Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тройниной С.С., при секретаре Кучко А.В., с участием представителя административного истца Панкратовой Е.С., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Чупрова Д.Н., представителя заинтересованного лица Сухорук Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4196/2018 по административному исковому заявлению Серебренникова Сергея Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области о признании незаконными действий по удержанию денежных средств, возложении обязанности прекратить взыскание денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Серебренников С.В. обратился с иском к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, указав, что отбывает наказание в исправительном учреждении по приговору Иркутского областного суда от **. Приговором удовлетворены требования Артели старателей «Лена» о взыскании с него денежной суммы в размере 1405359,82 рублей. ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области в счет погашения исковых требований удерживает 75% его заработной платы и пенсии. Ему стало известно, что компания с полным названием «Артель старателей «Лена» ликвидирована **. Согласно части 1 статьи 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Таким образом, административный ответчик производит удержания из его заработной платы и пенсии в счет ненадлежащего взыскателя. Просит признать незаконными действия ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области по удержанию денежных средств со всех видов его дохода в пользу неизвестного ненадлежащего взыскателя; обязать ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области прекратить удерживать денежные средства в счет погашения исковых требований артели старателей «Лена» по приговору Иркутского областного суда от ** в связи с ее ликвидацией.
В уточненном исковом заявлении административный истец, указал, что нарушения допущены приставом-исполнителем Бодайбинского отдела ФССП. ** судебным приставом-исполнителем ФИО4 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором установлен срок для добровольного исполнения 5 дней. В этот же день вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с направлением исполнительного документа в организацию для периодического удержания из заработка (дохода) должника. Полагает, что судебный пристав-исполнитель не имела законного основания выносить постановление об окончании исполнительного производства. Исполнительное дело должно быть передано судебным приставом-исполнителем в Усть-Кутский отдел судебных приставов, а затем в Ангарский отдел. ИК-2 могла производить удержания только при наличии подлинника исполнительного листа и акта о передаче исполнительного производства. С постановлением о возбуждении исполнительного производства и с постановлением об окончании исполнительного производства он ознакомлен не был, копии постановлений ему не вручены, что лишило его право на обжалование этих документов. При рассмотрении дела выяснилось, что подлинник исполнительного листа находится у артели старателей «Лена», а не у административного ответчика, удержания денежных средств из его заработной платы на основании незаверенной копии исполнительного листа не соответствует закону. Удержания из доходов Серебренникова С.В.начали производиться исправительным учреждением с октября 2016 года, в адрес артели старателей «Лена» денежные средства начали поступать с **, полагает, что изначально произошел возврат денежных средств в связи с неправильными реквизитами взыскателя. Полагает, что ИК-2 именно тогда должна была осведомиться о существовании надлежащего взыскателя.
Считает, что административный ответчик нарушил права Серебренникова, выразившиеся в безосновательном удержании со всех видов дохода и пенсии Серебренникова без оригинала исполнительного листа на несуществующие реквизиты, абсолютно иному юридическому лицу с иной организационно-правовой формой собственности, без запроса доказательств о соблюдении всех положений о правопреемстве. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение положений о правопреемстве, считает. что правопреемство ООО «Артель старателей «Лена» не доказано.
В платежных документах, представленных административным ответчиком, указаны реквизиты Ангарского почтамта, что подтверждает перечисления на адрес артели старателей «лена». ИК-2 не доказало законность переводов/удержаний, так как перечисляла не на реквизиты расчетного счета, а на адрес ненадлежащего взыскателя. Так как денежные средства перечислялись не на расчетный счет, а путем почтовых переводов, с Серебренникова дополнительно взыскивались деньги за почтовые переводы.
Денежные средства из дохода и пенсии Серебренникова высчитываются абсолютно со всего размера дохода. В свою очередь ст.101 ФЗ-229 перечисляет виды дохода, с которых не могут быть произведены удержания, в частности компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде (за вредность).
В результате незаконного бездействия УК-272/20 (ОИК-5), а позже ИК-2 по вручению исполнительных документов Серебренников С.В. был лишен возможности обжаловать постановления судебного пристава. В том числе постановление об исполнительском сборе, которые являются незаконными.
Просит признать незаконными действия ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области по удержанию денежных средств со всех видов его дохода в пользу неизвестного ненадлежащего взыскателя; обязать ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области прекратить удерживать денежные средства в счет погашения исковых требований артели старателей «Лена» по приговору Иркутского областного суда от ** в связи с ее ликвидацией.
Административный истец Серебренников С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще по месту отбывания наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по ....
Представитель административного истца Панкратова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Серебренникова С.В. поддержала в полном объеме, привела доводы, аналогичные изложенным в уточненном исковом заявлении и письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области и заинтересованного лица ГУФСИН России по Иркутской области Чупров Д.Н., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании административный иск Серебренникова С.В. не признал, пояснил, что удержания из доходов осужденного Серебренникова С.В. производятся на законных основаниях, на основании исполнительного листа, подлинник которого находится в бухгалтерии учреждения. Перечисление удержанных сумм производится по адресу взыскателя, указанному в исполнительном листе. Имели ли место изменения у взыскателя, учреждению не известно, в обязанности учреждения не входит отслеживание изменений в организационно-правовой форме взыскателя.
Представитель заинтересованного лица директор ООО «Артель старателей «Лена» ФИО6 представил письменные возражения на административный иск Серебренникова С.В., указав, что ООО «Артель старателей «Лена» является законным взыскателем денежных средств из всех видов дохода Серебренникова С.В. по исполнительному листу от ** по уголовному делу №, поскольку является правопреемником производственного кооператива - Артели старателей «Лена», так как ООО «Артель старателей «Лена» создано путем реорганизации производственного кооператива Артель старателей «Лена». ** в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности производственного кооператива Артель старателей «Лена» в связи с реорганизацией в форме преобразования, и осуществлена государственная регистрация ООО «Артель старателей «Лена», созданного путем реорганизации в форме преобразования. За период с ** по ** в адрес ООО «Артель старателей «Лена» в счет возмещения ущерба по исполнительному листу перечислено 277463,13 рублей. ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области правомерно удерживает денежные средства из всех доходов Серебренникова С.В. Просит отказать административному истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Артель старателей «Лена» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против административного иска Серебренникова С.В., поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнила, что платежи от Серебренникова С.В. начали поступать в октябре 2016 года, бухгалтерией были оприходованы в феврале 2017 года. Оригинал исполнительного листа находится в бухгалтерии ООО «Артель старателей «Лена», был передан при реорганизации юридического лица.
Рассмотрев материалы административного дела, выслушав пояснения представителей административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Серебренникова С.В. по следующим основаниям.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Установлено, что приговором Иркутского областного суда от ** СеребренниковС.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты>, ему назначено наказание по совокупности преступлений в виде <данные изъяты>.
Приговором суда с Серебренникова С.В. и ФИО7 солидарно в пользу артели старателей «Лена» в возмещение материального ущерба взыскано 1405359 рублей 82 копейки.
По приговору от ** ... судом ** выдан исполнительный лист № о взыскании с ФИО7 в пользу артели старателей «Лена» ущерба в размере 1405359,82 рублей.
На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Бодайбинского подразделения судебных приставов Главного управления ФССП по ... ФИО4 ** возбуждено исполнительное производство №. Должнику Серебренникову С.В. предложено в срок 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства добровольно выплатить сумму ущерба, взысканную судом.
** судебным приставом-исполнителем Бодайбинского отдела судебных приставов подразделения судебных приставов Главного управления ФССП по ... ФИО4 вынесено постановление об окончании исполнительного производства, в котором указано, что должник отбывает наказание в УК-272/20 ..., исполнительный документ № от ** постановлено направить в УК-272/20 ....
Постановление о возбуждении исполнительного производства от **, постановление об окончании исполнительного производства от ** обжалованы сторонами исполнительного производства не были, незаконным не признаны. При рассмотрении настоящего административного дела законность указанных постановления судебного пристава-исполнителя предметом проверки не является.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 27 Федерального закона от ** № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», действовавшего на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений о возбуждении исполнительного производства и об окончании исполнительного производства, исполнительное производство оканчивается направлением исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника.
Согласно части 2 статьи 67 указанного закона с осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также с лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание производится из всего заработка без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от **, постановление об окончании исполнительного производства от **, подлинник исполнительного листа поступили в ФКУ ОИК-5 ГУФСИН России по ..., где Серебренников С.В. отбывал наказание, **.
** Серебренников С.В. прибыл в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по ... для отбытия наказания. ** в бухгалтерию ФКУ ИК-2 ГУФСИН России поступил исполнительный лист о взыскании с Серебренникова С.В. в пользу артели старателей «Лена» 1405359,82 рублей.
С ** Серебренников С.В. трудоустроен в исправительном учреждении, получает доход в виде заработной платы, а также является получателем страховой пенсии.
В первую очередь из доходов Серебренникова С.В. производилось удержание по взысканию алиментов в пользу ФИО8 и ФИО9, а также по исполнительным листам о взыскании компенсации морального вреда в пользу ФИО10 и в пользу ФИО11
После полной уплаты задолженности по указанным исполнительным листам, бухгалтерия ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по ... производит удержания по исполнительному листу в пользу артели старателей «Лена». За период с октября 2016 года по июль 2018 года включительно из доходов Серебренникова С.В. в виде заработной платы и пенсии удержало в пользу артели старателей «Лена» 269169,95 рублей. Удержанные суммы перечислены исправительным учреждением почтовыми переводами по адресу взыскателя ..., указанному в исполнительном листе № от **.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными по делу доказательствами: справкой об удержанных из дохода административного истца суммах, платежными поручениями на перечисление денежных средств на Почтамт, реестрами к платежным поручениям, предоставленными административным ответчиком, приходными кассовыми ордерами и кассовыми чеками, предоставленными заинтересованным лицом.
