Дело № 2-72/2022
УИД 32RS0023-01-2021-001620-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Овчинниковой О. В.,
при секретарях Лосевой А. В., Гунько Ю. В.,
с участием представителей истца - заместителя прокурора Почепского района Брянской области Даленчука И. М., помощника прокурора Почепского района Брянской области – Николаева В. В., представителя ответчика администрации Почепского района Брянской области - Каплун С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с настоящим иском к ответчику ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что администрацией Почепского района Брянской области не выполняются требования законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильной дороги по <адрес>, находящейся в муниципальной собственности администрации Почепского района.
Дорожное покрытие проезжей части на данном участке указанной автомобильной дороги в нарушение требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля"» имеет дефекты в виде выбоин, просадок и колейности грунтового покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.
Несмотря на внесённое прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Почепского района представление об устранении выявленных нарушений законодательства, ответчиком не исполнены требования федерального законодательства в части содержания указанной автомобильной дороги на данном участке, до настоящего времени не проведены работы по приведению её грунтового покрытия в соответствие с требованиями законодательства.
По изложенным основаниям прокурор просил суд обязать администрацию Почепского района Брянской области принять меры по приведению в соответствие с требованиями законодательства грунтовое покрытие автомобильной дороги по <адрес> путем выполнения работ по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Почепского района Брянской области Николаев В. В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнил их в устной форме в части периода, в течение которого прокурор просит возложить на администрацию Почепского района устранить допущенные нарушения закона в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку для этого требуется время.
Учитывая, что представитель ответчика Каплун С. А. уведомленный о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не представил доказательств, подтверждающих уважительность причин своей неявки в судебное заседание, об отложении судебного заседания не просил. Ответчик - администрация Почепского района Брянской области, являясь юридическим лицом, не лишено возможности обеспечить явку в суд иного уполномоченного им представителя. Принимая во внимание, что, ранее ДД.ММ.ГГГГ судебное заседание было отложено по ходатайству представителя ответчика администрации Почепского района Каплун С. И. ввиду необходимости обследования ответчиком спорного участка дороги и формирования правовой позиции, однако, несмотря на представленный судом достаточный срок для обследования и определения правовой позиции ответчиком каких-либо доказательств и возражений по существу заявленного иска суду не предоставлено. Суд приходит к выводу о намеренном затягивании стороной ответчика рассмотрения дела, злоупотреблении им своими правами, поэтому на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Поскольку представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России <данные изъяты>», своевременно и надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не просил и не уведомил суд о причинах своей неявки, суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителя истца - помощника прокурора Николаева В. В., исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. (далее - Закон N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Положениями пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 названного Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно подп.5 п.1 статьи 8 Устава Почепского муниципального района Брянской области к вопросам местного значения Почепского района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В силу ст.3 Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно требованиям ст. 5 Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством:
- установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления;
- координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
- регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
- разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов;
- осуществления деятельности по организации дорожного движения;
-материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
- содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (утв. Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года N 402) Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация) распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утв. Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог (подпункты «з»,«и» п.2 ст. 6) входят: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр; обеспыливание проезжей части автомобильных дорог.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены в ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденном Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст.
Все требования государственного стандарта РФ, приведенные в ГОСТ Р 50597-2017, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Судом установлено, что прокуратурой Почепского района Брянской области совместно с начальником ОГИБДД МО МВД России <данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного в деятельности администрации Почепского района Брянской области, в ходе которой установлено, что участок дороги по <адрес> в нарушение требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеет дефекты в виде выбоин, просадок и колейности грунтового покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.
Данное обстоятельство также подтверждается Актом№ от ДД.ММ.ГГГГ выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным начальником ОГИБДД МО МВД России <данные изъяты>» ФИО1, представленным в материалы дела.
В связи с установленными нарушениями в деятельности администрации Почепского района Брянской области прокурором Почепского района Брянской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Почепского района Брянской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, в соответствии с которым было предложено принять меры по устранению допущенных нарушений.
Согласно информации ответчика от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, направленной в адрес прокурора в связи с внесенным представлением, ремонт (щебенение) <адрес> (протяженностью 200 метров) из-за отсутствия денежных средств в бюджете г Почепа в ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. Данный вопрос будет рассмотрен при формировании бюджета в ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что администрацией Почепского района Брянской области до настоящего времени не устранены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильной дороги местного значения по <адрес> путем восстановления поперечного профиля и ровности её проезжей части.
Данное обстоятельство ответчиком не оспорено, доказательств приведения дорожного покрытия автомобильной дороги в соответствие с требованиями законодательства в области безопасности дорожного движения, ответчиком суду не представлено.
В связи с тем, что бездействием администрации Почепского района Брянской области по приведению в соответствие с требованиями законодательства автомобильной дороги по <адрес> нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в области обеспечения безопасности дорожного движения, суд находит исковые требования прокурора Почепского района Брянской области подлежащими удовлетворению.
Для устранения в полном объеме допущенного нарушения закона требуется время. Требуемый представителем истца срок до ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать администрацию Почепского района Брянской области принять меры по приведению в соответствие с требованиями законодательства грунтовое покрытие автомобильной дороги по <адрес>, путем выполнения работ по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О. В. Овчинникова
Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2022 года