Решение по делу № 33-3/2023 (33-1820/2022;) от 11.05.2022

Дело № 2-1585/2022

    Судья Иванова А.И.                                                              Дело № 33-1820/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск                                                                            20 марта 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего     Федоровой Г.А.

судей                 Головановой Л.И., Местниковой С.А.,

при секретаре             Осиповой Е.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Окружной администрации города Якутска по доверенности Степановой А.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2022 года по иску акционерного общества «Сахатранснефтегаз» к Афанасьевой Е.В., Афанасьеву А.П., Окружной администрации города Якутска, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) об освобождении охранной зоны магистрального газопровода высокого давления.

Заслушав доклад судьи Местниковой С.А., объяснения представителей истца Бондарева С.И., Яранцеву Ю.В., ответчиков Афанасьева А.П., Афанасьевой Е.В., представителя ответчиков Яныгину О.А., представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) Винокурова Н.М., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Акционерное общество «Сахатранснефтегаз» (далее – АО «Сахатранснефтегаз») обратилось в суд с иском к Афанасьевой Е.В., Афанасьеву А.П. об освобождении охранной зоны магистрального газопровода высокого давления путем сноса жилого дома и прилегающих построек, принадлежащих ответчикам на праве собственности, расположенных на земельном участке с кадастровым № ... по адресу: .........., и приведение в соответствие согласно установленным требованиям в пределах допустимых 150 метров от оси газопровода, указывая, что постройки возведены с нарушением Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29 апреля 1002 года, постановлением Госторгтехнадзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 года №9, на расстоянии 107,57 метров от оси газопроводной магистрали высокого давления вместо допустимых не менее 150 метров, что создает угрозу безопасной эксплуатации магистрального газопровода высокого давления.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2017 года, исковые требования АО «Сахатранснефтегаз» к Афанасьевой Е.В., Афанасьеву А.П. об освобождении охранной зоны магистрального газопровода высокого давления удовлетворены. Судом постановлено обязать Афанасьеву Е.В., Афанасьева А.П. освободить охранную зону магистрального газопровода высокого давления путем сноса всех построек: дома, гаража, забора, иных имеющихся построек на земельном участке с кадастровым № ... по адресу: .........., и привести в соответствие согласно установленным требованиям в пределах допустимых 150 метров от оси газопровода на земельном участке с кадастровым № ....

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2021 года удовлетворено заявление Афанасьевой Е.В. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2017 года по иску АО «Сахатранснефтегаз» к Афанасьевой Е.В., Афанасьеву А.П. об освобождении охранной зоны магистрального газопровода высокого давления.

При пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2022 года к участию в деле привлечена Окружная администрация города Якутска и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее – МИЗО РС (Я).

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2022 года удовлетворены исковые требования АО «Сахатранснефтегаз» к Афанасьевой Е.В., Афанасьеву А.П., Окружной администрации города Якутска об освобождении охранной зоны магистрального газопровода высокого давления. Судом постановлено обязать Афанасьеву Е.В., Афанасьева А.П. освободить охранную зону магистрального газопровода высокого давления, путем сноса жилого дома, гаража, забора, иных имеющихся построек на земельном участке с кадастровым № ..., расположенным по адресу: .........., и привести в соответствие согласно установленным требованиям в пределах допустимых 150 метров от оси газопровода на указанном земельном участке, с предварительной компенсацией убытков, связанных со сносом построек, в размере 7 004 300 рублей за счет казны органа местного самоуправления в лице городского округа «город Якутск». Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от ответственности освободить.

Не согласившись с решением суда, ответчик ОА г. Якутска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований АО «Сахатранснефтегаз», мотивируя тем, что для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя наступление вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда и причинную связь между возникшим вредом и действиями лица.

В данном случае ответчикам земельный участок органом местного самоуправления не предоставлялся, на кадастровый учет на основании протокола совещания по вопросу соблюдения охранных зон и зон магистрального газопровода №Пр-366-Гл от 03 октября 2013 года не ставился. Земельный участок Афанасьевым А.П. приобретен 03 ноября 2009 года у продавца физического лица Н. Вид разрешенного использования земельного участка изменен 01 апреля 2014 года на основании заявления собственника земельного участка Афанасьева А.П. Изменение категории земель из «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» произошло 20 декабря 2012 года в связи с принятием Якутской городской Думой нормативно-правового акта от 20 декабря 2012 года № 112-НПА «О внесении изменений в постановление городского Собрания депутатов города Якутска от 16 марта 2005 года ПГС №30-1 «Об утверждении генерального плана городского округа «город Якутск» в части населенного пункта город Якутск». 25 декабря 2013 года Правилами землепользования и застройки соответствующие земельные участки отнесены к территориальной зоне «Ж-2А» (зона застройки одно-двухквартирными жилыми домами с приквартирными участками на территории города Якутска). В силу положений п.9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующего на момент выдачи разрешения на строительство от 31 июня 2014 года, оснований для отказа застройщику в выдаче разрешения на строительство не было, поскольку затросйщиком были предоставлены все необходимые документы, более того территориальная зона была изменена до установления охранной зоны, вид разрешенного использования земельного участка был установлен на основании заявления собственника на тот момент земельного участка Афанасьева А.П. Истец, как собственник газораспределительных сетей, должен был произвести оснащение трассы подземного газопровода опознавательными знаками и внести сведения об охранной зоне газопровода высокого давления в Единый государственный реестр прав на недвижимость. Между тем, в ЕГРН отсутствуют сведения о том, что земельный участок с кадастровым № ... полностью расположен в охранной зоне магистрального газопровода, в выписке от 14 марта 2022 года на спорный земельный участок не имеется записи об ограничениях. Срок действия охранной зоны№ ... установлен с 14 марта 2017 года, охранная зона на момент установления территориальной зоны в 2013 году и возведения объекта капитального строительства в 2014 году не действовала. По правилам охраны газораспределеительных сетей опознавательные знаки газораспределительных сетей после их строительства должны устанавливаться совместно с собственником земельного участка, однако такой акт размещения знаков, составленных совместно с собственником земельного участка, в материалах дела отсутствует.

Ответчик в лице ОА города Якутска, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции, не явился о причинах неявки в суд не сообщил.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена в порядке, установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Представители в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили иск удовлетворить за счет ОА города Якутска..

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Афанасьева Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым № ..., площадью **** кв.м., находящегося по адресу ........... Право Афанасьевой Е.В. на участок зарегистрировано в ЕГРН 25 июля 2014 года.

Афанасьева Е.А. на основании договора дарения от 10 июля 2014 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу ...........

Из открытого в 2009 году кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым № ... следует, что филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии» по Республике Саха (Якутия) земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет - 29.09.2009 года, адрес: .........., с разрешенным использованием под пастбище.

Также установлено, что 4 сентября 2006 года на основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года № Р-2165 и гражданами, имеющими право на получение земельной доли, заключен договор № ... безвозмездной передачи земельного участка с кадастровым № ... из земель сельскохозяйственного назначения, по адресу .........., находящегося в государственной собственности в долевую собственность, для ведения сельскохозяйственного производства (согласно Приложению №1 к договору - № ... Н.).

На основании указанного распоряжения, 06 октября 2009 года произведена государственная регистрация права собственности Н. на земельный участок с кадастровым № ..., разрешенное использование: под пастбище (согласно материалам регистрационного дела от 02 октября 2009 года № ...).

03 ноября 2009 года между Н. (продавец) и Афанасьевым А.П. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым № ..., разрешенное использование: под пастбище.

01 апреля 2014 года филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии» по Республике Саха (Якутия) принято решение № ... об учете изменений в связи с изменением вида разрешенного использования объекта недвижимости – под индивидуальный жилой дом, на основании заявления собственника земельного участка Афанасьева А.П. (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 16 ноября 2009 года, запись регистрация № ...), сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности № ... от 14 марта 2014 года, о соответствии намерений заявителя по функциональному использованию объекта индивидуальный жилой дом по адресу г.Якутск, территория СХПК «********», территориальной зоне «Ж-2А», что следует из материалов кадастрового дела земельного участка с кадастровым № ....

26 июня 2014 года Окружная администрация города Якутска выдала Афанасьеву А.П. разрешение № ... на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым № ... по адресу ...........

10 июля 2014 года Афанасьев А.П. на основании договора дарения передал в собственность Афанасьевой Е.В. указанный земельный участок с кадастровым № ..., государственная регистрация права произведена от 25 июля 2014 года.

31 июля 2014 года Окружная администрация города Якутска выдала Афанасьевой Е.В. разрешение № ... на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым № ... по адресу ...........

Из кадастрового паспорта, технического паспорта на указанный индивидуальный жилой дом, следует, что год постройки дома с гаражом и хозпостройками - 2015.

АО «Сахатранснефтегаз» является собственником магистрального газопровода ГРС-№ ...-.......... для снабжения заречных улусов РС (Я), назначение – иное, инв. № ..., о чем в государственном реестре недвижимости 06 октября 2005 года сделана запись № ....

Данный магистральный газопровод внесен в реестр опасных производственных объектов 20 апреля 2005 года с регистрационным № ..., класс опасности – I, о чем эксплуатирующей организации АО «Сахатранснефтегаз» 15 апреля 2016 года выдано свидетельство о регистрации № ....

4 декабря 2013 года ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» согласована карта (план) охранной зоны магистрального газопровода ГРС-№ ...-.........., сведения о местоположении границ объекта землеустройства.

06 апреля 2017 года, во исполнение требований промышленной безопасности АО «Сахатранснефтегаз», как собственником особо опасного производственного объекта, производен осмотр трассы магистрального газопровода на предмет соблюдения его охранной зоны

По итогам осмотра установлено, что в охранной зоне на расстоянии 107,57 метров от оси магистрального газопровода вместо 150 метров, предусмотренных находится земельный участок с кадастровым № ..., принадлежащий Афанасьевой Е.В. по адресу .........., на этом земельном участке построен жилой дом с хозяйственными постройками.

Истец, ссылаясь на указанные обстоятельства дела, просит обязать ответчиков освободить охранную зону газомагистрального провода высокого давления путем сноса возведенного ими объекта недвижимости.

Судом иск удовлетворен с предварительной компенсацией убытков ответчиков, связанных со сносом объекта недвижимости с пристройками, за счет казны органа местного самоуправления, с которым ОА города Якутска не согласилась, мотивируя тем, что нарушение Правил строительства допущено по вине собственника магистрального газопровода, потому компенсация убытков застройщиков должна быть произведена за его счет.

Судебная коллегия считает правильным согласиться с доводами апелляционной жалобы о не согласии с решением суда в части предварительной компенсации убытков ответчиков, связанных с сносом объекта недвижимости и других построек, за счет казны органа местного самоуправления по следующим основаниям.

В силу пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент строительства спорного дома) в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения газопроводов; границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов, что корреспондируется с положениями части 6 статьи 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ)

Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878 (далее - Правила), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.

Согласно пункту 5 указанных Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Пунктом 7 Правил установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей.

Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил).

Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

На основании части 4 статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

В соответствии с пунктом 10 Правил трассы подземных газопроводов должны обозначаться опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках должно быть указано расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.

Организации, отвечающие за установку и эксплуатацию опознавательных знаков, определены в пункте 11 Правил, согласно которому опознавательные знаки устанавливаются или наносятся строительными организациями на постоянные ориентиры в период сооружения газораспределительных сетей. В дальнейшем установка, ремонт или восстановление опознавательных знаков газопроводов производятся эксплуатационной организацией газораспределительной сети. Установка знаков оформляется совместным актом с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, по которым проходит трасса.

Согласно пунктам 17 - 21 Правил (в редакции, действовавшей в период возведения спорных объектов) утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ограничения (обременения) по использованию земельных участков подлежало государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Указанные нормативные положения устанавливают обязанность организации газовой промышленности по информированию заинтересованных лиц о месте расположения газопровода в целях недопущения причинения вреда при возможных аварийных ситуациях.

Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении ограничений использования земельных участков, осуществления хозяйственной деятельности в границах охранных зон газопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов или в умышленном блокировании объектов систем газоснабжения либо их повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3)

В соответствии с частью 37 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и границах такой зоны считается обеспеченным, если на дату начала создания объекта недвижимого имущества на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, соблюдалось хотя бы одно из следующих условий: 1) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) в документах, выданных в отношении земельного участка при его государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на него, отображены сведения о нахождении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории; 3) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории указаны в градостроительном плане земельного участка; 4) решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории и границ такой зоны опубликовано в порядке, установленном для опубликования указанных решений, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; 5) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории отображены на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных правил землепользования и застройки или в документации по планировке территории, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; 6) правообладатель земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, был уведомлен об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в порядке, установленном в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона); 7) сведения о здании, сооружении, в связи с размещением которых установлена зона с особыми условиями использования территории, включены в документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части.

На основании части 4 статьи 32 Федерального закона О газоснабжении в Российской Федерации здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Таким образом, приведенные нормы закона прямо указывают, что снос зданий, сооружений, в связи с их размещением на зона с особыми условиями использования территории, производятся за счет лиц, допустивших нарушения.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 339-ФЗ) пункт 1 статьи 222 ГК РФ дополнен абзацем вторым, в соответствии с которым не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 "Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, не является самовольной постройкой, возведенной в охранной хоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, если лицо не знало и не могло знать о действии в ограничении в использовании земельного участка, в частности, если не был обеспечен публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и о границах такой зоны.

По делу сторонами не оспаривается и актом осмотра истца подтверждается, что постройки, принадлежащие на праве собственности Афанасьевой Е.В., расположены на расстоянии ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объекта системы газоснабжения высокого давления, принадлежащего истцу, вместо не менее 150 метров, постройки расположены на расстоянии 107,57 метров; год постройки дома 2015.

По сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 17 марта 2014 года № ... земельный участок с кадастровым № ... по функциональному использованию соответствует территориальной зоне «Ж-2А» (с учетом разработанной градостроительной документации (внесение изменений в Генеральный план Городского округа «город Якутск» РЯГД-51-20 от 20.12.2012 года, Правил землепользования и застройки г.Якутска ГО «город Якутск» №169-НПА от 25.12.2013 года, Распоряжения «Об утверждении планировки территории кварталов №150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций города Якутска» №319/1зр от 21.12.2013 года) и ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 13 августа 2014 года, кадастровой выписки от 02 февраля 2015 года о земельном участке с кадастровым № ..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом, сведения об ограничениях отсутствуют.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 24 марта 2022 года о земельном участке с кадастровым № ..., зарегистрированы ограничения, кроме того, предусмотренные ст.ст.56,56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия с 14 марта 2017 года, на основании картографического материала от 18.11.2013 года № б/н выдан ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации», Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года №878 «Об утверждении правил охраны газораспределительный сетей», реестровый номер границы: № ....

При этом, согласно Выписке с Единого государственного реестра недвижимости № ... от 16 марта 2022 года о зоне с особыми условиями использования территорий – 26 декабря 2013 года присвоен реестровый (учетный) № ..., установлены границы зоны с особыми условиями использования территории газопровода ГРС-№ ............., на основании Карта (план) охранной зоны магистрального газопровода ГРС-№ ...-.........., выданного ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации», с изменениями от 19 июня 2015 года.

Суд первой инстанции установил, что при постройке жилого дома застройщиком были соблюдены все требования действующего законодательства: жилой дом возведен на предоставленном для таких целей земельном участке категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для целей индивидуального жилищного строительства" в строгом соответствии с выданным разрешением на строительство и градостроительным планом земельного участка. О наличии охранной зоны собственнику известно не было и не могло быть известным..

Следовательно, в силу вышеприведенной правовой позиции вышестоящего суда, постройки, принадлежащие ответчику, независимо от их возведения в пределах минимальных расстояний до магистрального газопровода не могут быть признаны самовольной постройкой, подлежащей сносу за счет застройщика, в связи с тем, что в момент возведения этих построек, собственник не знал и не мог знать о действии в ограничении в использовании земельного участка, соответственно постройка подлежит сносу за счет лица, допустившего строительство дома с нарушением Правил охраны газомагистрального провода.

Согласно отчету ООО «Городской центр экспертиз» г.Санкт-Петербург по результатам анализа возможных аварий на участке магистрального газопровода «ГРС-№ ... ..........», в границах минимально допустимых расстояний которого расположены земельные участки с жилыми постройками установлено и даны выводы о нарушении зон минимальных расстояний и охранных зон, регламентированных СП 36.13330.2012. Свод правил. «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», что подтверждено и документально зафиксировано в ходе инструментального контроля. Проведенные расчеты вероятных зон действия поражающих факторов возможных аварий на участке магистрального газопровода «ГРС-№ ... ..........», в границах охранной зоны которого расположены жилые постройки, показывают, что любая авария на рассматриваемом участке, сопровождающаяся с пожарами истекающего газа, сопровождается появлением пострадавших среди населения, проживающего на указанном участке. В виду значительных зон действия поражающих факторов воздействия возможных аварий, любые компенсирующие мероприятия не способны устранить имеющуюся угрозу появления жертв среди населения при возникновении аварий на рассматриваемом участке газопровода. Соответственно, на участке нарушений на 17,0 км. магистрального газопровода «ГРС-№ ... ..........» рекомендуется устранение нарушения нормативных минимальных расстояний газопровода путем переноса жилых построек в безопасную зону.

В силу изложенных обстоятельств в соответствии с приведенными нормами права и правовой позиции вышестоящего суда судебная коллегия находит решение суда первой инстанции об удовлетворении иска в части возложения на ответчиков обязанности сноса возведенных объектов недвижимости законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения..

Вместе с тем решение суда в части возложения на орган местного самоуправления обязанности предварительной компенсации убытков ответчиков судебная коллегия считает правильным отменить и принять в этой части новое решение о возложении таковой обязанности на самого истца.

Пунктом 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2022, оставленным без изменения Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2023, иск АО «Сахатранснефтегаз» к другим лицам (Аржаковым) по аналогичному спору удовлетворен частично. На Аржаковых возложена обязанность сноса жилого дома и хозяйственных построек, расположенных на земельном участке с кадастровым № ..., по адресу: .......... с предварительной компенсацией АО «Сахатранснефтегаз» убытков, связанных со сносом жилого дома и построек, в размере 4 090 400 рублей.

Ранее Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции было отменено и направлено на новое рассмотрение апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2022 года, которым по вышеуказанному делу было принято иное решение о предварительной компенсации убытков, связанных со сносом построек, в размере 4 090 400 рублей за счет казны органа местного самоуправления в лице городского округа «город Якутск».

Отменяя названное апелляционное определение, суд кассационной инстанции прямо указал, что «в данном случае, усматривается не соблюдение самим истцом требований действующего законодательства в части регистрации ограничений в праве собственности на объекты недвижимости»

Исходя из указанной правовой позиции вышестоящего суда при новом апелляционном рассмотрении обязанность предварительной компенсации убытков, связанных со сносом дома, была возложена на самого истца АО «Сахатраннефтегаз».

Таким образом, в силу вышеприведенной нормы процессуального права обстоятельства, указываемые истцом, о наличии вины органа местного самоуправлении в предоставлении гражданам земельных участков для строительства ИЖД в рамках границы охранной зоны, не могут быть вновь рассмотрены и им дана иная правовая оценка.

Согласно предоставленным ответчиками Афанасьевыми Отчету № ... от 04.03.2022 года ООО «********» на дату оценки 28 февраля 2022 года рыночная стоимость жилого дома и хозпостроек с земельным участком по адресу: .......... составляет 7004300 руб., из которой стоимость жилого дома 4500366 руб., веранда 315639 руб., земельный участок 1284825 руб., гараж 434149 руб., баня 153634 руб., уборная 10439 руб., забор 305248 руб.

Согласно Отчету № ... от 04.03.2022 года ООО «********» на дату оценки 28.02.2022 года рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: .........., с учетом наложенного ограничения: «Постановлением правительства РФ от 20.11.2000 года №878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей», реестровый номер границы: № ..., составляет 1 рубль.

Со стороны истца суду апелляционной инстанции доводов о несогласии с размером ущерба, определенным экспертным заключением, требующих дополнительной проверки суда либо подвергающих сомнению правильность размера ущерба, не заявлено. Оценочная экспертиза была назначена на основании ходатайства самого истца, не согласившегося с предыдущими экспертными заключениями. Убытки ответчиков в указанном размере находятся в причинно следственной связи с бездействием истца.

Судебная коллегия считает правильным исключить из резолютивной части решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2022 года выражение «…и привести в соответствие согласно установленным требованиям в пределах допустимых 150 метров от оси газопровода на указанном земельном участке», поскольку решение в этой части противоречит решению суда о сносе этих построек. Более того в суде апелляционной инстанции ответчики пояснили, что постройки каменные, потому их восстановление в первоначальном виде технически невозможно. Истцос опровергающих эти доводы доказательств суду не представлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2022 года по данному делу отменить в части предварительной денежной компенсации расходов, связанных с сносом жилого дома с хозяйственными постройками за счет казны за счет казны органа местного самоуправления в лице городского округа «Город Якутск».

В указанной части принять новое решение, которым предварительную денежную компенсацию расходов в размере на сумму 7 004300 (семь миллионов четыре тысячи триста) рублей, связанных с сносом дома с хозяйственными постройками, расположенных на земельном участке с кадастровым № ... по адресу .......... возложить на АО «Сахатранснефтегаз».

Исключить из резолютивной части решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2022 года выражение «…и привести в соответствие согласно установленным требованиям в пределах допустимых 150 метров от оси газопровода на указанном земельном участке».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-3/2023 (33-1820/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
АО Сахатранснефтегаз
Ответчики
Афанасьева Екатерина Владимировна
Афанасьев Артем Петрович
ОА г. Якутска
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)
Другие
Ленское управление Ростехнадзора
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
12.05.2022Передача дела судье
30.05.2022Судебное заседание
22.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Судебное заседание
17.11.2022Производство по делу возобновлено
21.11.2022Судебное заседание
17.03.2023Производство по делу возобновлено
20.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2023Передано в экспедицию
20.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее