Дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2018 года г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Лемякиной В.М.
При секретаре Колесник Д.Г.
С участием истца – Шульца А.А.
Представителя ответчика – Соколан Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шульца А. А.овича к ГУ МСЧ России по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности
у с т а н о в и л :
Истец обратился с настоящим иском в обоснование указав, что как лицо, проходящее службу в подразделении МЧС России в должности помощника начальника караула 28-ой пожарно-спасательной части ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» с выслугой лет по состоянию на 20.09.2017 14 лет и 2 месяца 22 дня, вправе претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В связи с этим истец обратился в ГУ МЧС России по Волгоградской области с заявлением о постановке на учет составом семьи 3-х человека для получения единовременной социальной выплата для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2012г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Волгоградской области от 12.12.2017 ему отказано в принятии семьи на учет по причине намеренного ухудшения жилищных условий. Основанием послужило наличие у истца постоянной регистрации у родителей и снятие с регистрационного учета 28.10.2016 по адресу: .... Копия выписки из протокола заседания комиссии ГУ МЧС России по Волгоградской области от 12.12.2017 за №..., вручена истцу 15.12.2017.
Истец с данным решением не согласен, поскольку на территории Российской Федерации ни у него, ни членов его семьи в собственности, либо в пользовании по договору социального найма жилой площади (помещений) не имеется. Кроме того, по месту прежней регистрации он фактически не проживал, поскольку членом семьи собственника квартиры – своей матери длительное время не является. С регистрационного учета снять по требованию собственника в связи с продажей квартиры. Данные обстоятельства не свидетельствуют о намеренном ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
ГУ МЧС России по Волгоградской области ошибочно оценило факт обеспеченности его семьи общей площадью жилых помещений. С 01.03.2015 и по настоящее время на основании договора найма жилой площади проживает с семьей по адресу: ....
В связи с этим истец просит признать незаконным отказ жилищной комиссии ГУ МЧС России по Волгоградской области от 12.12.2017 года №... в постановке истца составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать ответчика поставить истца составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с момента принятия оспариваемого акта, т.е. с 12.12.2017.
В ходе судебного заседания истец поддержал заявленные требования, пояснил, что квартира, в которой он ранее был зарегистрирован принадлежала его матери. По требованию матери он снялся с регистрационного учета в связи с продажей квартиры. У него не было законных оснований отказаться от снятия с регистрационного учета, поскольку собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Истец членом семьи своей матери не являлся, поскольку проживает отдельно длительное время. Квартира действительно была продана. На настоящее время истец временно зарегистрирован у своего знакомого.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку истец добровольно ухудшил свои жилищные условия. По месту регистрации обеспеченность жилой площадью имелась.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", как следует из содержания статей 1, 4, закрепляет как право сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 закона).
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, - сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В ходе судебного разбирательства установлено, что сотрудник подразделении МЧС России - помощник начальника караула 28-ой пожарно-спасательной части ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» Шульц А.А. имеющий выслугу лет по состоянию на 20.09.2017 - 14 лет 2 месяца 22 дня, обратился с соответствующим заявлением в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Волгоградской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. № 369 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Представляются, в том числе, копии документов членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником), выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
12.12.2017 жилищной комиссией Главного управления рассмотрено заявление и документы сотрудника Шульца Алексея Александровича о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты и принято решение, утвержденное начальником ГУ МЧС России по Волгоградской области 15.12.2017.
Как следует из содержания решения, Комиссией установлен состав семьи Шульц А.А, - 3 человека (он, жена - Шульц (Орлова) Е. В., дочь - Шульц В. А. ДД.ММ.ГГГГ
При этом комиссией установлено, что в период с 23.06.2012 по 28.10.2016 Шульц А.А. был постоянно зарегистрирован и проживал в трехкомнатной квартире общей площадью 60,4 кв.м., расположенной по адресу: Волгоградская область, ..., как член семьи собственника жилого помещения. Данное жилое помещение принадлежало на праве собственности матери сотрудника - Шульц Н. П.. Также в указанный период времени в данной квартире были зарегистрированы и проживали: брат сотрудника - Шульц А. А.ич, племянник сотрудника - Шульц Д. А..
Супруга сотрудника - Шульц (Орлова) Е. В. с 08.05.2007 по 28.10.2016 была постоянно зарегистрирована и проживала в жилых помещениях общей площадью 34,4 кв.м., расположенных по адресу: ..., как член семьи собственника жилых помещений. Жилые помещения принадлежат на праве собственности матери супруги сотрудника - Орловой С. П., которая также зарегистрирована и проживает в данных жилых помещениях.
С 28.10.2016 по 28.10.2021 Шульц А.А. и члены его семьи временно зарегистрированы, но не проживают по адресу: ....
С 01.03.2015 года по настоящее время Шульц А.А. и члены его семьи (дочь - с 25.04.2016) проживают в двухкомнатной квартире общей площадью 62,7 кв.м., расположенной по адресу: ..., на основании договора найма квартиры от 01.03.2015, заключенного с собственником данной квартиры - Афоничкиной Е. В..
Помещения, принадлежащие на праве собственности и занимаемые по договору социального найма, у сотрудника Шульца А.А. и членов его семьи отсутствуют.
Поскольку 28 октября 2016 года Шульц А.А. был снят с регистрационного учета в трехкомнатной квартире общей площадью 60,4 кв.м., расположенной по адресу: ..., в которой он проживал с 23.06.2012 как член семьи собственника жилого помещения и был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв.м. - по 15,1 кв.м. (60,4 / 4 человека), т.е. выше учетной нормы, жилищная комиссия ГУ МЧС России по Волгоградской области признала данный факт намеренным ухудшением жилищных условий сотрудником.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Главного управления от 12 декабря 2017 г. № 13 комиссия приняла решение отказать Шульц А. А.овичу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета с составом семьи 3 человека, в связи с тем, что представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки его на учет, т.к. на момент принятия решения о постановке на учет не истек 5 летний срок со дня совершения сотрудником действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
С учетом исследованных доказательств суд приходит к выводу о законности принятого ответчиком 12.12.2017 решения об отказе в постановке истца составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ, - к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Истец указывает, что он никогда не проживал в квартире матери по адресу ..., а по договору найма с 1 марта 2015 года проживал с семьей по адресу: ... Однако, какие-либо доказательства свидетельствующие о том, что в период с июня 2012 по март 2015 истец не проживал по месту регистрации в жилищную комиссию, а также суду предоставлены не были.
Учитывая данные обстоятельства, а также тот факт, что собственник квартиры доводится истцу родственником, а именно матерью, свидетельствует о том, что 23.06.2012 истец был зарегистрирован по указанному адресу как член семьи собственника.
Согласно ст. 2 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 03.04.2017) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", - регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В силу приведенной нормы права, регистрация гражданина по месту жительства предполагает постоянное или преимущественное проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации по указанному адресу.
Предоставленные истцом в жилищную комиссию документы свидетельствуют о том, что он как член семьи собственника в период с июня 2012 года по октябрь 2016 года был зарегистрирован и проживал в квартире принадлежащей его матери и был обеспечен учетной жилой нормой.
В судебном порядке истец утратившим право пользования жилым помещением не признавался. Снят с регистрационного учета добровольно. В качестве доказательства своих доводов истец предоставил копию договора купли-продажи квартиры по адресу: ... от 29.03.2017. Согласно пояснениям истца на вырученные от продажи денежные средства приобретено две однокомнатные квартиры для его матери и для брата, который ранее с ребенком также был зарегистрирован в указанной квартире. Поскольку ранее истец был зарегистрирован в квартире как член семьи собственника, доказательств наличия препятствий к регистрации по новому адресу не предоставлено.
При таких обстоятельствах, жилищная комиссия пришла к обоснованному выводу о наличии оснований к отказу в принятии на учет на основании п. 8 ч. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
При этом суд считает ошибочным довод истца об отсутствии обеспеченности его семьи общей площадью жилых помещений на период регистрации по адресу ....
Для расчета нормы обеспеченности при рассмотрении вопроса о принятии на учет применяется п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, согласно которому единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник, в том числе, являтся членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Как следует из представленных документов общая площадь квартиры по адресу ... составляла 60,4 кв.м., по указанному адресу было зарегистрировано 4 человека. Следовательно, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла по 15,1 кв.м. (60,4 /4 человека), т.е. выше учетной нормы.
Обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Следовательно, решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Волгоградской области об отказе Шульц А. А.овичу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета с составом семьи 3 человека является законным, поскольку право на постановку на учет по состоянию на 12.12.2017 у истца отсутствовало.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░.░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.12.2017 №... ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17.04.2018.
░░░░░ ... ░.░.░░░░░░░░