Решение по делу № 2а-998/2022 от 17.05.2022

Дело № 2а-998/2022

УИД № 47RS0014-01-2022-000850-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Приозерск                                                                      2 сентября 2022 г.

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего Левичевой Н.С.

при ведении протокола помощником судьи ФИО3

с участием представителя административного истца администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области          Базыкиной О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области к судебному приставу-исполнителю Приозерского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области ФИО6, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, Приозерскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, обязании судебного пристава-исполнителя прекратить исполнительное производство, признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора,

установил:

администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Приозерского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области ФИО2, Приозерскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, в котором просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя в части непринятия мер по обращению администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области об окончании исполнительного производства -ИП; обязать судебного пристава-исполнителя прекратить исполнительное производство; признать незаконным постановление от 4 мая 2022 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.; уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть.

В обоснование административного иска указано, что решением суда на администрацию Приозерского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устройству молниезащиты здания детского сада. 3 марта 2022 г. возбуждено исполнительное производство. 4 мая 2022 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Администрация считает постановление незаконным. Решением совета депутатов Приозерского муниципального района Ленинградской области от 19 апреля 2022 г. № 166 «О внесении изменений в решение от 21 декабря 2021 года     № 136 «О бюджете муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» была утверждена программа текущего ремонта на 2022 год администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области по объектам (Приложение № 12), согласно которой дошкольному образовательному учреждению выделены денежные средства на обеспечение здания устройствами молниезащиты. Поскольку решением суда на администрацию возложена обязанность по выделению денежных средств образовательному учреждению на обеспечение его здания устройствами молниезащиты, 20 апреля 2022 г. администрацией в Приозерское районное отделение судебных приставов было подано заявление об окончании исполнительного производства. Однако по данному заявлению судебным приставом-исполнителем не вынесено никаких постановлений, никаких постановлений в администрацию не поступало. По телефону судебный пристав-исполнитель сообщил представителю администрации, что данное заявление не подходит и что необходимо подать в суд заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 4 мая 2022 г. администрацией в суд подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 4 мая 2022 г. администрацией по электронной почте в Приозерское районное отделение судебных приставов было направлено заявление об отложении исполнительных действий с приложением заявления об отсрочке исполнения решения суда. 5 мая 2022 г. администрация сдала заявления нарочно в приемную отделения судебных приставов. 11 мая 2022 г. на портал государственных услуг администрации поступило постановление о взыскании исполнительского сбора. Одновременно с указанным постановлением в администрацию поступило постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий. (л.д. 3-6)

Определением судьи Приозерского городского суда Ленинградской области от 14 июля 2022 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, определением от 11 августа 2022 г. – к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Приозерский городской прокурор. (л.д. 85-86, 126-128)

В отзыве на административный иск административный ответчик судебный пристав-исполнитель Приозерского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ленинградской области ФИО2 в удовлетворении заявленных требований просит отказать, ссылаясь на их необоснованность. (л.д. 30-32)

В судебном заседании представитель административного истца администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области ФИО4 доводы административного иска поддержала, просила его удовлетворить.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Приозерского районного отделения судебных приставов УФССП России по Ленинградской области ФИО2, заинтересованное лицо Приозерский городской прокурор, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Административные ответчики УФССП России по Ленинградской области, Приозерское районное отделение судебных приставов УФССП России по Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 30 названного федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 закона (ч. 11).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12).

Положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г.       № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

По смыслу указанных норм исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением должником законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Судом установлено, что решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 15 февраля 2021 г. по гражданскому делу              № 2-245/2021 удовлетворены исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к МДОУ «Детский сад №14», администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании обеспечить оборудование здания устройствами молниезащиты. (л.д. 92-96)

На МДОУ «Детский сад №14», расположенное по адресу: <адрес>, возложена обязанность в срок до 31 декабря 2021 г. обеспечить оборудование здания образовательного учреждения устройствами молниезащиты, с учётом требований СО 153-34.21.122-2003.

На администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2021 г. обеспечить финансирование указанных мероприятий по устройству молниезащиты здания МДОУ «Детский сад №14» по адресу: <адрес>.

3 марта 2022 г. судебный пристав-исполнитель Приозерского районного отделения судебных приставов, рассмотрев исполнительный лист, выданный на основании указанного решения суда, вынес постановление о возбуждении исполнительного производства № -ИП в отношении должника администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. В постановлении указано, что при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. (л.д. 77-82)

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией Приозерского муниципального района Ленинградской области 4 марта 2022 г. (л.д. 76)

26 апреля 2022 г. в Приозерское районное отделение судебных приставов от администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области поступило заявление об окончании исполнительного производства, в котором было указано, что администрацией выделены денежные средства на обеспечение здания устройствами молниезащиты. К заявлению было приложено решение совета депутатов Приозерского муниципального района Ленинградской области от 19 апреля 2022 г. № 166 с приложением № 12. (л.д. 69-70)

Названным решением совета депутатов Приозерского муниципального района Ленинградской области от 19 апреля 2022 г. № 166 «О внесении изменений в решение от 21 декабря 2021 года № 136 «О бюджете муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» утверждено в новой редакции приложение № 12 «Программа текущего ремонта, финансируемая за счет средств бюджета Приозерского муниципального района». В программе текущего ремонта на 2022 г. администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области предусмотрены денежные средства на ремонт системы молниезащиты МДОУ № 8. (л.д. 10-11, 72-75)

4 мая 2022 г. судебным приставом-исполнителем Приозерского районного отделения судебных приставов ФИО2 по результатам рассмотрения заявления администрации вынесено постановление об отказе в окончании исполнительного производства (с учетом постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление) в связи с тем, что представленные администрацией документы не подтверждают фактическое исполнение судебного решения. (л.д. 66, 132)

В копии исполнительного производства имеется скриншот о направлении данного постановления 4 мая 2022 г. администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области на адрес электронной почты adm@priozersk.ru. (л.д. 67)

4 мая 2022 г. судебным приставом-исполнителем Приозерского районного отделения судебных приставов ФИО2 вынесено постановление о взыскании с должника администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Судебным приставом-исполнителем установлено, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано, чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. (л.д. 64-65)

Постановление о взыскании исполнительского сбора получено должником 5 мая 2022 г. (л.д. 112)

4 мая 2022 г. администрацией Приозерского муниципального района Ленинградской области в Приозерский городской суд Ленинградской области подано заявление об отсрочке исполнения решения суда. (л.д. 13-14)

6 мая 2022 г. администрацией в Приозерское районное отделение судебных приставов подано заявление об отложении исполнительных действий по исполнительному производству в связи с подачей в суд заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (с приложением копии поданного в суд заявления). (л.д. 15, 58)

Администрацией Приозерского муниципального района Ленинградской области в материалы дела представлен скриншот о направлении заявления об отложении исполнительных действий 4 мая 2022 г. на адрес электронной почты Приозерского районного отделения судебных приставов.(л.д. 16)

Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 23 мая 2022 г. администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 1 сентября 2022 г. (л.д. 106-108)

Таким образом, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем не допущено бездействия, выразившегося в непринятии мер по заявлению администрации Приозерского муниципального района об окончании исполнительного производства, поскольку из материалов дела следует, что заявление об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем рассмотрено, по результатам его рассмотрения 4 мая 2022 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в окончании исполнительного производства.

Оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании судебного пристава-исполнителя прекратить исполнительное производство суд не усматривает.

В части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены случаи, в которых исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем.

Материалы дела не содержат сведений о том, что администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области обращалась в службу судебных приставов с заявлением о прекращении исполнительного производства и в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства было отказано.

Учитывая изложенное, нарушения прав административного истца в указанной части административных исковых требований не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной ему компетенции, в рамках возбужденного исполнительного производства, при наличии предусмотренных законом оснований, поскольку в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения – в течение пяти дней с 4 марта 2022 г. (дата получения постановления о возбуждении исполнительного производства), требования исполнительного документа администрацией Приозерского муниципального района Ленинградской области не исполнены. Решение совета депутатов о внесении изменений в решение о бюджете муниципального образования принято 19 апреля 2022 г. На момент рассмотрения дела исполнительное производство не окончено.

Следовательно, оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора не имеется.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября     2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7          ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Изложенное указывает на то, что суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. 6, 7, 9 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела видно, что в целях исполнения требований исполнительного документа после принятия советом депутатов Приозерского муниципального района Ленинградской области решения от 19 апреля 2022 г. № 166 «О внесении изменений в решение от 21 декабря 2021 года № 136 «О бюджете муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» администрацией Приозерского муниципального района Ленинградской области предпринимались меры по заключению контракта по устройству контура заземления и молниезащиты зданий.

10 августа 2022 г. администрацией Приозерского муниципального района Ленинградской области издано распоряжение № 221-р «О передаче средств бюджета из Приозерского муниципального района Ленинградской области по адресной программе администрации муниципального образования на 2022 финансовый год и плановый период 2023 и 2024 годов», в соответствии с которым денежные средства, предусмотренные в адресной программе администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области, переданы учреждениям образования, в том числе МДОУ «Детский сад № 14».

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрацией Приозерского муниципального района Ленинградской области были предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, в связи с чем имеются предусмотренные п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельства для освобождения должника от ответственности за неисполнение обязательства, то есть освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области к судебному приставу-исполнителю Приозерского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, Приозерскому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, обязании судебного пристава-исполнителя прекратить исполнительное производство, признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора отказать.

Освободить администрацию Приозерского муниципального района Ленинградской области от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Приозерского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области от 4 мая 2022 г. в рамках исполнительного производства -ИП, возбужденного 3 марта 2022 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области.

Судья                                                                              Н.С. Левичева

Решение в окончательной форме изготовлено 2 сентября 2022 г.

2а-998/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Приозерского РОСП УФССП по Ленинградской области Каменков Кирилл Константинович
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области
Приозерский районный отдел Управления федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области
Другие
Приозерский городской прокурор
Суд
Приозерский городской суд Ленинградской области
Судья
Левичева Надежда Сергеевна
Дело на сайте суда
priozersky.lo.sudrf.ru
17.05.2022Регистрация административного искового заявления
17.05.2022Передача материалов судье
20.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2022Подготовка дела (собеседование)
14.07.2022Рассмотрение дела начато с начала
11.08.2022Подготовка дела (собеседование)
11.08.2022Рассмотрение дела начато с начала
11.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2022Судебное заседание
02.09.2022Судебное заседание
02.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее