УИД 38RS0019-01-2021-003419-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года г.Братск
Падунский районный суд г.Братска Иркутской области в составе: председательствующего судьи Горбовской А.В.,
при секретаре судебного заседания Тютюнниковой Д.Г.,
с участием помощника прокурора Падунского района г.Братска Гурской Н.С.,
представителя истца (ответчика по встречному иску) комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, ответчика по встречному иску - администрации муниципального образования города Братска – Бердар М.А., действующей на основании доверенностей,
ответчика (истца по встречному иску) Ивановой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-74/2022 по исковому заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к Ивановой К.П. об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права собственности и по встречному исковому заявлению Ивановой К.П. к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, администрации муниципального образования города Братска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (сокращенное наименование - КУМИ г.Братска) обратился в суд с исковым заявлением к Ивановой К.П., в котором просит изъять для нужд муниципального образования города Братска путем выкупа жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) с предоставлением возмещения в размере 1 064 500 рублей; прекратить право собственности Ивановой К.П. на жилое помещение по адресу: (адрес) признать право собственности муниципального образования города Братска на жилое помещение по адресу: (адрес)
В обоснование искового заявления указано, что комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска в соответствии с п.п.Л п.4 постановления администрации МО г.Братска от 18.09.2015 №2177 «О функциях и полномочиях комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска» осуществляет от имени МО г.Братска полномочия по изъятию земельных участков для муниципальных нужд. Постановлением Правительства Иркутской области от 01.04.2019 №270-пп утверждена региональная адресная программа Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2025 годах».
16.10.2020 во исполнение муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2025 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования города Братска от 15.10.2013 №2759, вынесено постановление администрации муниципального образования города Братска №2066 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд», согласно которому, изымается для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым №, площадью 1360 кв.м, расположенный по адресу: № категории земель населенных пунктов. Вместе с изымаемым земельным участков подлежит изъятию, в том числе жилое помещение (адрес), с кадастровым №, площадью 25,50 кв.м.
Копия постановления администрации муниципального образования города Братска №2066 от 16.10.2020 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд» направлена почтой собственнику жилого помещения (адрес), с кадастровым № Ивановой К.П., (дата) года рождения (далее - ответчик) 20.10.2020 исх. номер уведомления 23793/11/20.
В связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд ответчику 07.07.2021 был направлен для подписания проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества от 10.06.2021, который ответчик получил 12.07.2021, согласно копии почтового уведомления. Ответчик отказался от подписания соглашения, о чем имеется соответствующая отметка на соглашении.
Согласно проекту соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества от 10.06.2021 истец изымает в муниципальную собственность города Братска квартиру, расположенную по адресу: № общей площадью 25,50 кв.м. у собственника Ивановой К.П., а муниципальное казенное учреждение «Дирекция капитального строительства и ремонта» муниципального образования города Братска возмещает собственнику за изымаемую квартиру сумму (размер возмещения) в размере 1 064 500 рублей. Размер возмещения определен согласно отчету независимого оценщика №21-169/10 от 28.05.2021.
Не согласившись с первоначальными исковыми требованиями ответчик - Иванова К.П. обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, администрации муниципального образования города Братска, в которых просит обязать ответчика администрацию муниципального образования города Братск, в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, предоставить Ивановой К.П. взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), в собственность иное жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Братска, находящееся в черте города Братска, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, не менее по общей площади ранее занимаемого, жилого помещения, общей площадью не менее 25.5 кв.м.
В обоснование встречного искового заявления указано, что 26 мая 2012 года на основании сделки договора дарения, Иванова К.П. приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: (адрес). В соответствии с заключением межведомственной комиссии многоквартирный дом по адресу: (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с муниципальной программой «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем», утвержденной Постановлением администрации города Братска, многоквартирный (адрес) включен в перечень объектов жилищного фонда, непригодного для проживания.
В ноябре 2021 года комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Братска предъявил в Падунский районный суд г.Братска Иркутской области к Ивановой К.П. исковое заявление об изъятии жилого помещения, о выселении из жилого помещения, с выплатой компенсации, эквивалентной стоимости жилого помещения, гражданское дело №.
Иванова К.П. приобрела право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, имеет право на предоставление ей взамен изымаемого жилого помещения, другое жилое помещение, по следующим основаниям.
Приобретая квартиру, Иванова К.П. не знала, что многоквартирный жилой (адрес) находится в аварийном состоянии. Даритель квартиры ФИО1 также не был уведомлен администрацией города Братска, что многоквартирный жилой дом планируется в будущем подвергнуть сносу по причине его аварийности. По указанным основаниям Иванова К.П. на дату сделки дарения квартиры 26 мая 2012 года была лишена возможности предусмотреть все негативные последствия, связанные с изъятием жилого помещения в будущем, без предоставления взамен иного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) КУМИ г.Братска, ответчика по встречному иску - администрации муниципального образования города Братска – Бердар М.А., действующая на основании доверенностей, первоначальные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, встречные исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что предоставление собственнику иного жилого помещения взамен непригодного для проживания возможно только при соглашении сторон (ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Суд не вправе обязать ответчика обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Такие разъяснения даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в абзацах первом и втором подпункта «и» пункта 20 постановления от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Положений о праве выбора собственником способа возмещения за изымаемое жилое помещение ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит. Более того, ч.8 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено верховенство норм Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса. Следовательно, положения Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон №85-ФЗ) подлежат применению в части, не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации. Следует отметить, что нормы п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона №185-ФЗ не содержат положений о праве выбора собственником способа возмещения за изымаемое жилое помещение. Так п.3 ст.2 Федерального закона №185-ФЗ раскрывает понятие переселение граждан из аварийного жилищного фонда, согласно которому, это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статья 16 названного закона содержит требования к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилья. Исходя из системного толкования норм права (п.3 ст.35 Конституции Российской Федерации, ст.ст.279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст.ст.9-11, 49, 56.8, 61 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.32, 86, ч.2-3 ст.88 Жилищного кодекса Российской Федерации) возмещение собственнику за изымаемое жилое помещение носит компенсационный характер и не направлено на улучшение жилищных прав гражданина. Таким образом, при решении вопроса о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого собственнику необходимо доказать объективную нуждаемость в жилом помещении. Кроме того, предоставление другого жилья взамен изымаемого обусловлено такими факторами, как наличие пригодного для предоставления жилищного фонда; наличие средств на приобретение или строительство жилья и др. В связи с чем, решение вопроса об установлении дополнительных мер поддержки в виде обеспечения гражданина иным жилым помещением является исключительной прерогативой органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения. Просит в удовлетворении встречного иска отказать.
В судебном заседании ответчик (истец по встречному иску) Иванова К.П. исковые требования не признала, встречные исковые требования поддержала по доводам, изложенным во встречном иске.
Представитель третьего лица - муниципального казенного учреждения «Дирекция капитального строительства и ремонта» муниципального образования города Братска - Вологжин Р.П., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении просит дело рассматривать в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица – Комитета по градостроительству администрации муниципального образования г.Братска - Бакшеев А.С., действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении просит дело рассматривать в отсутствие представителя третьего лица.
В соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив исковое заявление, встречное исковое заявление, письменный отзыв на встречное исковое заявление, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение помощника прокурора Падунского района г.Братска Гурской Н.С., полагавшей, что исковые требования КУМИ г.Братска не подлежат удовлетворению, а встречные исковые требования Ивановой К.П. подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Согласно п.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.6 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Материалами дела установлено, что квартира, расположенная по адресу: (адрес) общей площадью 25,5 кв.м., с кадастровым №, принадлежит на праве собственности Ивановой К.П. с 22.06.2012, на основании договора дарения квартиры от 26.05.2012, зарегистрированного в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 22.06.2021, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии (адрес) от (дата), копией договора дарения квартиры от 26.05.2012, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, сформированной по состоянию на 03.02.2022.
28.08.2012 на основании заключения межведомственной комиссии №144 жилой дом, расположенный по адресу: (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования города Братска от 09.06.2015 №1412 установлен срок отселения из многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес), признанного аварийным и подлежащим сносу – до 2025 года.
Постановлением Правительства Иркутской области от 01.04.2019 №270-пп утверждена региональная адресная программа Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах».
Как следует из постановления администрации муниципального образования города Братска от 16.10.2020 №2066, постановлено изъять земельный участок, расположенный по адресу: (адрес), для муниципальных нужд, определено, что подлежит изъятию также жилое помещение по адресу: (адрес) с кадастровым №, площадью 25,50 кв.м.
07.07.2021 в адрес Ивановой К.П. направлено сообщение с приложением проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества, расположенного по адресу: (адрес). Указанное сообщение получено Ивановой К.П. лично 12.07.2021, что подтверждается копией почтового уведомления.
Соглашение об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества – квартиры по адресу: (адрес), жилой район Гидростроитель, (адрес) не было подписано Ивановой К.П., от получения экземпляра соглашения собственник отказалась.
Также по заданию КУМИ г.Братска оценщиком Синициным А.А. составлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости №21-169/10, согласно которому рыночная стоимость жилого помещения по адресу: (адрес) составляет 1 000 000 рублей, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, с учетом доли в праве общей долевой собственности на такое имущество – 20 892 рубля 79 копеек, рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен жилой дом, с учетом доли в праве общей долевой собственности на такое имущество – 14 895 рублей 42 копейки, убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием – 64500 рублей.
В целях определения рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), судом по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО Инженерно-инновационный центр «Эксперт-оценка» Слепенко Е.А.
Согласно заключению эксперта Слепенко Е.А. ООО Инженерно-инновационный центр «Эксперт-оценка» №1530/22-СН от 14.01.2022, рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) как наиболее вероятная величина, составляет 950 000 рублей.
Указанное заключение соответствует требованиям ст.ст.55, 59, 60, 84-86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет соответствующую квалификацию, достаточный стаж работы в должности судебного эксперта. Выводы эксперта основаны на материалах дела, представленных на экспертизу, заключение содержит мотивировку выводов и описание исследования. Неясностей либо противоречий в заключении эксперта не установлено. Доказательств недопустимости, недостоверности заключения, заинтересованности эксперта в исходе дела сторонами не представлено.
По сообщению КУМИ г.Братска от 13.03.2022, по сообщению комитета по градостроительству администрации муниципального образования г.Братска от 15.03.2022, многоквартирный дом (адрес) (далее - МКД №) включен в региональную адресную программу (адрес) «Переселение граждан, проживающих на территории (адрес), из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 01.04.2019 №270-пп (далее - Региональная программа), со сроком переселения до 31.12.2022. В рамках участия города Братска в Региональной программе действует подпрограмма 2 «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2025 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального образования города Братска от 15.10.2013 №2759 (далее - Муниципальная программа). Граждане в рамках Региональной и Муниципальной программ должны быть переселены до конца 2022 года. Для переселения граждан ведется строительство трех жилых домов по (адрес) на 161 жилое помещение. Срок переселения после ввода объектов в эксплуатацию и выбора управляющей компании 4 квартал 2022 года. Граждан, занимающих жилые помещения на условиях социального найма (не собственников), в соответствии с требованиями статей 86-89 Жилищного Кодекса Российской Федерации, планируется переселить в 132 жилых помещения, равнозначных по общей площади. Переселение собственников осуществляется путем выплаты возмещения за изымаемые жилые помещения и предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилья. В оставшиеся 29 жилых построенных помещений будут переселены собственники по их согласию. Согласно требованиям статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, условиям Региональной и Муниципальной программ при предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения по соглашению с собственником жилого помещения соблюдаются условия: на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу у собственника изымаемого жилого помещения отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; размер рыночной стоимости предоставляемого жилого помещения согласно отчету о ее оценке не может быть выше размера рыночной стоимости изымаемого жилого помещения. Другое жилое помещение предоставляется без учета общей площади занимаемого аварийного жилого помещения и является, по сути, заменой денежного возмещения за изымаемое жилое помещение на равнозначное по рыночной стоимости. Общая площадь и комнатность жилых помещений при этом не приравниваются и могут быть меньше. Список собственников, переселяемых в 29 жилых помещений по (адрес), возможно будет утвердить по результату оценки рыночной стоимости каждого построенного жилого помещения и сопоставления с размером рыночной стоимости изымаемого жилого помещения в МКД, признанном аварийным. Жилые дома по (адрес) не строятся в рамках региональной программы, так как завершение их строительства не укладывается в срок реализации программы - до конца 2022 года. Иные построенные или планируемые к строительству жилые помещения в настоящее время отсутствуют. В связи с вышеизложенным сообщают, что Ивановой К.П. в рамках Региональной программы не предлагалось и не предоставлялось другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности взамен изымаемого жилого помещения № в МКД №. Кроме того, Иванова К.П. 28.04.2021 писала заявление о предпочитаемой форме возмещения за помещение в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и соответственно изъятием жилого помещения в указанном доме с выбором механизма переселения выплата возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Согласно данному заявлению определен механизм переселения для вышеуказанных граждан в рамках Региональной программы. 21.12.2021 Иванова К.П. писала повторное заявление о предоставлении жилого помещения при переселении в рамках Региональной программы, письмом председателя комитета по градостроительству администрации муниципального образования города Братска от 13.01.2022 Ис-428/12/22 был дан ответ с разъяснениями. В соответствии с реализацией положений пункта 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации требование о сносе многоквартирного дома направлялось 30.05.2018 Ивановой К.П. по адресу: (адрес) (№Ис-171). Согласно п.5, п.п.2, 6 и 7 Внутреннего регламента взаимодействия функциональных, отраслевых и территориальных органов администрации муниципального образования города Братска по направлению собственникам жилых и (или) нежилых помещений требований о сносе многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного распоряжением администрации города Братска от 16.11.2017 №199, требования к собственникам о необходимости сноса или реконструкции были опубликованы в газете «Братские Вести» №72 (1075) 16.11.2018, №76 (1077) 30.11.2018, на официальном сайте администрации г.Братска и на досках объявлений в вышеуказанном доме.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд установил, что жилой дом по адресу: (адрес), признан аварийным и включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, что между сторонами не было достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, а также соглашения о выкупе жилого помещения.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8, части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).
В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Данных о том, что КУМИ г.Братска предлагалась Ивановой К.П. взамен изымаемой другая равнозначная квартира и она от нее отказалась, о том, что в качестве способа обеспечения жилищных прав Иванова К.П. выбрала предоставление ей возмещения стоимости жилого помещения, не имеется, соответствующих доказательств со стороны истца не представлено.
В соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. То есть требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Доводы КУМИ г.Братска об отсутствии у Ивановой К.П. права на предоставление равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, со ссылками на ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснения пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, исковые требования КУМИ г.Братска к Ивановой К.П. об изъятии путем выкупа жилого помещения удовлетворению не подлежат.
Следовательно, не подлежат удовлетворению требования КУМИ г.Братска об изъятии для нужд муниципального образования города Братска путем выкупа и прекращения права собственности Ивановой К.П. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) признания права собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием города Братска.
Разрешая встречные исковые требования Ивановой К.П. к КУМИ г.Братска, администрации муниципального образования г.Братска о предоставлении жилого помещения, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Согласно пункту 49 данного Положения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В силу пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Как уже было указано судом выше, 28.08.2012 на основании заключения межведомственной комиссии №144 жилой дом, расположенный по адресу: (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации муниципального образования города Братска от 09.06.2015 №1412 установлен срок отселения из многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес) признанного аварийным и подлежащим сносу – до 2025 года.
Судом установлено, что Иванова К.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), на основании договора дарения квартиры от 26.05.2012, право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 22.06.2012.
В данном случае спорные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».
Частью 8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения у Ивановой К.П. права собственности на спорное жилое помещение) по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Истец по встречному истец Иванова К.П. своего согласия на выкуп принадлежащего ей жилого помещения не давала, оглашение не подписывала, при этом согласно заявлению Ивановой К.П. в администрацию муниципального образования г.Братска от 21.12.2021 собственник жилого помещения дала согласие на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), признанного в установленном порядке непригодным для проживания и определенным под снос, тем самым выбрала способ защиты жилищных прав.
Включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего спора, многоквартирный жилой дом по адресу: (адрес) был включен в региональную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 01.04.2019 №270-пп.
Дата окончания переселения граждан из данного многоквартирного дома определена постановлением администрации муниципального образования от 09.06.2015 №1412 – до 2025. Тогда как по сообщению КУМИ г.Братска от 15.03.2022, граждане в рамках Региональной и Муниципальной программ должны быть переселены до конца 2022 года.
При таких установленных судом обстоятельствах, исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Ивановой К.П., поскольку, она, как собственник жилого помещения по адресу: (адрес) расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным, выбрала способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления взамен в собственность равнозначного по площади другого жилого помещения.
Наличие в собственности или пользовании лица, претендующего на предоставление жилого помещения взамен изымаемого аварийного, иного жилого помещения, исходя из характера спорных правоотношений, само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом таким лицом.
Собственник изымаемого жилого помещения Иванова К.П. определилась со способом обеспечения жилищных прав, заявив встречное исковое заявление о предоставлении жилого помещения, на основании чего, надлежит обязать администрацию муниципального образования города Братска передать в собственность Ивановой К.П. взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: (адрес), благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Братска, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому непригодному для проживания жилому помещению общей площадью не менее 25,5 кв.м.
Между тем, удовлетворяя требования Ивановой К.П. о предоставлении ей жилого помещения в собственность, во избежание неосновательного обогащения, и с учетом характера возникших между сторонами правоотношений, на Иванову К.П. надлежит возложить обязанность передать в муниципальную собственность города Братска принадлежащее ей жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу, по адресу: Иркутская область, г.Братск, жилой район Гидростроитель, ул.Горького, д.5, кв.1, муниципального образования взамен предоставленного ей администрацией муниципального образования города Братска благоустроенного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 25,50 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.