САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-14667/2018 |
Судья: Тарасова О.С. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего |
Головкиной Л.А. |
судей |
Ивановой Ю.В., Чуфистова И.В. |
при секретаре |
Чернышове А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 августа 2018 года апелляционную жалобу Григорьева А. А. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2018 года по административному делу № 2а-1024/2018 по административному иску Григорьева А. А. к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, возложении обязанности по постановке на учёт.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., выслушав объяснения административного истца Григорьева А.А., представителя администрации Петроградского района Санкт-Петербурга – Абельдиновой О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Григорьев А.А. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором, с учётом уточнений в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать незаконным решение администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 17 октября 2017 года об отказе во включении в учетное дело истца Григорьевой О.В.
В порядке защиты нарушенного права просил обязать административного ответчика включить супругу истца Григорьеву О.В. в учетное дело граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обратился в администрацию района с заявлением о включении своей супруги Григорьевой О.В. в его учетное дело, граждан признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку административный истец состоит на учете с 13 марта 1980 года; его супруга проживает в Санкт-Петербурге более десяти лет; ни истец, ни члены его семьи не являются собственниками и нанимателями жилых помещений. Также административный истец указал, что его семья является малоимущей, а жилое помещение, в котором семья истца проживает на основании устного разрешения собственника, признанно непригодным к проживанию.
Оспариваемым решением, администрация района отказала Григорьеву А.А. во включении супруги в учетное дело, в связи с превышением установленного законодательством Санкт-Петербурга уровня обеспеченности каждого члена семьи истца.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит состоявшееся решение суда по делу отменить и вынести новое об удовлетворении заявленных требований.
Административный истец Григорьев А.А. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика администрации Петроградского района Санкт-Петербурга – Абельдинова О.В. в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо Григорьева О.В. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом по телефону, указанному в административном иске, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Григорьевой О.В.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административный истец, его супруга Григорьева О.В., а также их несовершеннолетние дети Григорьева В.А. и Григорьева Е.А., зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Общая площадь жилого помещения составляет <...> кв.м., собственником указанной квартиры является мать административного истца Григорьева И.С., на основании договора дарения от <дата> (л.д.9-10).
Согласно справке жилищного отдела администрации Петроградского района Санкт-Петербурга Григорьев А.А. состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма с <дата> с двумя семьями, состоящими из шести человек. Первая семья: административный истец и его дочери Григорьева В.А., Григорьева Е.А. Вторая семья: Григорьев А.А. (брат истца), Григорьева К.С. (невестка) и Григорьева А.А. (племянница). Учетное дело №... (л.д.8).
28 сентября 2017 года административный истец направил в администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга заявление на включение своей супруги Григорьевой О.В. в учетное дело №... граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Уведомлением от 17 октября 2017 года Григорьеву А.А. отказано во включении супруги в учетное дело №..., на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что жилищная обеспеченность каждого члена семьи истца составляет 10,03 кв.м. (л.д.7).
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 указанной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Часть 4 статьи 50 указанного Кодекса определяет понятие учётной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведённого положения закона, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от 23 октября 2014 года № 2329-О, указал, что в соответствии со статьёй 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Оспариваемая норма, рассматриваемая в системной связи с иными законоположениями, регламентирующими жилищные гарантии, призвана также обеспечить реализацию принципа бесплатного предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закреплённым в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Жилые помещения на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.
Положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закреплённого в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (далее Закон Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге») при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Под общей площадью жилья в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается выраженный в квадратных метрах и определяемый в соответствии с действующими нормами и правилами размер общей площади квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома.
Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или(и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.
Общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.
Положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относят к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного собственника.
При этом действующим законодательством, в частности положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» установлен определённый порядок по постановке граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям.
Как установлено статьей 3 Закона № 407-65 «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах (Часть 1).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Разрешая спор и приходя к выводу о законности отказа жилищной комиссии администрации района, суд первой инстанции учел, что каждый член семьи истца обеспечен площадью жилого помещения более учетной нормы.
Расчет суда первой инстанции, согласно которому обеспеченность истца площадью жилого помещения составляет 10,03 кв.м. (40,1/4), судебной коллегией проверен и признан правильным, следовательно, вывод суда об отсутствии нарушений прав административного истца является законным и обоснованным, поскольку согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Порядок признания помещения непригодным для проживания определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Довод апелляционной жалобы о том, что семья истца проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, которое является непригодным для проживания не может служить основанием для отмены постановленного судом решения, поскольку доказательств, подтверждающих признание указанного жилого помещения не пригодным для проживания в материалах дела не имеется, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Судебная коллегия не может принять в качестве доказательства непригодности жилого помещения для проживания акт №... от <дата> осмотра квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, из которого следует, что «комнаты квартиры имеют дефекты (заглубление) и непригодны к проживанию», поскольку, как не оспаривалось истцом в суде апелляционной инстанции, решения МВК о признании квартиры непригодной для проживания в установленном законом порядке не принималось, истец с такими требованиями не обращался.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу статьи 2 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге. Размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина определяется в соответствии с Методикой согласно приложению 1 к настоящему Закону Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 1.2 названной Методики ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, и ежемесячный доход одиноко проживающего гражданина определяется на основании сведений о составе семьи и сведений о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - расчетный период), указанных в заявлении о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, рассчитывается путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число двенадцать и на число членов семьи (пункт 1.3).
Поскольку административный истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением свыше установленной учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, жилое помещение в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось, доход членов семьи для решения вопроса о включении Григорьевой О.В. в учетное дело правового значения не имеет.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда в удовлетворении ходатайств о вызове и допросе свидетелей, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку в силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации именно суд, а не сторона по делу, определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. По правилам статьи 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение ходатайства стороны является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем, не согласие с результатами рассмотрения судом первой инстанции заявленного ходатайства, само по себе, применительно к обстоятельствам данного дела, не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права и не влечет отмену решения суда.
Остальные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы административного иска, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются Судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учётом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа администрации Петроградского района Санкт-Петербурга.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Григорьева А. А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: