Решение по делу № 2а-704/2020 от 23.12.2019

Дело № 2а-704/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Курносовой А.Н.

при секретаре Пивоваровой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Спецобслуживание плюс» к прокуратуре города Бийска Алтайского края, прокурору города Бийска Алтайского края Финку ЭА и прокуратуре Алтайского края о признании незаконным представления,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Спецобслуживание плюс» обратилось в суд с административным иском к прокуратуре города Бийска Алтайского края, прокурору города Бийска Алтайского края Финку ЭА и прокуратуре Алтайского края о признании незаконным представления.

В обоснование требований указало, что прокуратурой города Бийска проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в отношении ООО «Спецобслуживание плюс», по результатам которой внесено представление от 08 ноября 2019 года № 02/6-02-2019 об устранении выявленных нарушений прав и интересов граждан.

Представление является незаконным, нарушающим права юридического лица.

Согласно оспариваемому представлению должностное лицо прокуратуры требует прекратить осуществляемое Обществом ограничение права пользования полигоном для размещения твердых коммунальных отходов ООО «Спецобслуживание- Центральное», являющемуся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бийской зоны Алтайского края. В качестве нарушения вменяется то, что ООО «Спецобслуживание плюс» ввело частичное ограничение права пользования ООО «Спецобслуживание- Центральное» полигоном с целью размещения твердых коммунальных отходов. При этом, административным ответчиком не учтено, что между ООО «Спецобслуживание плюс» и ООО «Спецобслуживание- Центральное» 26 сентября 2018 года был заключен договор № 110 на оказание услуг по приему и обращению (складированию, размещению) твердых коммунальных отходов (в редакции протокола разногласий) от 26 сентября 2018 года.

В соответствии с п. 2.3 договора ООО «Спецобслуживание плюс» имеет право ограничить пользование ООО «Спецобслуживание- Центральное» полигоном твердых бытовых отходов при нарушении сроков внесения оплаты по договору или при наличии общей просроченной задолженности, размер которой превышает стоимость оказанных услуг за два предшествующих приостановлению оказания услуг календарных месяца. Вместе с тем, меры по ограничению права пользования полигоном не были введены, а ООО «Спецобслуживание- Центральное» не осуществляло и минимального количества заездов на полигон.

Таким образом, вывод прокурора города Бийска о нарушении административным истцом действующего законодательства не основан на фактических обстоятельствах дела, представляет собой вмешательство в спор между субъектами предпринимательской деятельности.

Просит признать незаконным представление прокурора города Бийска от 08 ноября 2019 года № 02/6-01-2019 об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Возложить на прокурора города Бийска обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ООО «Спецобслуживание плюс».

Административный истец- представитель ООО «Спецобслуживание плюс», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка административного истца имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик- представитель прокуратуры Алтайского края Артеменко Т.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования ООО «Спецобслуживание плюс» не признала, суду пояснила, что распоряжением Главы города Бийска от 09 ноября 2019 года № 1561-р в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, сложившейся на территории города Бийска в результате образования мусорных свалок на территории мест накопления твердых коммунальных отходов, на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Администрации города Бийска от 09 ноября 2019 года на территории города Бийска в границах некоторых улиц с 11 ноября 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации.

В связи с данными обстоятельствами прокуратурой города Бийска была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления. По результатам проведенной проверки установлено, что между ООО «Спецобслуживаение плюс» и ООО «Спецобслуживание- Центральное» заключен договор от 26 сентября 2018 года № 110 на оказание услуг по приему и обращению (складированию, размещению) твердых коммунальных отходов, в соответствии с условиями которого заказчик сдает, а исполнитель осуществляет прием и обращение с твердыми коммунальными отходами в части складирования, размещения на полигоне.

Пункт 2.3. договора устанавливает возможность введения ограничения и приостановления приема твердых коммунальных отходов от регионального оператора, поскольку содержит условия по ограничению права пользования региональным оператором полигоном твердых бытовых отходов.

11 октября 2019 года ООО «Спецобслуживание плюс» направило в адрес регионального оператора уведомление о наличии задолженности по договору, а также частичном ограничении доступа техники на полигон твердых бытовых отходов. С 1 ноября 2019 года административный истец произвел частичное ограничение права пользования полигоном для размещения твердых коммунальных отходов, уменьшив въезд спецтехники регионального оператора на полигон с 40 до 20 мусоровозов в сутки.

ООО «Спецобслуживание- Центральное» собственного полигона твердых коммунальных отходов не имеет, с учетом утвержденного размера тарифа возможность у регионального оператора принять меры к складированию твердых коммунальных отходов в иное место захоронения отсутствует.

