Дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2020 г. Советский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Рубинской О.С.
при секретаре Марушиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дудукина Ильи Николаевича к Приволжскому таможенному управлению о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, признании недействительной записи о применении дисциплинарного взыскания, обязании выплатить ежеквартальные премии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав в обоснование заявленных требований, что он является должностным лицом Приволжского таможенного управления с (дата) и в настоящее время проходит службу в должности главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов Приволжского таможенного управления.
Приказом от (дата) №... истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания в соответствии с п.1 ст.59.1. Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2003 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - не уведомление представителя нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов.
Истец считает, что дисциплинарное взыскание было применено к нему неправомерно по следующим основаниям.
Приволжским таможенным управлением был издан приказ от (дата) №... о проведении в отношении истца служебной проверки на предмет соблюдения требований к служебному поведению, которая была проведена в период с (дата) по (дата).
(дата) было проведено заседание постоянно действующей комиссии Приволжского таможенного управления по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, результатом чего явился Протокол №..., с которым истец не был ознакомлен.
В соответствии с п. 33. Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного указом Президента РФ от (дата) №..., копии протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня заседания направляются руководителю государственного органа, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.
На основании данного Протокола был издан Приказ Приволжского таможенного управления от (дата) №... в соответствии, с которым истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в связи с тем, что не уведомил своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта в соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Согласно положениям ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Во исполнение указанного положения Федерального закона, ФТС России был издан Приказ от (дата) №... «Об организации работы при поступлении от федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах уведомлений представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу».
Истцом (дата) на имя Начальника Приволжского таможенного управления было письменно направлено соответствующее Уведомление по форме, приведенной в Приложений №... Приказу ФТС России от (дата) №..., в котором истец уведомил представителя нанимателя о своем намерении проводить на базе ООО «Региональный таможенный представитель» информационно - семинарские занятия по подготовке новых участников ВЭД и повышению квалификации таможенных представителей.
Также истец уведомил об отсутствии конфликта интересов и обязался соблюдать положения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
После этого, между истцом и ООО «Региональный таможенный представитель» был заключен договор от (дата) № №..., который был исполнен обеими сторонами в полном объеме, о чем свидетельствовали соответствующие Акты и расходные кассовые ордера.
За весь период осуществления истцом педагогической деятельности на базе ООО «Региональный таможенный представитель» истец не принимал управленческих решений (заключений) в порядке ведомственного контроля и по жалобам ООО «Региональный таможенный представитель». В (дата) истец участвовал в осуществлении государственной услуги по выдаче предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, в том числе и по заявлению ООО «Региональный таможенный представитель». При этом, никаких решений в отношении ООО «Региональный таможенный представитель» истец не подписывал, документов связанных с деятельностью ООО «Региональный таможенный представитель» не проверял.
Истец полагает, что в период с (дата) по (дата) в своей служебной деятельности в качестве государственного служащего и должностного лица Приволжского таможенного управления он не реализовывал функций управления в отношении ООО «Региональный таможенный представитель» в связи с их отсутствием.
При этом, на истца наложено дисциплинарное наказание в связи с возможностью участия в реализации функций управления в отношении представителей участников внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с положениями ч.2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, лицо, указанное в ч. 2 ст. 11 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Положения ч.2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ предписывают государственному служащему направлять письменное уведомление представителю нанимателя и ставить в известность своего непосредственного руководителя только в случае уже возникшего конфликта интересов или в случае возможности его возникновения при условии, что государственному служащему стало известно об этом.
Согласно ст.59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
В соответствии с ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершений гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 3 статьи 59.3 названного Федерального закона).
В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.
(дата) истцом было подано Уведомление представителю нанимателя о том, что он намерен проводить на базе ООО «Региональный таможенный представитель» информационно-семинарские занятия, соответственно, с этого момента работодатель получил информацию о нарушении истцом антикоррупционного законодательства в части конфликта интересов или возможного его возникновения.
(дата) был издан Приказ Приволжского таможенного управления о применении к истцу дисциплинарного наказания, при этом в основу положено решение комиссии от (дата), с которым истец не был ознакомлен в нарушение п. 33. Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.
С момента, когда работодателю стало известно о выполнении истцом оплачиваемой работы и до момента вынесения приказа о применении к нему взыскания прошло 20 месяцев.
В связи с тем, что на истца наложено дисциплинарное взыскание, он лишен права на получение дополнительных выплат в виде ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных и единовременных премий, предусмотренных Приказом ФТС РФ от 30.10.2006 № 1058 «Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации», Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФТС России.
Основанием для лишения истца всех премий и поощрительных выплат начиная с (дата) послужило наличие неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного Приказом Приволжского таможенного управления от (дата) №...
Истец просит суд:
1. Признать незаконным и отменить Приказ Приволжского таможенного управления от (дата) №... «О наложении взыскания на И.Н. Дудукина» как противоречащим требованиям законодательства и принятым за пределами срока применения взыскания и с нарушением процедуры ознакомления государственного служащего с решением комиссии, на котором был основан приказ.
2. Признать недействительной запись о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания в личном деле И.Н. Дудукина.
3. Обязать Приволжское таможенное управление выплатить И.Н. Дудукину ежеквартальные премии по итогам работы в (дата) и (дата)
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец указал, что (дата) им на имя Начальника Приволжского таможенного управления было письменно направлено соответствующее Уведомление, в котором истец уведомил представителя нанимателя о своем намерении проводить на базе ООО «Региональный таможенный представитель» информационно - семинарские занятия по подготовке новых участников ВЭД и повышению квалификации таможенных представителей. Также истец уведомил об отсутствии конфликта интересов и обязался соблюдать положения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
По мнению ответчика, Дудукин И.Н., рассматривая заявление ООО «Региональный таможенный представитель» от (дата) о выдаче предварительного решения, не принял меры, направленные на урегулирование конфликта интересов. Личная заинтересованность могла негативно влиять на исполнение должностных обязанностей.
Данный вывод, как полагает истец, нарушает его права, противоречит требованиям законодательства и здравому смыслу в связи с тем, что на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (Комиссия) вопрос о возможности возникновения у истца конфликта интересов заблаговременно не рассматривался.
Степень личной заинтересованности является оценочной категорией.
Оценка фактических обстоятельств для квалификации их в качестве наличия личной заинтересованности отнесена в соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от (дата) №..., к компетенции комиссии по соблюдении требований к служебному поведению должностных лиц таможенных органов и осуществляется при рассмотрении комиссии соответствующего уведомления должностного лица.
Таким образом, подписывая согласие на уведомление истца об осуществлении преподавательской деятельности (без проведения заседания Комиссии), руководство Приволжского таможенного управления согласилось, что данная преподавательская деятельность не повлечет личной заинтересованности и конфликта интересов.
Данная позиция подтверждается письмами Приволжской транспортной прокуратуры от (дата) №... и от (дата) №.... Так, в соответствии с письмом Приволжской транспортной прокуратуры от (дата) №... сотрудники Приволжского таможенного управления (в том числе, и истец) подавали уведомления руководству Приволжского таможенного управления, которое должно было дать надлежащую оценку их деятельности в ООО «Региональный таможенный представитель» в части возникновения конфликта интересов.
Истец полагает, что руководство Приволжского таможенного управления, разрешая ему осуществлять преподавательскую деятельность в ООО «Региональный таможенный представитель», дало оценку об отсутствии личной заинтересованности со стороны Дудукина И.Н..
С учетом данного факта, руководство Приволжского таможенного управления, расписывая истцу заявление ООО «Региональный таможенный представитель» от (дата) о выдаче предварительного решения, исходило из того, что личная заинтересованность у И.Н. Дудукина отсутствовала.
Истец полагает, что, рассматривая заявление ООО «Региональный таможенный представитель», не имел личной заинтересованности, в связи с чем у него отсутствовала обязанность уведомления в письменной форме своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона 273-ФЗ.
Приволжским таможенным управлением был издан приказ от (дата) №... о проведении в отношении истца служебной проверки на предмет соблюдения требований к служебному поведению, которая была проведена в период с (дата) по (дата).
(дата) было проведено заседание комиссии Приволжского таможенного управления по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, результатом чего явился Протокол №..., с которым истец не был ознакомлен.
В соответствии с п. 33 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного указом Президента РФ от (дата) №..., копии протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня заседания направляются руководителю государственного органа, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему.
Копии протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня заседания истцу направлены не были.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец просит суд: 1. Признать незаконным и отменить Приказ Приволжского таможенного управления от (дата) №... «О наложении взыскания на И.Н. Дудукина» как противоречащим требованиям законодательства и с нарушением процедуры ознакомления государственного служащего с решением комиссии, на котором был основан приказ.
2. Обязать Приволжское таможенное управление выплатить И.Н. Дудукину ежеквартальные премии в размере 125 тысяч рублей по итогам работы в (дата) (единовременное поощрение в виде материального стимулирования за (дата) а также единовременное поощрение за существенный вклад в результаты деятельности таможенных органов и добросовестное выполнение служебных обязанностей, предусмотренное в соответствии с Приказом ФТС России от (дата) №... за (дата)
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Евсеев М.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал представленные в материалы дела письменные возражения.
Представители третьего лица Транспортной прокуратуры Нижегородской области Бочкова О.Н. и Громов К.А. в судебном заседании возражали против заявленного иска, полагали, что дисциплинарное взыскание было наложено на истца правомерно.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ - Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).
В силу ст. 13 вышеуказанного закона - Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 15 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - 1. Гражданский служащий обязан, в том числе соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В соответствии со ст. 19 вышеуказанного закона - Для целей настоящего Федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона используется понятие "личная заинтересованность", установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).
Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.
Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В силу ст. 11 вышеуказанного закона - 1. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии (ст. 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ).
Статьей 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, согласно которому взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.
Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Судом установлено, что с (дата) по настоящее время истец проходит службу в должности главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов Приволжского таможенного управления.
(дата) ответчиком получено представление Приволжской транспортной прокуратуры от (дата) №... «Об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции», в котором содержится требование об увольнении перечисленных должностных лиц, в том числе Дудукина И.Н. в связи с совершением им коррупционного правонарушения, выразившееся в непринятии мер по предотвращению конфликта интересов.
Приказом И.о. начальника управления №... от (дата) на основании докладной записки отдела инспектирования и профилактики правонарушений кадровой службы от (дата) и представления Приволжской транспортной прокуратуры от (дата), была назначена проверка соблюдения главным государственным таможенным инспектором отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов Приволжского таможенного управления И.Н. Дудукиным требований к служебному поведению, срок проведения проверки с (дата) по (дата).
Уведомление от (дата) о проведении проверки вручено истцу (дата).
В ходе проверки было установлено, что в соответствии с Актом подтверждения окончания работ от (дата) по договору № №... от (дата) Дудукиным И.Н. были проведены занятия в ООО «Региональный таможенный представитель» в количестве 8 академических часов. Сумма оплаты составляет 3 218 рублей 40 коп. Согласно платежному поручению №... от (дата) ООО «Региональный таможенный представитель» перечислил Дудукину И.Н. денежную сумму в размере 2 800 рублей 40 коп., что соответствует акту подтверждения окончания работ от (дата) по договору № №... от (дата) с учетом вычета подоходного налога.
Также в соответствии с Актами подтверждения окончания работ от (дата), от (дата), от (дата) по договору № №... от (дата) Д.И.Г. были проведены занятия в ООО «Региональный таможенный представитель» в количестве 16 академических часов. Сумма оплаты составляет 1 609 рублей 20 коп., 3 218 рублей 40 коп., 1 609 рублей 20 коп. Согласно платежным поручениям №... от (дата), №... от (дата), №... от 1(дата) ООО «Региональный таможенный представитель» перечислил Дудукину И.Н. денежные суммы в размере 1 400 руб. 20 коп., 2 799 рублей 40 коп, 1 400 рублей 20 коп., что соответствует актам подтверждения окончания работ по договору № №... от (дата) с учетом вычета подоходного налога.
В соответствии с Положением об отделе товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов Приволжского таможенного управления (далее - ОТНиПТ ПТУ), утвержденным приказом от (дата) №... «Об утверждении Положения об отделе товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов Приволжского таможенного управления», а также в соответствии с пунктом 9.3 должностного регламента главного государственного таможенного инспектора ОТНиПТ ПТУ, утвержденного начальником управления (дата) №..., Дудукин И.Н. обладает следующими полномочиями, влияющими на деятельность ООО «Региональный таможенный представитель»:
- предоставление государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по Единой Товарной номенклатуре внешней экономической деятельности Евразийского экономического союза в соответствии с порядком, установленным соответствующим Административным регламентом Федеральной таможенной службы и уполномоченных ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза,утвержденного приказом ФТС России от (дата) №...;
- проведение анализа совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств международной перевозки, таможенные операции, в отношении которых совершаются в регионе деятельности Управления, в том числе в разрезе регионов деятельности подчиненных таможенных органов и участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность в регионе деятельности Управления;
- осуществление проведения проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном декларировании, а также после выпуска товаров, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- проверка в порядке ведомственного контроля решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов;
- подготовка проектов решений по результатам ведомственного контроля;
- согласование актов и справок о результатах проверки деятельности подведомственных таможен по вопросам соблюдения таможенного законодательства при осуществлении контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС и определения происхождения товаров.
При исполнении служебных обязанностей у главного государственного таможенного инспектора ОТНиПТ ПТУ Дудукина И.Н. полномочия для самостоятельного принятия управленческих решений отсутствовали.
Вместе с тем, комиссией было установлено, что истец в рамках осуществления государственной услуги по выдаче предварительных решений о классификации товаров подготовил проект предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по заявлению ООО «Региональный таможенный представитель».
ООО «Региональный таможенный представитель» с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» было подано заявление» на выдачу предварительного решения по классификации товара «Линия сгущения».
Истцом было рассмотрено вышеуказанное заявление ООО «Региональный таможенный представитель» от (дата) №... на выдачу предварительного решения о классификации товара, а также документы, приложенные к нему.
В связи с тем, что товар представляет собой оборудование для очистки и сгущения суспензии, представляющей собой смесь воды и целлюлозной массы с концентрацией сухого вещества в массе 1,4%, истцом был подготовлен проект предварительного решения от (дата) №... о классификации данного товара в подсубпозиции 8421 29 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Указанное предварительное решение о классификации данного товара в подсубпозиции 8421 29 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС в суде не обжаловано, его действие не прекращено и оно является правомерным.
Из материалов дела следует, что истцом на имя начальника Управления по форме, предусмотренной Приложением №... к приказу ФТС России №..., подано два уведомления о намерении выполнять иную оплачиваемую, а именно проведение информационно-семинарских занятий для подготовки новых участников ВЭД и повышения квалификации таможенных представителей в зоне деятельности Управления на базе ООО «Региональный таможенный представитель» от (дата) и от (дата) по (дата)
В данных уведомлениях истец также уведомил об отсутствии конфликта интересов и обязался соблюдать положения Федерального закона от (дата) № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что (дата), (дата), между истцом и ООО «Региональный таможенный представитель» заключены договоры на выполнение информационных семинарских услуг сроком с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) соответственно. Данные договоры являются возмездными. В судебном заседании истец не отрицал получение вознаграждения за оказанные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от (дата) № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Организация работы по уведомлению федеральными государственными гражданскими служащими таможенных органов Российской Федерации о намерении выполнять иную оплачиваемую работу, а также форма такого уведомления, определены положениями Приказа ФТС России от (дата) №... «Об организации работы при поступлении от федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах уведомлений представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу».
