Дело № 2-2200/2020
УИД 44RS0001-01-2020-002063-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Кузнецовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уткина Бориса Сергеевича к УМВД России по Костромской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
Уткин Б.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Костромской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование требований указал, что с 23 июля 2015 года состоял на учете сотрудников УМВД России по Костромской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области от 20 марта 2020 года, полученным им по почте 08 апреля 2020 года, он исключен из числа очередников УМВД России по Костромской области на предоставление единой социальной выплаты в связи выявлением обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у него права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно в связи с наличием у него права пользования жилыми помещениями в г. Туле и в г. Костроме, в которых он как член семьи собственника – Уткина С.В. обеспечен общей площадью жилого помещения по совокупности занимаемых помещений более 15 кв.м. С данным решением он не согласен, поскольку собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является его бабушка – Уткина Р.Г., а не его отец – Уткин С.В., как указано в решении комиссии. При этом он членом семьи Уткиной Р.Г. не является, так как в принадлежащем бабушке жилом помещении фактически не проживал, совместное хозяйство с ней не вел, постоянно проживал на территории <адрес> в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности его отцу. В этой связи полагает, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не подлежит учету при определении уровня его обеспеченности общей площадью жилого помещения, и в список сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он был включен правомерно. С учетом изложенного, ссылаясь также на то, что никаких изменений в его жизни с момента включения его в список сотрудников на получение единовременной социальной выплаты до настоящего времени не произошло, просил признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области об исключении его из числа очередников УМВД России по Костромской области на предоставление единой социальной выплаты незаконным; обязать УМВД России по Костромской области восстановить его в очереди сотрудников УМВД России по Костромской области на предоставление единовременной социальной выплаты.
Определение судьи Свердловского районного суда города Костромы от 25 мая 2020 года осуществлен переход к рассмотрению административного искового заявления Уткина Б.С. по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании Уткин Б.С. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно указал, что в 2009-2010 годах решался вопрос о переводе его для дальнейшего прохождения службы в УМВД России по Тульской области. Для положительного разрешения данного вопроса ему была необходима регистрация по месту жительства на территории Тульской области. В этой связи в июне 2010 года его бабушка Уткина Р.Г. зарегистрировала его в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес>. Впоследствии основания для его перевода в ФИО1 по <адрес> отпали, и он остался проживать и работать в <адрес>, зарегистрировавшись по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности его отцу Уткину С.В. В жилом помещении, принадлежащем его бабушке, он никогда не проживал, а потому это жилое помещение не подлежит учету при определении уровня его обеспеченности общей площадью жилого помещения. Кроме того отметил, что на момент постановки его на учет сотрудников УМВД России по Костромской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Костромской области располагала сведениями о его регистрации по месту жительства в г. Туле, однако данное обстоятельство не явилось основанием для отказа в постановке на учет.
Представитель УМВД России по Костромской области Иванова Н.Л. полагала заявленные требования неподлежащими удовлетворению, указав, что решение о постановке Уткина Б.С. на учет сотрудников УМВД России по Костромской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было принято неправомерно, поскольку из представленных Уткиным Б.С. в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Костромской области документов следовало, что Уткин Б.С. имеет право пользования жилыми помещениями в г. Туле и в г. Костроме, однако документы в отношении жилого помещения в г. Туле к заявлению о постановке на учет Уткин Б.С. не приложил, а жилищно-бытовая комиссия не запросила. В 2019 году жилищно-бытовой комиссией была проведена проверка учетного дела истца, из ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области получена выписка из ЕГРН в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, и Уткину Б.С. в подтверждение его нуждаемости в получении единовременной социальной выплаты было предложено представить документы, свидетельствующие об утрате пользования жилыми помещениями в г. Туле и г. Костроме. Поскольку таких документов истцом представлено не было, жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Костромской области, приняв во внимание суммарную площадь находящихся в пользовании Уткина Б.С. жилых помещений в г. Костроме и в г. Туле, пришла к выводу о его обеспеченности общей площадью жилого помещения более 15 кв.м и приняла решение об исключении Уткина С.Б. из числа очередников УМВД России по Костромской области на предоставление единой социальной выплаты в связи выявлением обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у него права принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом, определяя потребность истца в жилом помещении, жилищно-бытовая комиссия учла находящиеся в пользовании истца жилые помещения в г. Костроме и в г. Туле, поскольку в эти жилые помещения Уткин Б.С. вселен в качестве члена семьи собственников. Более того, бабушка истца Уткина Р.Г., являющаяся собственником жилого помещения в г. Туле, фактически зарегистрирована по месту жительства в г. Костроме и пользуется квартирой в г. Костроме в качестве члена семьи истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Уткин Б.С. с августа 2008 года проходит службу в органах предварительного следствия УМВД России по Костромской области, в настоящее время состоит в должности старшего следователя следственного отделения ОМВД России по Костромскому району, имеет звание майора юстиции, его выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 23 июня 2015 года составляла более 11 лет.
23 июня 2015 года Уткин Б.С. обратился в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Костромской области с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области, оформленным протоколом № 7 от 15 июля 2015 года, утвержденным распоряжением УМВД России по Костромской области от 23 июля 2015 года № 18/997, Уткин Б.С. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с 23 июля 2015 года за № 580.
В 2019 году жилищно-бытовой комиссией проведена проверка учетного дела Уткина Б.С., по результатам которой жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области принято решение, оформленное протоколом № 2 от 13 марта 2020 года, утвержденным распоряжением УМВД России по Костромской области от 20 марта 2020 года № 1/84р, об исключении Уткина Б.С. из числа нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223, ввиду отсутствия у Уткина Б.С. права на принятие на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи; копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; справка о стаже службы сотрудника в календарном исчислении; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; копии документов, подтверждающих регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета сотрудника и членов его семьи (подпункты «а», «б», «д», «е», «л»).
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (подпункт «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Как усматривается из материалов дела, Уткин Б.С. жилых помещений по договору социального найма или на праве собственности не имеет, проживает и имеет регистрацию с 25 мая 1990 года по 30 сентября 2009 года – по месту жительства, с 15 ноября 2010 года по 15 ноября 2015 года, а затем с 25 ноября 2015 года по 25 ноября 2025 года – по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 50,8 кв.м.
Указанное жилое помещение на основании договора приватизации жилищного фонда от 08 мая 2009 года принадлежит на праве собственности отцу истца – Уткину С.В.
Согласно справкам МКУ города Костромы «Центр регистрации граждан» от 10 июня 2015 года и от 13 августа 2019 года в данной квартире, кроме истца, с 25 мая 1990 года зарегистрированы по месту жительства ФИО5 (отец истца), ФИО7 (мать истца), ФИО8 (сестра истца), с <дата> – ФИО4 (бабушка истца).
В судебном заседании также установлено, что 11 июня 2010 года по настоящее время Уткин Б.С. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 40,9 кв.м, принадлежащем на праве собственности бабушке истца – ФИО4
Принимая решение об исключении Уткина Б.С. из числа нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, жилищно-бытовая комиссии УМВД России по Костромской области, проанализировав приведенные выше обстоятельства, посчитала, что оснований для постановки истца на жилищной учет не имелось, поскольку право на получение единовременной социальной выплаты у Уткина Б.С., обеспеченного общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, отсутствовало, и на учет сотрудников УМВД России по Костромской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он принят неправомерно.
При этом, определяя уровень обеспеченности истца общей площадью жилого помещения, жилищно-бытовая комиссия УМВД России по Костромской области исходила из суммарной площади вышеуказанных жилых помещений и количества зарегистрированных в них лиц, указав, что на момент принятия Уткина Б.С. на учет в 2015 году он обладал правом пользования жилыми помещениями по адресу: <адрес> качестве члена семьи своих отца – Уткина С.В. и бабушки – Уткиной Р.Г.
Вместе с тем суд полагает, что оснований для учета при определении уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения квартиры по адресу: г. Тула, ул. Прокудина, д. 1/10, кв.16 у жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Жилищного кодекса РФ устанавливаемые этим Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
Таким образом, при реализации жилищных прав сотрудников органов внутренних дел подлежат учету и общие нормы жилищного законодательства регулирующие отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ).
По смыслу приведенной нормы права основанием к возникновению у гражданина права пользования жилой площадью, принадлежащей собственнику, является факт его вселения собственником на указанную площадь в качестве члена семьи.
При этом согласно разъяснениям, данным пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Согласно данному пункту вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Как установлено в судебном заседании, Уткин Б.С. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> качестве нанимателя у собственника, а не в качестве члена семьи собственника жилого помещения.
Более того, согласно пояснениям истца, данным в судебном заседании, в указанную квартиру он фактически не вселялся, регистрация на территории г. Тулы была необходима в целях его перевода для дальнейшего прохождения службы в УМВД России по Тульской области, который не состоялся.
Таким образом, факт вселения Уткина Б.С. в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> качестве члена семьи его бабушки – ФИО4 представленными в материалы дела доказательствами не подтвержден, напротив, основание регистрации истца в указанном жилом помещении – наниматель у собственника – свидетельствует о том, что между собственником жилого помещения (ФИО4) и Уткиным Б.С. состоялось соглашение, определяющее право истца на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом РФ.
Само по себе отсутствие письменного договора найма о вселении Уткина Б.С. в принадлежащую его бабушке квартиру как члена семьи собственника жилого помещения не свидетельствует, равно как и то, что Уткина Р.Г. зарегистрирована и проживает в одном с истцом жилом помещении.
Как усматривается из справок МКУ города Костромы «Центр регистрации граждан» и копии поквартирной карточки в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, в данную квартиру Уткина Р.Г. вселена в качестве члена семьи своего сына – Уткина С.В., являющегося собственником этой квартиры, а не в качестве члена семьи внука – Уткина Б.С.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у Уткина Б.С. при постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения права на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с его нуждаемостью в жилом помещении, поскольку истец собственником жилого помещения, а также нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не являлся и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.
В этой связи оснований для исключения Уткина Б.С. из числа нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области не имелось, и истец подлежит восстановлению на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требовании Уткина Бориса Сергеевича удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области от 13 марта 2020 года о снятии Уткина Бориса Сергеевича с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать УМВД России по Костромской области восстановить Уткина Бориса Сергеевича на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.В. Сопачева
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2020 года.