Ограничение со стороны ООО «Спецобслуживание плюс» по размещению региональным оператором твердых коммунальных отходов на полигоне нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания, может повлечь нарушение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, природоохранного законодательства, а также привести к возникновению социальной напряженности среди населения и чрезвычайной ситуации.

В связи с указанными обстоятельствами 08 ноября 2019 года прокурором города Бийска в адрес ООО «Спецобслуживание плюс» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, которое соответствует действующему законодательству и прав административного истца не нарушает.

Просила в удовлетворении требований административного иска ООО «Спецобслуживание плюс» отказать в полном объеме.

Административные ответчики- прокурор города Бийска Алтайского края Финк Э.А., представитель прокуратуры города Бийска Алтайского края, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка административных ответчиков имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованное лицо- представитель ООО «Спецобслуживание- Центральное», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка заинтересованного лица имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика Артеменко Т.А., изучив материалы дела, суд находит требования административного иска не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

В силу положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

По делу установлено, что 23 октября 2019 года в прокуратуру города Бийска Алтайского края поступило обращение Администрации города Бийска Алтайского края об оказании содействия и принятии мер прокурорского реагирования в отношении регионального оператора по факту неоказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.

По результатам проведенной прокуратурой города Бийска Алтайского края проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области отходов производства и потребления.

08 ноября 2019 года в адрес руководителя ООО «Спецобслуживание плюс» направлено представление 02/6-02-2019 об устранении выявленных нарушений законодательства, согласно которому прокурор города Бийска Алтайского края Финк Э.А. предложил административному истцу: безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры города Бийска; принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства; рассмотреть вопрос о наличии оснований для привлечения лиц, виновных в нарушениях закона, к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру города в письменной форме в месячный срок с момента его получения.

Результаты рассмотрения указанного представления руководителем ООО «Спецобслуживание плюс» суду не представлены.

ООО «Спецобслуживание плюс», обращаясь с административным иском в суд, ссылается на незаконность представления и нарушение его прав. Вместе с тем, обстоятельства, на которых основаны требования административного иска, не нашли своего подтверждения при разрешении административного спора.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия относятся к основными принципам государственной политики в области обращения с отходами являются.

На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88).

Пунктом 11.26 Правил благоустройства территории муниципального образования город Бийск, утвержденных Решением Думы города Бийска от 17 июня 2019 года № 276, предусмотрено, что организации, осуществляющие вывоз твердых коммунальных отходов, отходы производства и потребления, жидкие бытовые отходы обязаны:

своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий;

составлять на спецмашину маршрутные графики со схемой движения;

корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями;

обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков.

По делу установлено, что 26 сентября 2018 года между ООО «Спецобслуживание плюс» (исполнитель) и ООО «Спецобслуживание- Центральное» (заказчик) заключен договор № 110 на оказание услуг по приему и обращению (складированию, размещению) твердых коммунальных отходов (с протоколом разногласий от 26 сентября 2018 года), согласно п.1.1 которого заказчик сдает, а исполнитель осуществляет прием и обращение с твердыми коммунальными отходами в части складирования, размещения на объекте размещения отходов (полигоне).

В п. 2.3 договора предусмотрено право исполнителя ограничить пользование заказчиком полигоном твердых бытовых отходов, в том числе: при нарушении заказчиком сроков внесения оплаты по договору более двух месяцев подряд; при наличии общей, просроченной задолженности заказчика перед исполнителем, размер которой в совокупности превышает стоимость оказанных услуг за два предшествующих приостановлению оказания услуг календарных месяца.

11 октября 2019 года ООО «Спецобслуживание плюс» направило в адрес регионального оператора уведомление о наличии задолженности по договору, а также о частичном ограничении доступа техники по полигон твердых бытовых отходов.

С 01 ноября 2019 года ООО «Спецобслуживание плюс» произвело частичное ограничение права пользования полигоном для размещения твердых коммунальных отходов, уменьшив въезд спецтехники регионального оператора с 40 до 20 мусоровозов в сутки.

В силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства и собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что ограничение со стороны ООО «Спецобслуживание плюс» по размещению региональным оператором твердых коммунальных отходов на полигоне нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания, может повлечь нарушение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, природоохранного законодательства, а также привести к возникновению социальной напряженности среди населения и чрезвычайной ситуации.