Таким образом, степень личной заинтересованности с одной стороны установлена в качестве квалифицирующего признака возникновения конфликта интересов, с другой стороны является оценочной категорией.
Оценка фактических обстоятельств для квалификации их в качестве наличия личной заинтересованности, отнесена в соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от (дата) №..., к компетенции комиссии по соблюдению требований к служебной поведению должностных лиц таможенных органов и осуществляется при рассмотрении комиссией соответствующего уведомления должностного лица либо материалов проверки, представленных в комиссию руководителем государственного органа и свидетельствующих о несоблюдении должностным лицом требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
При этом, в соответствии с частью 3 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается у возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной службе лежит обеспечение исполнения государственными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.
В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.
Приказом ФТС России от 21.03.2016 № 537 утвержден Порядок уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, а также рекомендуемый образец «Уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения».
Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.
Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
Данная обязанность истцом была исполнена своевременно путем подачи уведомлений о проведении информационно-семинарских занятий для подготовки новых участников ВЭД и повышения квалификации таможенных представителей в зоне деятельности Управления на базе ООО «Региональный таможенный представитель» от (дата) и от (дата) по (дата), что не оспаривалось участниками процесса в ходе рассмотрения настоящего дела.
Однако данное уведомление, в соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не может быть расценено судом в качестве уведомления о возможности возникновения конфликта интересов, которое истец обязан был подать работодателю в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, после получения для исполнения заявления ООО «Региональный таможенный представитель» на выдачу предварительного решения по классификации товара.
Указанный вывод суд делает из положения ч. 2 ст. 11 ФЗ-273, согласно которого о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, госслужащий обязан уведомить работодателя как только ему станет об этом известно.
Истцом в отношении ООО «Региональный таможенный представитель» было рассмотрено заявление от (дата) №... на выдачу предварительного решения о классификации товара, т.е. осуществлялось выполнение отдельных функций государственного управления в отношении ООО «Региональный таможенный представитель».
Поскольку истцом обязанность по уведомлению не была исполнена, то комиссией правильно сделан вывод, что Дудукин И.Н. не принял меры, направленные на урегулирования конфликта интересов, в связи с чем он не соблюдает требования к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов.
Данное решение зафиксировано в Протоколе заседания постоянно действующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от (дата) №....
В соответствии с пунктом 28 Положения №..., должностному лицу, назначившему служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад, который может содержать выводы о применении к служащему мер юридической ответственности или об отсутствии оснований для применения к служащему мер юридической ответственности.
О результатах заседания постоянно действующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и конфликта интересов на имя начальника Приволжского таможенного управления А.А.И. кадровой службой Управления направлена Докладная записка от (дата).
Письмом Управления от (дата) №... «О рассмотрении представления прокуратуры» в Приволжскую транспортную прокуратуру направлен результат рассмотрения представления Приволжской транспортной прокуратуры от (дата) №... «Об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции» в котором содержался вывод о том, что нашел своё подтверждение указанный в Представлении факт не соблюдения Дудукиным И.Н. установленных статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» требований по уведомлению своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов связи с их участием в реализации функций Управления, влияющих на деятельность ООО «РТП» в период их нахождения в трудовых отношениях с данным обществом на возмездной основе так и после него.
Приказом Приволжского таможенного управления от (дата) №... «О наложении взыскания на Дудукина И.Н.» истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в связи с тем, что не уведомил своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта в соответствии с положениями ч.2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. в соответствии с которой государственный служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
С данным приказом Дудукин И.Н. был ознакомлен (дата) и копию приказа получил, о чем свидетельствует его подпись.
Довод истца о нарушении срока привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного частью 3 статьи 59.3. Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», суд не может принять во внимание, поскольку взыскания, предусмотренные, в том числе, статьей 59.1 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения.
Информация о совершении Дудукиным И.Н. коррупционного правонарушения поступила в Управление в представлении Приволжской транспортной прокуратуры от (дата) №... «Об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции».
Из материалов дела следует, что периоды нахождения в отпуске истца в (дата): с (дата)-(дата) (приказ ПТУ от (дата) №...), (дата)-(дата) (приказ ПТУ от (дата) №...), с (дата)-(дата) (приказ ПТУ от (дата) №..., приказ ПТУ от (дата) №...).
К дисциплинарной ответственности истец был привлечен Приказом Приволжского таможенного управления от (дата) №...-КМ «О наложении взыскания на И.Н. Дудукина», т.е. до истечения срока привлечения к дисциплинарной ответственности.
Письменные объяснения истцом ответчику по существу нарушения были представлены и учтены при наложении дисциплинарного взыскания.
Довод истца о том, что обжалуемый приказ является незаконным, поскольку нарушена процедура ознакомления государственного служащего с решением комиссии, на котором основан приказ, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 33 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного указом Президента РФ от (дата) №..., копии протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня заседания направляются руководителю государственного органа, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему.
Из выписки из протокола №... заседания постоянно действующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от (дата) следует, что Дудукин И.Н. присутствовал на заседании, давал пояснения, решение комиссии доведено до истца.
Истец не отрицал, что содержание протокола ему известно, однако копия ему не была направлена ответчиком.
Отсутствие данного протокола или выписки из него не препятствовало обращению истцу в суд за разрешением настоящего спора.
Кроме того, суд принимает во внимание, что не направление данной выписки или протокола не является нарушением процедуры наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренного ФЗ РФ «О государственной службе Российской Федерации».
Из выписки из протокола следует, что комиссия приняла решение о неприменении к истцу меры ответственности, несмотря на установление несоблюдения требования к служебному поведению и требования об урегулировании конфликтов интересов.
Данное решение не является для работодателя обязательным, носит рекомендательный характер, поскольку правом привлечения к дисциплинарной ответственности обладает исключительно работодатель (представитель нанимателя), в соответствии со ст. 57 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе РФ».
Дисциплинарное взыскание в виде замечания соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка, совершенного Дудукиным И.Н.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным и отмене Приказа Приволжского таможенного управления от (дата) №... «О наложении взыскания на И.Н. Дудукина».
Требование истца об обязании Приволжского таможенного управления выплатить ежеквартальные премии в размере 125 тысяч рублей по итогам работы в (дата) (единовременное поощрение в виде материального стимулирования за 2020 г., а также единовременное поощрение за существенный вклад в результаты деятельности таможенных органов и добросовестное выполнение служебных обязанностей, предусмотренное в соответствии с Приказом ФТС России от (дата) №...(дата)), также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Порядком выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации», утвержденных Приказом ФТС от (дата) за №... «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации», премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве расчетного периода для начисления премии принимается месяц, квартал или иной срок, который устанавливается по решению начальника таможенного органа для выполнения заданий. Размеры премиальных фондов структурных подразделений таможенных органов за установленный для начисления премии период рассчитываются уполномоченным финансовобухгалтерским подразделением таможенного органа и доводятся до структурных подразделений служебной запиской. Начальники структурных подразделений таможенного органа представляют на согласование начальнику таможенного органа либо лицу, им уполномоченному, служебные записки (рапорты) с предложениями по конкретным размерам премии гражданским служащим. Размер премии устанавливается гражданскому служащему с учетом результатов его деятельности в зависимости от вклада в выполнение заданий и от участия гражданского служащего в реализации приоритетных проектов (программ), а также степени участия в мероприятиях по профессиональному развитию гражданского служащего, осуществляемому в порядке, определяемым Президентом Российской Федерации.
Таким образом, правом производить поощрительные выплаты обладает руководитель таможенного органа.
Кроме того, ежемесячные стимулирующие выплаты не начисляются в случае наложения дисциплинарного взыскания в отчетном периоде.
Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дудукина Ильи Николаевича к Приволжскому таможенному управлению о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, признании недействительной записи о применении дисциплинарного взыскания, обязании выплатить ежеквартальные премии – отказать.
Решение может быть обжаловано через Советский районный суд г.Н.Новгорода в Нижегородский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.С. Рубинская
(марка обезличена)