Решение по делу № 2-149/2018 от 27.02.2018

Дело №2-149/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли                                                     23 апреля 2018 года

                                                    

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Сенотрусовой Т.Ю.,

при секретаре В.В. Вороновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмыковой Г.Р. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Байкальская средняя общеобразовательная школа» и Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском о взыскании недоначисленной заработной платы, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Истец работает в МБОУ «Байкальская СОШ» в должности <данные изъяты>.

Согласно расчетным листкам её заработная плата состоит из оклада, компенсационных выплат за работу в особых условиях труда и доплаты, а также районного коэффициента и «северного» коэффициента.

В связи с тем, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБОУ «Байкальская СОШ» неправомерно рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, сумма недоначисленной и невыплаченной работнику заработной платы за период с 09 сентября 2017 года по 24 октября 2017 года составила 9 739,95 рублей.

Просит суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 9 739,95 рублей. Кроме того, истец просит обязать работодателя начислять заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленном МРОТ.

В судебное заседание истец не явилась, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом уведомлена, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.____).

В судебное заседание ответчик - МБОУ «Байкальская СОШ» не направила своего представителя, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, в заявлении указав на признание исковых требований (л.д.___).

Ответчик - Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав на несогласие с исковыми требованиями истца, в связи с тем, что является ненадлежащим ответчиком (л.д.____).

Соответчик - Администрация муниципального района «Тунгокоченский район», привлечённая к участию в деле определением суда от 05 марта 2018 года, в судебное заседание своего представителя не направила, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, указав на несогласие с исковыми требованиями истца, в связи с тем, что является ненадлежащим ответчиком (л.д.____).

Исследовав и оценив имеющиеся материалы дела, суд находит, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что истец работает в МБОУ «Байкальская СОШ» в должности <данные изъяты> (л.д.9,10-12,15).

Из трудового договора (л.д.10-12) и расчётных листов (л.д.13) видно, что на должностной оклад начисляются надбавки, в том числе 50% районный коэффициент, 50% северная надбавка.

С учетом названных выплат, заработная плата истца составляет минимальный размер оплаты труда и подтверждает доводы о том, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в МБОУ «Байкальская СОШ» рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029", Тунгокоченский район Забайкальского края приравнен к районам Крайнего Севера.

Федеральным законом от 20 мая 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом №460-ФЗ от 19.12.2016 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2017 года составляет 7 800 рублей.

При этом в соответствии с положениями статьей 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодексаРоссийской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников.

Из изложенного следует что, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Таким образом, судом установлено, что районный коэффициент и «северная» надбавка, у ответчика рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, то есть в спорный период размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, без учета районного коэффициента и процентных надбавок, в связи с работой истца в экстремальных природно-климатических условиях Севера, был ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на всей территории Российской Федерации.

Истцом Шмыковой Г.Р. представлен расчет недоначисленной заработной платы (л.д.14). Суд, проверив представленный расчет, признает его не правильным, не подтвержденным материалами дела и при самостоятельном расчете определяет следующий размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца за период с 09 сентября 2017 года по 24 октября 2017 года:

За сентябрь 2017 г.: 15 600 (7800 + 50% районный коэффициент + 50% северная надбавка): 151,2 (рабочие часы согласно производственному календарю) x 114 (фактически отработано часов) = 11 761,90 рублей (должно быть начислено) - 7 219,26 рублей (фактически начислено) = 4 542,64 рублей;

За октябрь 2017 г.: 15 600 (7800 + 50% районный коэффициент + 50% северная надбавка) : 158,4 (рабочие часы согласно производственному календарю) x 120 (фактически отработано часов) = 11 818,18 рублей (должно быть начислено) - 7 599,23 рублей (фактически начислено) = 4218,95 рублей.

Всего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата в размере 8 761,52 рублей (4 542,64 + 4218,95).

Относительно требований истца к Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, суд приходит к следующему выводу.

Общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 3); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5).

Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных данным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено статьей 99 названного Федерального закона.

В соответствии с условиями реализации основной образовательной программы по каждому уровню образования, изложенными в IV разделе Приказов Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, от 17 декабря 2010 г. № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413 и в III разделе Приказа Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы определяются исходя из Федерального государственного образовательного стандарта, санитарно-эпидемиологических нормативов, сложившейся специфики работы в общеобразовательных организациях, а также региональных факторов, определяющих возможности и потребности в кадровом обеспечении.

В силу части 1 статьи 52 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Таким образом, в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается, в том числе оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, за исключением персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.).

При определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы. Следовательно, расходы иных работников обслуживающего персонала учету не подлежат, в связи с чем, оплата их труда должна осуществляться за счет средств местных бюджетов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию МБОУ «Байкальская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты недоначисленной заработной платы истцу в случае их недостаточности у учреждения должная быть возложена на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» за счет средств местного бюджета.

Требования истца о возложении на работодателя в дальнейшем обязанности начислять заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленном МРОТ удовлетворению не подлежат, поскольку, согласно записи №17 Трудовой книжки истец была уволена 24 октября 2017 года по ст. 77 ТК РФ в связи с истечением срока трудового договора, на основании приказа №31-1 от 24.10.20917г. (л.д.15).

Из учредительных документов (л.д.____) видно, что учредителем МБОУ «Байкальская СОШ» является администрация муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края.

Поскольку данные спорные отношения носят характер трудовых правоотношений, суд руководствуясь требованиями трудового законодательства, а именно ст.20 Трудового кодекса РФ, полагает необходимым возложить обязанность на данного ответчика по финансированию недостающих денежных средств МБОУ «Байкальская СОШ» в случае их недостаточности для выплаты истцу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей за удовлетворение материальных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шмыковой Г.Р. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Байкальская средняя общеобразовательная школа» - удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Байкальская средняя общеобразовательная школа» в пользу Шмыковой Г.Р. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 09 сентября 2017 года по 24 октября 2017 года в сумме 8 761 (восемь тысяч семьсот шестьдесят один) рубль 52 копейки.

Возложить на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края обязанность профинансировать денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Байкальская СОШ» истцу Шмыковой Галине Романовне недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 8 761 (восемь тысяч семьсот шестьдесят один) рубль 52 копейки, в случае их недостаточности у ответчика МБОУ «Байкальская СОШ», за счёт средств местного бюджета.

В удовлетворении требований к Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Байкальская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий         Т.Ю. Сенотрусова

2-149/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шмыкова Галина Романовна
Ответчики
Администрация муниципального района "Тунгокоченский район"
МБОУ "Байкальская СОШ"
Министерство образования, науки и молодежной политики
Суд
Тунгокоченский районный суд Забайкальский края
Судья
Сенотрусова Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
tungokocha.cht.sudrf.ru
09.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
23.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее