Решение по делу № 7р-222/2020 от 26.11.2020

Председательствующий: Зарубин А.В.

Дело № 7р-222/2020

19RS0001-02-2020-006839-20

РЕШЕНИЕ

29 декабря 2020 года                                                         г. Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Майнагашевой С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Афанасьева С.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 октября 2020 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия № 019/04/7.32.5-327/2020 от 18 августа 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ начальника Государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы» Афанасьева Сергея Анатольевича.

Огласив жалобу, заслушав Афанасьева С.А., защитников Дергунову Е.А., Сапеева С.А., поддержавших жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – УФАС по РХ) № 019/04/7.32.5-327/2020 от 18 августа 2020 года начальник Государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – ГКУЗ РХ «РКБСМЭ») Афанасьев С.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 октября 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

              Не согласившись с решением суда, Афанасьев С.А. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление административного органа и решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Обращает внимание на то, что решение суда полностью соответствует тексту постановления должностного лица УФАС по РХ. Приводя обстоятельства дела, в том числе о своевременной передаче документов на оплату в централизованную бухгалтерию УЦО Минздрава Хакасии после поставки ООО «Канцелярия и товары офиса «Политес» товара по контракту от 22.07.2019, о внесении подлежащей оплате суммы в еженедельную заявку на финансирование в пределах выделенных лимитов, ссылается на то, что поскольку финансирование расходов бюджета осуществляется главным распорядителем несвоевременно, то его вина в несвоевременной оплате контракта за поставленный товар отсутствует. Ссылается на письмо Минздрава Хакасии от 11.11.2020 о том, что заявки на финансирование кредиторской задолженности по исполненным контрактам подаются ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» еженедельно. Обращает внимание на то, что в период с 15.08.2019 по 24.12.2019 финансирование на погашение задолженности ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» перед ООО «Канцелярия и товары офиса «Политес» не поступало. Ссылаясь на приложенные к жалобе заявки на финансирование и отчет о просроченной кредиторской задолженности ГКУЗ РХ «РКБСМЭ», которая по состоянию на 15.08.2019 составила 1 709 997,86 руб., по состоянию на 26.12.2019 составила 8 534 021,97 руб., указывает на отсутствие своей вины в несвоевременной оплате за поставленный по контракту товар.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях, являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, в том числе исследуются доказательства, при необходимости заслушиваются пояснения специалиста. По смыслу указанной нормы по объему и пределам судебного разбирательства порядок пересмотра постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения к административной ответственности, в ходе которой суд вправе проверять не только правовую, но и фактическую сторону дела, устанавливать любые новые факты, имеющие значение для дела, исследовать все доказательства по делу, в том числе представленные дополнительно, и давать им свою оценку. При этом должны быть выяснены все обстоятельства, которые согласно ст. 26.1 КоАП РФ входят в предмет доказывания по любому делу об административном правонарушении, в том числе: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении противоправного деяния действий, что предполагает доказывание его вины.

При рассмотрении данного дела судом вышеприведенные требования закона не соблюдены.

    В силу ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

                 Как следует из материалов дела, объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого начальник ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» Афанасьев С.А. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ являлось нарушение должностным лицом заказчика срока оплаты контракта № Ф.2019.446470 на поставку канцелярских товаров на 2 полугодие 2019 года, заключенного с ООО «Канцелярия и товары офиса «Политес» 22.07.2019. Согласно п. 5.5 контракта, оплата осуществляется в безналичной форме в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком товарных (товарно-транспортных) накладных, акта приема-передачи товара, подтверждающего факт передачи товара, на основании выставленных счетов (счетов-фактур). Согласно товарной накладной № ОО-3240 от 08.08.2019, ООО «Канцелярия и товары офиса «Политес» выполнило свое обязательство и поставило указанный в спецификации товар, а ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» его приняло, о чем свидетельствует подпись зам.начальника ГКУЗ РХ «РКБСМЭ». Следовательно, оплата за поставленный товар должна была быть произведена до 30.08.2019, однако была произведена лишь 26.12.2019 согласно платежному поручению № 73337.

             Исследовав представленные административным органом доказательства, в том числе контракт № Ф.2019.446470, заключенный 22.07.2019 ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» с ООО «Канцелярия и товары офиса «Политес» 22.07.2019 на поставку канцелярских товаров на 2 полугодие 2019 года согласно спецификации (т. 1 л.д. 29-33), товарную накладную № ОО-3240 от 08.08.2019 (т. 1 л.д. 38-40), платежное поручение № 73337 от 26.12.2019 (т. 1 л.д. 41), решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.11.2019, которым удовлетворен иск ООО «Канцелярия и товары для офиса «Политес» о взыскании с учетом увеличения размера исковых требований 152 823 руб. 46 коп, в том числе: 44 494 руб.00 коп. основного долга, 655 руб. 54 коп. неустойки за период с 30 августа 2019 по 05 ноября 2019 (т. 1 л.д. 46), приказ министра здравоохранения РХ № 154-к от 01.07.2002 о назначении Афанасьева С.А. на должность начальника Республиканского бюро СМЭ (т. 1 л.д. 14), суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Афанасьева С.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, поскольку Афанасьев С.А. допустил нарушение ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и не оплатил в течение 15 рабочих дней поставленный товар, а материалами дела не подтвержден факт принятия им исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований законодательства, доказательства несвоевременной оплаты по независящим от него причинам отсутствуют.

Между тем виновность лица в совершении данного правонарушения в ходе производства по делу не установлена и, обосновывая этот вывод, суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства и требования закона.

По общему правилу, установленному ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно положениям ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

              Как следует из материалов дела, Афанасьев С.А. является начальником Государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы» и в ходе производства по делу последовательно пояснял о принятии всех возможных мер по оплате контракта и не выделении главным распорядителем бюджетных средств денежных средств на эти цели.

             Эти доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении надлежащей оценки не получили.

Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

      В силу ч. 1, ч. 2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

    Согласно уставу, Учреждение создано в соответствии с Постановлением Правительства РХ от 19.03.2007 № 80, является некоммерческой организацией (п.1.1, п.1.2). Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств республиканского бюджета РХ на основании бюджетной сметы. Расходование денежных средств производится учреждением в порядке, установленном Бюджетным законодательством РФ и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения (п. 3.3). В пункте 5.3 приведенного выше контракта указано, что источником финансирования являются средства Республиканского бюджета Республики Хакасия.

             Из положений ст. 219 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты за счет средств бюджета.

              Соглашением от 01.02.2013 ГКУЗ РХ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» передало ГКУ РХ «Учреждение централизованного обслуживания Министерства здравоохранения РХ и подведомственных ему учреждений» полномочия по ведению бюджетного и бухгалтерского учета в ГКУЗ РХ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (т. 1 л.д. 26-27).

Согласно представленному счету на оплату от 08.08.2019 ООО «Канцелярия и товары для офиса «Политес» он содержит резолюцию от 12.08.2019 начальника ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» Афанасьева С.А. «бухгалтерия к оплате».

Как следует из приказа Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 21.10.2014 № 1041, показаний свидетеля ФИО1 подача заявок на финансирование ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» автоматизирована и производится посредством программного продукта «Финансирование» еженедельно. Согласно показаниям свидетеля ФИО1 финансирование учреждения осуществлялось на основании расходных расписаний, денежные средства главным распорядителем бюджетных средств по КБК 244, КОСГУ 340, куда отнесены расходы на канцелярские товары, в августе 2019 года не доводились. Заявки о финансировании направлялись посредством программного обеспечения еженедельно, однако по указанному коду расходов денежных средств не выделялось,    при поступлении денежных в средств в тот же день произведено гашение задолженности.

Изложенные свидетелем сведения подтверждаются еженедельными заявками на финансирование за период с 15.08.2019 по 19.12.2019, поданными посредством автоматизированной системы (т. 1 л.д. 123-131).

Как следует из пояснений специалиста Краснопольской Н.В. расходы на закупку канцелярских товаров отражаются в отчетных документах по КБК 8060909506114390244 – прочая закупка товаров, работ, услуг, КОСГУ 340- « увеличение стоимости материальных запасов». Исследованные отчеты о состоянии лицевого счета учреждения, расходные расписания, подтверждают отсутствие финансирования учреждения в августе 2019 года по указанному виду расходов.

Отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03802001590 на 01.09.2019 отражает доведенные бюджетные данные по приведенному КБК за август 2019 года - 5805603,55, кассовые выплаты учреждения на такую же сумму и наличие неисполненных бюджетных обязательств - 2 236270,28. Наличие неисполненных бюджетных обязательств отражено и в отчетах о состоянии лицевого счета на 01.10.2019, 01.11.2019,01.12.2019.

Стороной защиты предоставлены сведения об отсутствии в августе, сентябре 2019 года финансирования учреждения по КБК 8060909506114390244 – прочая закупка товаров, работ, услуг, КОСГУ 340 - «увеличение стоимости материальных запасов». Поступившее в октябре 2019 года финансирование направлено на оплату исполнительного листа.

               Заявки учреждения и сведения о наличии неисполненных бюджетных обязательств за период августа 2019 – декабря 2019 годов, подтверждают несвоевременное получение бюджетных средств на оплату приведенного контракта. Кроме того, из сообщения Министерства здравоохранения Республики Хакасия следует, что в период с 15.08.2019 по 24.12.2019 финансирования на погашение кредиторской задолженности ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» перед ООО» Канцелярия и товары для офиса «Политес» не поступало (т. 2 л.д. 43).

              В силу положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, в частности, что руководителем государственного учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение государственным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.

Согласно правовому подходу, отраженному в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2478-О положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

              Как следует из материалов данного дела, утверждения должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что им в пределах его компетенции принимались соответствующие и исчерпывающие меры по оплате контракта с ООО «Канцелярия и товары офиса «Политес» от 22.07.2019, имеющимися в материалах дела доказательствами не опровергаются.

                 Содержащиеся в постановлении по делу об административном правонарушении выводы о том, что получателю бюджетных средств ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» по КБК 244 были доведены на 01.08.2019 - 5 544186,37 рублей, на 01.09.2019-5805603.55 рублей, на 01.10.2019-5813520,17 рублей, на 01.11.2019 -5969764,71 рубль, на 01.12.2019 -6086628,71 рубль, отчетами о состоянии лицевого счета не подтверждаются. Как следует из этих отчетов и пояснений специалиста Краснопольской Н.В., указанные суммы отражают поступление денежных средств по указанному коду бюджетной классификации с начала года нарастающим итогом, при этом вид расходов 244 включает несколько наименований расходов, неисполненные бюджетные обязательства по КБК 80609095060114390244 на 01.09.2019 составляют 2 236270,28 рублей, а расходные расписания, фиксирующие доведение    бюджетных средств      отражают, что на период августа денежные средства на такой вид расходов как увеличение стоимости материальных запасов (КОСГУ 340) не доводились.

              При этом утверждения представителя органа административной юрисдикции о том, что отсутствие финансирования из бюджета, в силу норм главы 26 ГК РФ и положений Закона о контрактной системе в сфере закупок, основанием прекращения обязательства не является, при рассмотрении данного дела правового значения не имеет, т.к. в данном случае обязательность исполнения обязательства надлежащим образом, в соответствии с его условиями и требованиями закона, не ставится под сомнение, предметом судебного разбирательства является наличие в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. В материалах    дела об административном правонарушении, с учетом исследованного счета на оплату подписанного Афанасьевым к оплате 12.08.2019, показаний свидетеля ФИО1, специалиста Краснопольской Н.В., исследованных заявок учреждения на предоставление денежных средств по КБК 80609095060114390244, КОСГУ 340, не содержится достаточных доказательств подтверждающих ненадлежащее исполнение должностным лицом    служебных обязанностей, т.е. доказательств вины должностного лица в совершении правонарушения, поскольку имеющиеся доказательства свидетельствуют о том, что неисполнение обязательства было вызвано несвоевременным доведением до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

      Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, надлежащее исследование доказательств и их оценка судом первой инстанции не произведены.

     При таких обстоятельствах, поскольку однозначных доказательств виновности Афанасьева С.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.32.5 КоАП РФ, не имеется, суд второй инстанции приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу выносится, в частности при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

           Следовательно, постановление заместителя руководителя УФАС по РХ № 019/04/7.32.5-327/2020 от 18 августа 2020 года, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.7.32.5 КоАП РФ в отношении начальника ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» Афанасьева С.А. подлежат отмене, а производство по настоящему делу, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, прекращению.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия

                                             РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя УФАС по РХ № 019/04/7.32.5-327/2020 от 18 августа 2020 года, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ в отношении начальника ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» Афанасьева С.А. отменить, производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия                                                                              Г.А. Когай

7р-222/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Афанасьев Сергей Анатольевич
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Когай Галина Александровна
Статьи

7.32.05.4.5474735088646E-13

Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
26.11.2020Материалы переданы в производство судье
09.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Судебное заседание
29.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее