Решение в окончательной форме изготовлено 21 декабря 2022 года
Дело № 2-4255/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2022 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
Председательствующего судьи Кукленко С.В.,
при секретаре судебного заседания Закарян С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Н.В., И.И.Л., Л.И,В к Администрации г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону», третье лицо: ТСЖ «Сталь» о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что письмом от 10.10.2022 МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону» уведомило ТСЖ «Сталь» собственников помещений в МКД по <адрес> о том, что во исполнение решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26.09.2019 выполнило разработку проекта по «приспособлению» общего имущества многоквартирного дома, а именно нежилого помещения – колясочной, расположенного в 2-м подъезде жилого дома с требованием на предоставление доступа к общему имуществу для проведения строительных работ. Между тем, резолютивная часть решения суда, на которую ссылается ответчик не содержит сведений или упоминаний на проведение реконструкции фасадной части бетонной плиты и устройство сквозного прохода на фасадную часть дома через колясочную, которая используется семьями собственников с детьми. Законный и обоснованный выбор способа приспособления общего имущества МКД должен базироваться только на балансе интересов и исключению разрешения права одного за счет нарушения прав остальных совладельцев. Истцы считают, что действия ответчиков нарушают их права как собственников МКД, поскольку без их согласия происходит нарушение закона – реконструкция общего имущества МКД. Также не принимаются во внимание уже существующие бетонная аппарель на ступенях и бетонный пандус при входе во второй подъезд, где проживает инвалид М.Ю.В., т.о. права М.Ю.В. как инвалида для беспрепятственного доступа соблюдены, право на проживание обеспечено. Из переписки с ответчиком МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону» истцами установлено, что проектом предусмотрено выполнение строительных работ по демонтажу подоконной части окна несущей фасадной бетонной плиты в колясочной, а также демонтажа радиатора отопления с целью организации сквозного прохода на фасадную часть МКД, тем самым способствуя наступлению аварийности дома в целом, игнорируя существующее приспособление для инвалида, из чего истцы делают вывод, что данные действия направлены на причинение вреда общему имуществу МКД. Планируемые ответчиками строительные работы являются реконструкцией и не подпадают под исключения, указанные в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. Для их осуществления требовалось получение разрешения, что ответчиками сделано не было. Принятие решений о реконструкции МКД отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников, проведенное по вопросу «приспособления», т.е. реконструкции колясочной выразило свое решение путем отказа, принимая во внимание ветхость строения (дому долее 30 лет), а также уже имеющиеся трещины в квартирах на выше расположенных этажах. Видоизменение облика фасада МКД путем демонтажа подоконного участка стены фасада с целью организации входа с улицы, относится к реконструкции, поскольку включает в себя изменение параметров объекта капитального строительства путем изменения в несущих ограждающих строительных конструкциях.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просят признать незаконными действия ответчиков, выразившиеся в проведении строительно-монтажных работ по реконструкции (видоизменению) облика фасада многоквартирного дома, расположенного в <адрес> путем демонтажа подоконного участка стены фасада с нежилого помещения (колясочной), расположенной во 2-ом подъезде многоквартирного дома с целью организации дополнительного входа с улицы без согласия собственников многоквартирного дома, незаконным.
Истцы, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истцов, третьего лица ТСЖ «Сталь» - И.Р.В., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Ростова-на-Дону – Т.С.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, полагая что ответчики исполняю вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону.
Представитель ответчика МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону» - М.А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12.04.202 по гражданскому делу по иску заместителя прокурора города Ростова-на-Дону в интересах инвалида 1 группы М.Ю.В. к Администрации города Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Ростова-на-Дону, ТСЖ «Сталь» о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирном доме, суд постановил: Исковые требования заместителя прокурора города Ростова-на-Дону в интересах инвалида 1 группы М.Ю.В., удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Ростова-на-Дону обеспечить проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы М.Ю.В., в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника в соответствии с оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, определенным на основании Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16.07.2019 решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12.04.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.
Судебными инстанциями установлено, что в ходе проверки прокуратуры г. Ростова-на-Дону установлено, что в соответствии со справкой серии МСЭ- 010 № 573269 от 06.02.2001, М.Ю.В. является инвалидом I группы, относится к маломобильной группе населения, нуждается в постоянном постороннем уходе, в связи с чем инвалидность установлена бессрочно. Кроме того, М.Ю.В. для передвижения пользуется креслом-коляской. М.Ю.В. проживает в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
В ходе проверки также установлено, что общее имущество в данном многоквартирном доме для нужд инвалида-колясочника М.Ю.В. не приспособлено, не соответствует п.п. 23,24,25,26,27,29,30,31 раздела III Требований к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида и п.п. 32,34,35,36,37 раздела IV Требований по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании статей 12 и 15 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидом утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).
На основании п. 6 Плана мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» и частного жилищного фонда, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.02.2017 г. № 146 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649», подготовка заключений о возможности приспособления жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, производится муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов в течение 20 дней со дня составления акта обследования.
Проверкой прокуратуры установлено, что 26.05.2017 муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы М.Ю.В. По результатам обследования составлен акт № 129-Г от 26.05.2017 г., в котором содержится вывод об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций данного многоквартирного дома путем осуществлении его реконструкции; вынесено решение о необходимости проведения проверки экономической целесообразности реконструкции жилого помещения и приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Согласно проведенному ООО «Экспертный центр» расчету потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта по объекту «Реконструкция общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы М.Ю.В., в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида» оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме предусматривает обустройство выхода на улицу путем реконструкции колясочной (согласно экспликации к поэтажному плану здания по <адрес>), расположенной на первом этаже жилого дома, устройства пандуса и включает в себя: устройство выхода в колясочную; обустройство входной двери, ведущей из колясочной на террасу с пандусом; монтаж пандуса; устройство нескользящего покрытия террасы и пандуса; монтаж ограждения на пандусе; демонтаж бетонных аппарелей на лестнице в подъезде и бетонного пандуса на ступенях перед входом в подъезд.
Установка пандуса, как и обустройство входной двери, ведущей из колясочной на террасу, не может быть отнесено к реконструкции и капитальному ремонту дома, уменьшения общего имущества также не произойдет, при этом не будут использоваться средства фонда капитального ремонта и другие общие средства собственников. Таким образом, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> для осуществления таких мероприятий не требуется.
28.04.2018 муниципальной комиссией вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в данном многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и решение об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, которые 21.05.2018 направлены заместителем главы администрации г. Ростова-на-Дону главе администрации города.
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону также отметил, что определение конкретного перечня необходимых мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает М.Ю.В., необходимо отнести на стадию исполнения решения суда, учитывая, что данный перечень мероприятий определяется на основании Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649.
В соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании указанного решения суда, 16.07.2019 был выдан исполнительный лист ФС№ и предъявлен для возбуждения исполнительного производства в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области.
Исполнительное производство было возбуждено, ему присовен №-ИП от 26.09.2019 об обязании администрации исполнить требования исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС №, выданного на основании решения суда, обеспечить проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид I группы М.Ю.В.
Постановлением от 11.08.2021 материалы исполнительного производства были переданы в отделение судебных приставов по работе с юридическими лицами по городу Ростову-на-Дону УФССП России по Ростовской области.
МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» принято решение о подготовке технического задания на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ для приспособления общего имущества многоквартирного дома в рамках капитального ремонта с исключением и заменой работ, относящихся к реконструкции.
По данному объекту в феврале 2021 года на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы выделены средства местного бюджета на проведение достоверности сметной стоимости проектно-изыскательских работ.
МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» заключен договор от 12.05.2021 № 100Б/2021 с ГБУ РО «Ростовоблстройзаказчик» на проведение экспертизы по определению достоверности сметной стоимости проектных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы М.Ю.В.
Положительным заключением экспертизы от 11.06.2021 № 144-100Б/2021 по проверке сметных расчетов на проектные и изыскательские работы по капитальному ремонту МКД определено, что стоимость проектных и изыскательских работ по состоянию на II квартал 2021 г. составила 281 798,00 рублей.
В целях исполнения решения суда МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» совместно с Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, согласно полученным положительному заключению экспертизы подготовлено и направлено предложение на заседание Ростовской-на-Дону городской Думы по выделению средств на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2021 выделено 295,2 тыс. руб. на разработку проектной документации на приспособление общего имущества многоквартирного дома с учетом нужд инвалида М.Ю.В.
В соответствии с процедурой, предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ определен подрядчик на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
03.03.2022 состоялось подведение итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по открытому конкурсу 035830034532202000004 (объявлен 02.02.2022) на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Протоколом от 03.03.2022 подведения итогов электронного конкурса 035830034532202000004 определен победитель - ООО «Экспертный центр», с которым 14.03.2022 заключен муниципальный контракт № 4 на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту многоквартирного дома. Срок выполнения проектных работ составляет 4 месяца с момента заключения муниципального контракта (т.е. до середины июля 2022).
Проектная документация ООО «Экспертный центр» подготовлена и передана заказчику.
В дальнейшем, МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» заключило с ИП П.О.В. муниципальный контракт № на капитальный ремонт для приспособление общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы М.Ю.В. для комфортного доступа.
Работы по указанному муниципальному контракту не проводятся, поскольку собственники жилых помещений в МКД и ТСЖ «Сталь» препятствуют проведению данных строительных работ.
Истцы ссылаются на тот факт, что резолютивная часть решения суда, на которую ссылаются ответчики не содержит сведений или упоминаний на проведение реконструкции фасадной части бетонной плиты и устройство сквозного прохода на фасадную часть дома через колясочную, которая используется семьями собственников с детьми.
Законный и обоснованный выбор способа приспособления общего имущества МКД должен базироваться только на балансе интересов и исключению разрешения права одного за счет нарушения прав остальных совладельцев.
Истцы считают, что действия ответчиков нарушают их права как собственников МКД, поскольку без их согласия происходит нарушение закона – реконструкция общего имущества МКД.
Также не принимаются во внимание уже существующие бетонная аппарель на ступенях и бетонный пандус при входе во второй подъезд, где проживает инвалид М.Ю.В., т.о. права М.Ю.В. как инвалида для беспрепятственного доступа соблюдены, право на проживание обеспечено.
Из переписки с ответчиком МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону» истцами установлено, что проектом предусмотрено выполнение строительных работ по демонтажу подоконной части окна несущей фасадной бетонной плиты в колясочной, а также демонтажа радиатора отопления с целью организации сквозного прохода на фасадную часть МКД, тем самым способствуя наступлению аварийности дома в целом, игнорируя существующее приспособление для инвалида, из чего истцы делают вывод, что данные действия направлены на причинение вреда общему имуществу МКД.
Планируемые ответчиками строительные работы являются реконструкцией и не подпадают под исключения, указанные в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. Для их осуществления требовалось получение разрешения, что ответчиками сделано не было.
Принятие решений о реконструкции МКД отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников, проведенное по вопросу «приспособления», т.е. реконструкции колясочной выразило свое решение путем отказа, принимая во внимание ветхость строения (дому долее 30 лет), а также уже имеющиеся трещины в квартирах на выше расположенных этажах. Видоизменение облика фасада МКД путем демонтажа подоконного участка стены фасада с целью организации входа с улицы, относится к реконструкции, поскольку включает в себя изменение параметров объекта капитального строительства путем изменения в несущих ограждающих строительных конструкциях.
Как указывалось выше, в решении от 12.04.2019 суд пришел к выводу, что установка пандуса, как и обустройство входной двери, ведущей из колясочной на террасу, не может быть отнесено к реконструкции и капитальному ремонту дома, уменьшения общего имущества также не произойдет, при этом не будут использоваться средства фонда капитального ремонта и другие общие средства собственников. Таким образом, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> для осуществления таких мероприятий не требуется.
Также в решении суд указал, что не принимает довод Администрации г. Ростова-на-Дону о том, что собственниками помещений многоквартирного дома, в котором проживает М.Ю.В., принято решение об отказе в реконструкции лифтовой с целью организации сквозного прохода для адаптации помещения общего имущества с учетом потребностей инвалида М.Ю.В., что исключает возможность администрации обеспечить проведение мероприятий по приспособлению общего имущества указанного многоквартирного дома в целях обеспечения условий для нужд инвалида, поскольку будет нарушена ст. 44 ЖК РФ, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку к возникшим правоотношениям положения указанной статьи не применяются.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 15 указанного Федерального закона на Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм возложены обязанности по обеспечению инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям.
Довод истцов о том, что ответчиками не соблюдены требования градостроительного законодательства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Статья 36 ЖК РФ в ч. 4.1 определяет, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в ч. 3 ст. 15 этого кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.04.2022 N АПЛ22-94 об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 19.01.2022 N АКПИ21-994, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта «б» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» указал, что проанализировав приведенные законоположения, а также часть 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (о проектировании и строительстве жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в их взаимосвязи, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что подпункт "б" пункта 2 Изменений, дополнивший подпункт "в" пункта 10 Правил указанием, в силу которого должна быть обеспечена доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения, не противоречит как жилищному законодательству, так и законодательству о социальной защите инвалидов, направлен на обеспечение названным лицам доступного и безопасного проживания и пользования общим имуществом многоквартирного дома. При этом услуги и работы, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Изменения в оспариваемой части не предусматривают и не устанавливают порядка принятия решения о реконструкции многоквартирного дома, а также рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, ответчику в силу закона исполняют решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12.04.2019 в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательными актами Российской Федерации.
Несогласие истцов с указанным выше решением не свидетельствует о незаконности действий ответчиков, в связи с чем, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Кукленко С.В.