 61руб. Налогоплательщиком указанная в налоговых уведомлениях сумма в установленный законом срок не уплачена.
В связи с тем, что ответчиком в добровольном порядке задолженность по налогу не была исполнена в его адрес было направлено требование об уплате задолженности за 2014 год № от 08.06.2019г. на сумму к уплате налога 142,88руб., в том числе: земельный налог – 82руб., пеня по земельному налогу – 8,13руб., налог на имущество физических лиц- 48руб., пени- 4,75руб. Задолженность предлагалось погасить в срок до 18.10.2016г. Требование получено налогоплательщиком 14.09.2016г. и в установленный срок не исполнено. Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) за 2015 год № от 19.04.2017г. на сумму 156,88руб., в том числе: земельный налог- 89руб., пени- 4,08руб., налог на имущество физических лиц- 61руб., пени- 2,80руб. Требование направлено налогоплательщику и в установленный срок не исполнено.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что срок уплаты ФИО2 задолженности установлен до 18.10.2016г..
Таким образом, исходя из положений статьи 48 НК РФ, последним днем подачи рассматриваемого административного иска являлось – 18.04.2020г., однако иск был направлен в суд 11.11.2021г.. Сведения о пропуске указанного срока по уважительной причине в материалы дела не представлены.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
По смыслу процессуального законодательства, восстановление пропущенного процессуального срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пени, штрафа) является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска, а не обязанностью.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, налоговый орган в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока не указал каких-либо объективных обстоятельств, послуживших препятствием для своевременного обращения в суд.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, заявителем также в материалы дела не представлено.
МИФНС России № 7 по Оренбургской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органам, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания, в связи с чем, истцу должны быть известны правила обращения в суд и правила исполнения судебных постановлений и судебных приказов.
Шестимесячный срок для обращения с иском является достаточным для подготовки необходимых документов и предъявления их в суд. Причин невозможности обращения в суд в установленный законом срок административным истцом не указано и доказательств их не представлено.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока налоговой инспекцией на обращение в суд и об отказе в его восстановлении.
Поскольку срок для взыскания задолженности истек, налоговым органом утрачена возможность для взыскания недоимки по налогам и пени.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока, в удовлетворении административного иска должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции федеральной налоговой службы № 5 по Оренбургской области к административному ответчику Марьенко ФИО1 действующей в интересах ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в соответствии с ч. 1 ст. 298 КАС РФ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья/подпись/ Л.В. Кретинина
Решение суда в окончательной форме 24 декабря 2021 года