В соответствии со ст.107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.
Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от ** N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 100 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функции исправительных учреждений в отношении указанных граждан.
В силу части 3 статьи 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
С учетом изложенного, административный ответчик ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по ... на законных основаниях, в соответствии с требованиями исполнительного документа, производит удержания из заработной платы и пенсии должника Серебренникова С.В. и переводит их взыскателю.
Доводы стороны административного истца об отсутствии у исправительного учреждения подлинника исполнительного листа не нашли подтверждение при рассмотрении административного дела. Представителем административного ответчика в судебное заседание представлен оригинал исполнительного листа, который был исследован судом.
Нахождение у заинтересованного лица ООО «Артель старателей «Лена» второго экземпляра исполнительного листа о незаконности действий ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по ... не свидетельствует.
Из реестров почтовых отправлений, представленных административным ответчиком, следует, что почтовые переводы, которыми перечислялись удержанные из доходов Серебренникова С.В. денежные суммы, были направлены получателю Артель старателей «Лена» по адресу 666901, .... То есть наименование и адрес организации полностью совпадает с наименованием и адресом взыскателя, указанными в исполнительном листе. Почтовые переводы получены указанным в реестрах в качестве получателя юридическим лицом, возвращены отправителю не были. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя заинтересованного лица, квитанциями о получении почтовых переводов.
При таких обстоятельствах у ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по ... отсутствовали основания для обращения за разъяснением порядка исполнения исполнительного документа.
Согласно части 4 статьи 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, заканчивают исполнение исполнительного документа:
1) после перечисления денежных средств в полном объеме;
2) при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов;
3) по заявлению взыскателя;
4) по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.
Указанные в настоящей статье обстоятельства, при наличии которых административный ответчик должен окончить исполнение исполнительного документа, отсутствуют.
Решение о прекращении взыскания по исполнительному документу в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», не принималось. Исправительное учреждение не является лицом, уполномоченным самостоятельно принимать решение о прекращении или окончании взыскания по исполнительному документу.
Кроме того, пункт 7 части 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает, что исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях: внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Такая запись в отношении производственного кооператива Артель старателей «Лена» в Единый государственный реестр юридических лиц не вносилась. ** в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации юридического лица ООО «Артель старателей «Лена», созданного путем реорганизации в форме преобразования, правопредшественником указан производственный кооператив Артель старателей «Лена». Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Истец просит признать незаконными действия ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по ... по удержанию денежных средств со всех видов дохода в пользу ненадлежащего взыскателя в связи с ликвидацией.
Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Сведения о ликвидации производственного кооператива Артель старателей «Лена» отсутствуют. Из представленных заинтересованным лицом документов следует, что имела место реорганизация юридического лица производственного кооператива Артель взыскателей «Лена» в форме предобразования в общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Лена».
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса в редакции, действовавшей на момент реорганизации ** при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с передаточным актом от ** ООО «Артель старателей «Лена» передана дебиторская задолженность в общем размере 41495 тысяч рублей, в том числе задолженность Серебренникова С.В., ФИО7 по исполнительному листу в размере 1405 тысяч рублей.
Составление разделительного баланса при реорганизации юридического лица в форме предобразования законодательством предусмотрено не было и не предусмотрено в настоящее время.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Артель старателей «Лена» является правопреемником производственного кооператива Артель старателей «Лена».
Доводы административного истца о неправомерном удержании по исполнительному листу в том числе из компенсационных выплат, начисляемых за вредность условий труда, основаны на неверном толковании норм права.
Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, перечислены в статье 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно пункту 8 части 1 указанной статьи не может быть обращено взыскание на компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака
Надбавка за вредные условия труда к указанным выплатам не относится.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, являются составной частью заработной платы и к выплатам компенсационного характера, на которые не может быть обращено взыскание, не относятся.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что действия администрации ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по ... по удержанию денежных средств из заработной платы и пенсии Серебренникова С.В. по исполнительному документу совершаются в соответствии с законом, в пределах предоставленных полномочий. Прав и законных интересов административного истца указанные действия не нарушают.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Серебренникова Сергея Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ... о признании незаконными действий по удержанию денежных средств из всех видов дохода в пользу ненадлежащего взыскателя в связи с ликвидацией, о возложении обязанности прекратить взыскание денежных средств из всех видов дохода в пользу ненадлежащего взыскателя отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено **.
Судья: С.С. Тройнина