При этом суд учитывает, что решением Бийского городского суда Алтайского края от 06 февраля 2020 года по гражданскому дела по иску прокурора города Бийска Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Спецобслуживание- Центральное» и ООО «Спецобслуживание плюс» о признании незаконными действий и недействительным договора в части признаны незаконными действия регионального оператора ООО «Спецобслуживание- Центральное», выразившиеся в не предоставлении населению города Бийска коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества с 01 ноября 2019 года по 13 ноября 2019 года в границах: г. Бийск- ул. Горно-Алтайская, ул. Степана Разина, ул. Михаила Лермонтова, пер. Донской, пер. Дружный; признаны незаконными действия ООО «Спецобслуживание плюс», выразившиеся в ограничении доступа техники ООО «Спецобслуживание- Центральное» на полигон твердых бытовых отходов с целью размещения отходов в период с 26 октября 2019 года по 13 ноября 2019 года; п. 2.3 договора от 26 сентября 2018 года № 110 признан недействительным в части указания на то, что исполнитель имеет право ограничивать пользование заказчиком полигоном твердых бытовых отходов при нарушении заказчиком сроков внесения оплаты по договору более двух месяцев подряд, при наличии общей просроченной задолженности заказчика перед исполнителем, размер которой в совокупности превышает стоимость оказанных услуг за два предшествующих приостановлению оказания услуг календарных месяца.

Обосновывая требования административного иска, ООО «Спецобслуживание плюс», производя соответствующий расчет, ссылается на то, что в целях оказания услуг населению городского округа город Бийск региональному оператору требуется ежедневно не более 20 заездов на полигон. Вместе с тем, данные доводы суд во внимание не принимает, так как они не имеют правового значения при разрешении данного административного спора.

Кроме того, 05 февраля 2020 года арбитражным судом Алтайского края принято решение по делу по иску ООО «Спецобслуживание- Центральное» к ООО «Спецобслуживание плюс» о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости услуг по договору № 110 от 26 сентября 2018 года на сумму ХХХ руб. за период с 01 ноября 2018 года по 09 декабря 2019 года, определив стоимость оказанных услуг по захоронению твердых коммунальных отходов в сумме ХХХ руб., и по встречному иску ООО «Спецобслуживание плюс» к ООО «Спецобслуживание- Центральное» о взыскании задолженности за период с 01 января 2019 года по 30 апреля 2019 года в размере ХХХ руб., которым обязал ООО «Спецобслуживание плюс» произвести перерасчет стоимости услуг по захоронению твердых коммунальных отходов, оказанных ООО «Спецобслуживание- Центральное» на основании договора № 110 от 26 сентября 2018 года, на сумму ХХХ руб. за период с 01 ноября 2018 года до 09 декабря 2019 года, определив стоимость оказанных услуг в размере ХХХ руб.; взыскал с ООО «Спецобслуживание- Центральное» в пользу ООО «Спецобслуживание плюс» задолженность в сумме 84755 руб. 89 коп. (в результате зачета- ХХХ руб.). В указанном решении арбитражного суда расчет необходимого количества ввозимого мусора на полигон, на который ссылается административный истец, проверен и признан незаконным.

Проверяя законность п. 2 представления прокурора города Бийска Алтайского края от 08 ноября 2019 года о рассмотрении вопроса о наличии оснований для привлечения лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной ответственности, суд исходит из следующего.

Правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе в области охраны труда, осуществляется положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (ч. 2 ст. 192 названного Кодекса).

Применение работодателем к работнику мер дисциплинарной ответственности согласно трудовому законодательству за совершение дисциплинарного проступка является правом, а не обязанностью работодателя и производится согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации.

Анализируя содержания п. 2 представления, следует вывод о том, что прокурор города Бийска предлагает рассмотреть вопрос о наличии либо отсутствии оснований для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, не обязывая работодателя к применению мер дисциплинарной ответственности, соответственно, данный пункт не противоречит приведенным требованиям законодательства о труде и нормам Закона о прокуратуре.

Таким образом, представление прокурора города Бийска Алтайского края от 08 ноября 2019 года соответствует требованиям закона, выдано уполномоченным на то должностным лицом в пределах предоставленных ему законом полномочий и прав ООО «Спецобслуживание плюс» не нарушает. Правовые основания для удовлетворения требований административного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Спецобслуживание плюс» в удовлетворении требований в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья А.Н. Курносова

2а-704/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Спецобслуживание плюс"
Ответчики
Прокурор города Бийска Финк Эдуард Александрович
Прокуратура Алтайского края
Прокурор города Бийска
Другие
ООО "Спецобслуживание - Центральное"
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Судья
Курносова Анна Николаевна
Дело на сайте суда
biyskygor.alt.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация административного искового заявления
24.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.12.2019Предварительное судебное заседание
21.01.2020Судебное заседание
19.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Дело оформлено
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее