Решение от 12.01.2022 по делу № 2-242/2022 (2-4187/2021;) от 12.11.2021

Дело № 2-242/2022

24RS0002-01-2021-007571-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2022 года                                                        г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.,

при секретаре Гордеевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орешкиной Л. В. к Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю о взыскании компенсации в связи с сокращением численности штата, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Орешкина Л.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю о взыскании компенсации в связи с сокращением численности штата, компенсации за неиспользованный отпуск, недополученных сумм отпускных, компенсации морального вреда, мотивируя исковые требования тем, что в 2021 году, в связи с реорганизацией инспекции, она получила уведомление о предстоящем сокращении численности штата, а затем, приказом ответчика были уволена с занимаемой должности. Не оспаривая процедуру сокращения численности штата, не оспаривая приказ об увольнении, полагает, что во время прохождения службы ответчик неверно исчислял и выплачивал ей оплату за время отпуска, а также неверно исчислил и выплатил компенсацию за неиспользованный отпуск, неверно рассчитал выходное пособие при увольнении. Так, при расчете сумм компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, оплаты отпуска МИ ФНС №4 по Красноярскому краю, не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за период с 2020 года по март 2021 года. В связи с увольнением ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 136 502 руб. 60 коп., а также выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 17 864 руб. 96 коп. Считает, что выплаченное ей за период работы с 2018 года по март 2021 года материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2019 – 2021 годах, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск. Согласно перерасчету, с учетом сумм денежного стимулирования, полагает, что ей следовало доплатить компенсацию при сокращении в размере 91 374 руб. 17 коп., компенсацию отпуска при увольнении в размере 12 732 руб. 46 коп. В связи с тем, что до увольнения в марте 2021 года ей предоставлен отпуск в количестве 19 дней, при этом недоплата составила 14 229 руб. 89 коп. Также считает, что в соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный ей как работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, подлежит возмещению в денежной форме. Просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию в связи с сокращением численности штата в размере 91 374 руб. 17 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 12 732 руб. 46 коп., недополученную сумму отпускных в сумме 14 229 руб. 89 коп., а также компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей( л.д. 3-6).

В судебное заседание истец Орешкина Л.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела( л.д. 64), не явилась, просила дело рассмотреть без её участия( л.д. 67).

Представитель ответчика МИФНС №4 по Красноярскому краю, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 68), в судебное заседание не явился. Начальником инспекции направлены письменные возражения на исковое заявление, в котором последняя возражала против заявленных требований, указав, что расчет сумм компенсаций при увольнении в размере четырехмесячного содержания госслужащего и компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск произведен работодателем без учета выплаченных сумм материального стимулирования в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, полагала, что факт причинения физических или нравственных страданий и размер заявленной компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. истцом документально не подтвержден и не обоснован, как не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями работодателя и перенесенными истцом переживаниями. В этой связи считала, что требования о взыскании с налогового органа компенсации морального вреда заявлено истцом необоснованно (л.д. 19-23).

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно ч. 1, 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Частью 5 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 до 15 лет – 20%, свыше 15 лет – 30%, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п.8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 24.06.2009 истец Орешкина Л.В. была принята на работу в МИ ФНС № 4 по Красноярскому краю на должность <данные изъяты> на условиях срочного служебного контракта (л.д. 35), 24 июня 2009 года с Орешкиной Л.В. был заключен служебный контракт на период отсутствия основного работника. В соответствии с соглашением об изменении условий служебного контракта от 01 декабря 2009 года, служебный контракт заключен на неопределенный срок (л.д. 36-41, 42-43).

Приказом лс от 21 мая 2010 года Орешкина Л.В. назначена на должность <данные изъяты> с 01 июня 2020 года, с указанного времени с нею неоднократно заключались соглашения об изменений условий служебного контракта (л.д. 21-59).

Дополнительным соглашением к служебному контракту от 24.06.2009 от 01.10.2020 года, гражданскому служащему Орешкиной Л.В. было установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной    гражданской службы РФ в размере 5075 рублей, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1694 рубля в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 20%; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 75 % этого оклада и иных надбавок( л.д. 59).

Приказом от 31.03.2021 служебный контракт от 24.06.2009 с Орешкиной Л.В.    расторгнут,    истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации с 05 апреля 2021 года (л.д. 61). При увольнении ей выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 17 дней – 17864 руб. 28 коп., выплачена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания – 136 502 руб. 60 коп.

В период службы в период 2020-2021 Орешкиной Л.В. выплачивались средства материального стимулирования, что подтверждается представленными ответчиком расчетными листками( л.д. 31- 34).

Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что согласно приведенным нормативным положениям, указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд полагает, что выплаченное истцам в соответствии с названными выше приказами ФНС России по Красноярскому краю материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты компенсации при увольнении, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Истец, не согласившись с указанными выплатами, представила расчет, в соответствии с которыми ей    по изложенным в иске основаниям: компенсация при сокращении за 4 месяца в размере 91 374 руб. 17 коп., расчет недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск (17 дней) в размере 12 732 руб. 46 коп., а также недоначисленные отпускные в размере 14 229 руб. 89 коп. ( л.д. 8).

Ответчиком в материалы дела представлены контррасчеты, согласно которым суммы, подлежащие выплате, составили: недоначисленные отпускные за период с 15 марта 2021 года по 02 апреля 2021 года (19 дней) в размере 17 410 рублей 22 коп., компенсация за неиспользованный отпуск 17 дней - 12 340 руб. 13 коп., компенсация при сокращении за 4 месяца 85 075 руб. 26 коп., а всего 114 825 руб. 61 коп. (л.д. 24);

Ответчиком заявлено о пропуске истцами срока исковой давности в части требований о взыскании недоначисленных отпускных с октября 2018 года в соответствии со ст.392 ТК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Между тем, Орешкиной Л.В. заявлены требования о взыскании недополученной суммы отпускных за 19 дней отпуска, предоставленного ей с 15 марта 2021 года по 02 апреля 2021 года, то есть в пределах срока, установленного ч. 2 ст. 392 ТК РФ (с учетом подачи иска 09.11.2021 года).

Проверяя представленный истцом расчет недоплаченных денежных сумм, суд исходит из представленных в материалы дела расчетных листков истца и справок о доходах физического лица, в соответствии с которыми, истцу были выплачены средства материального стимулирования.

Часть расчетов спорных сумм выполнены истцом с неверным применением методики расчета, на что указано ответчиком, рассчитанная ответчиком сумма компенсации за неиспользованный отпуск, превышает размер суммы, заявленный истцом. При этом, учитывая представленный ответчиком контррасчет спорных сумм, который Орешкиной Л.В. не оспаривался, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, с учетом размера сумм, указанных в контррасчете ответчика (л.д. 24).

При таких обстоятельствах, суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца Орешкиной Л.В. недоначисленную компенсацию при сокращении за четыре месяца в размере 85 075 руб. 26 коп., недоначисленную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении за 17 дней в размере 12 340 руб. 13 коп., недополученную сумму отпускных в размере 17410 руб. 22 коп., а всего 114 825 руб. 62 коп.

В силу ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Судом установлено нарушение трудовых прав истцов при начислении отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, в связи с чем, в пользу Орешкиной Л.В. подлежит взысканию компенсация морального вреда исходя из требований разумности и справедливости в сумме 3 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 4 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 85 075 ░░░. 26 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 340 ░░░. 13 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17410 ░░░. 22 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 3 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 117 825 (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 62 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░       ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2022 ░░░░.

2-242/2022 (2-4187/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Орешкина Людмила Васильевна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 4 по Красноярскому краю
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Корявина Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
achinsk.krk.sudrf.ru
12.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2021Передача материалов судье
18.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2021Подготовка дела (собеседование)
10.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2022Судебное заседание
19.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее