САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-19351/2015 |
Судья: Воробьева С.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Бутковой Н.А. |
судей |
Белоногого А.В., Чуфистова И.В. |
при секретаре |
Задирако Ю.О. |
рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2015 года дело № 2-1026/15 по апелляционным жалобам Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга, Редченко М. А., Петровой Е. В., Богданова Е. А., Пахомовой В. П. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июня 2015 года по заявлению Кудряшовой С. Ю. об оспаривании распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Кудряшовой С.Ю., представителя Пахомовой В.П. – Русаковой И.Б., представителя Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга – Кабиковой В.Ю., Редченко М.А., Петровой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Кудряшова С.Ю. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от <дата> №... об отмене распоряжения от <дата> №....
В обоснование требований заявитель указала, что оспариваемое распоряжение является незаконным, нарушающим ее права на передачу в собственность земельного участка, находящегося в ее фактическом пользовании по процедуре, предусмотренной Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, утвержденным распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от <дата> №.... Кроме того, по мнению заявителя, названное распоряжение принято в нарушение положений п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также норм указанного выше Положения, которым не предусмотрено право Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отменять уже принятое ранее распоряжение о формировании земельного участка, и не установлены сроки предоставления гражданином кадастрового паспорта.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17.06.2015 заявленные Кудряшовой С.Ю. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, полагая, что оно постановлено с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
С апелляционными жалобами также обратились лица, не привлеченные к участию в деле, Редченко М.А., Петрова Е.В., Богданов Е.А., Пахомова В.П., считая решение суда от 17.06.2015 незаконным и необоснованным, указывая на то, что оно нарушает их права и законные интересы, просили судебное постановление отменить.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Учитывая, что не явившиеся лица о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, руководствуясь положениям ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17.06.2015 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные Кудряшовой С.Ю. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от <дата> №..., которым отменено распоряжение от <дата> №..., нарушены права заявителя, поскольку данное распоряжение лишает ее возможности оформить в собственность дополнительную площадь в <...> кв.м. в составе земельного участка площадью <...> кв.м. на основании распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от <дата> №....
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм действующего законодательства.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, кадастровый учет земельного участка площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с присвоением кадастрового номера №... (ранее №...), осуществлен в установленном порядке <дата>.
На основании дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону №... от <дата>, в собственность Кудряшовой С.Ю. передан земельный участок, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
На основании заявления Кудряшовой С.Ю. заключением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от <дата> №... согласовано формирование единого земельного участка площадью <...> кв.м. по указанному адресу, по результатам топогеодезических работ и с учетом работ по благоустройству территории, проведенных Кудряшовой С.Ю. (восстановление ливневой канализации и благоустройство территории) и принято распоряжение от <дата> №..., которым утверждены границы земельного участка площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также схема расположения земельного участка.
Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра» по Санкт-Петербургу от <дата> №... отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, поскольку изменение описания местоположения границ земельного участка не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Решение аналогичного содержания было вынесено филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра» по Санкт-Петербургу <дата> по результатам рассмотрения повторного заявления Кудряшовой С.Ю. о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Доказательств проведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м., в материалы дела не представлено.
<дата> Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Кудряшовой С.Ю., в котором просил истребовать из незаконного владения Кудряшовой С.Ю. земельный участок площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес> путем выселения последней.
По данному делу, на момент рассмотрения заявления Кудряшовой С.Ю. об оспаривании распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №... судом первой инстанции, решение принято не было, приостановлено до рассмотрения настоящего дела.
Согласно акту полевого обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, от <дата>, проведенного <адрес> отделом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, на дату обследования земельный участок по данному адресу с кадастровым номером №... по <...>, <...> и <...> границам огорожен единым забором. С <...> стороны ограждение отсутствует. Между земельным участком с кадастровым номером №... по адресу: <адрес>, и земельным участком с кадастровым номером №... по адресу: <адрес> расположена дренажная канава.
В связи с несоответствием границ земельного участка, утвержденных распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №..., фактическому землепользованию, распоряжением от <дата> №... было отменено распоряжение Комитета от <дата> №... «Об утверждении границ земельного участка».
Согласно ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (п.1).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п.5).
В число документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, входит кадастровый паспорт земельного участка (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, во исполнение п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. (п. 6).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7)
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. (п. 8).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 N 2732-ра утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании (далее по тексту Положение), которое устанавливает порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче из государственной собственности в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга, в частности: принадлежащих гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения и предоставленных до 30.10.2001 для индивидуального жилищного, дачного строительства и садоводства; фактически используемых собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов.
Согласно Положению передача участков в собственность граждан осуществляется на основании заявлений граждан, распоряжений администраций районов Санкт-Петербурга о передаче в собственность граждан находящихся в их пользовании участков, а также заключаемых в соответствии с указанными распоряжениями договоров о передаче участков в собственность граждан (п. 1.2).
Администрации районов принимают решения о передаче участков в собственность граждан и издают соответствующие распоряжения и заключают договоры (п. 1.3).
В договоре указываются адрес, кадастровый номер и площадь участка, категория земель, вид разрешенного использования участка, ограничения прав на участок, обременения участка, публичные сервитуты в случае их наличия и иные особые условия использования участка, определенные правоустанавливающими документами на участок и иными правовыми актами (п. 1.4).
Право собственности на участок переходит к гражданину на основании договора. Переход права собственности на участок подлежит государственной регистрации. (п. 1.5).
КЗРиЗ осуществляет проверку соответствия фактической площади участка, определенной в процессе проведения работ по межеванию, площади, указанной в правоустанавливающих документах (п. 2.3).
Если разница между фактической площадью участка, установленной в результате проведения работ по межеванию, и площадью, указанной в правоустанавливающих документах, составляет более 10 процентов, КЗРиЗ в трехдневный срок с момента совершения действий, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, направляет в КГА запрос о возможности формирования части участка, превышающей площадь, указанную в правоустанавливающих документах, как самостоятельного земельного участка в соответствии с правилами землеустройства и градостроительными нормами (п.2.3.2).
В силу п.2.3.3. и п.2.3.3.2 Положения КЗРиЗ в трехдневный срок с момента получения заключения КГА осуществляет одно из предусмотренных действий, в частности утверждает схему расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае представления КГА заключения о невозможности формирования части участка как самостоятельного земельного участка).
Администрация района в пятидневный срок с момента представления КЗРиЗ информации в соответствии с пунктом 2.3.3.1 настоящего Положения принимает одно из предусмотренных решений, в частности о формировании единого участка, включающего в себя часть, превышающую площадь, указанную в правоустанавливающих документах, и о передаче в собственность заявителю данного земельного участка (при этом площадь участка, превышающая площадь, указанную в правоустанавливающих документах, предоставляется в собственность за плату) (п.2.4).
Согласно п.3.1 Положения КЗРиЗ в трехдневный срок с момента подачи заявления (если кадастровый учет участка осуществлен) либо представления гражданином кадастрового паспорта участка подготавливает и направляет в администрацию района по месту расположения участка проект распоряжения администрации района о передаче участка в собственность гражданина
В проекте распоряжения отражаются: категория земель; адрес, площадь и кадастровый номер участка и другие сведения.
Администрация района в трехдневный срок издает распоряжение и направляет его копию в КЗРиЗ.
Согласно п.3.2, 3.2.2, 3.2.3 и 3.3 Положения КЗРиЗ после получения копии распоряжения в соответствии с пунктом 3.1 подготавливает договор в трех экземплярах (приложениями к договору являются копия акта передачи межевых знаков гражданину под наблюдение за сохранностью и кадастровый паспорт земельного участка) и направляет гражданину уведомление, в котором предлагается в месячный срок с момента получения уведомления явиться в КЗРиЗ для подписания договора. В течение трех дней после подписания гражданином договора в трех экземплярах и получения документа об оплате цены участка (в случае возмездной передачи участка в собственность гражданина) направляет в администрацию района подписанный гражданином договор в трех экземплярах с необходимыми приложениями, документ об оплате цены участка (в случае возмездной передачи участка в собственность гражданина) и проект доверенности, выдаваемой администрацией района гражданину на подачу заявления для государственной регистрации перехода права собственности на участок. Администрация района в трехдневный срок с момента получения подписанного гражданином договора подписывает договор в трех экземплярах и заявление о государственной регистрации перехода права собственности на участок. Два экземпляра договора с необходимыми приложениями, документ об оплате цены участка (в случае возмездной передачи в собственность гражданина) и заявление о государственной регистрации перехода права собственности на участок направляются в КЗРиЗ для передачи гражданину.
Таким образом, нормативное регулирование субъекта РФ – города Санкт-Петербург – устанавливает конкретные сроки осуществления действий органов государственной власти по оформлению документов и передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга, обеспечивающие, в том числе, актуальность фактических данных, связанных с пользованием гражданином земельным участком истребуемой в собственность площади.
В рассматриваемом случае, изложенная в отмененном оспариваемым распоряжении акте информация относительно площади и границ земельного участка не отвечала данному требованию. Поскольку процедура оформления документов в соответствии с Положением в <дата> КЗРиЗ завершена не была, с момента издания распоряжения от <дата> №... прошло более трех лет, в течение которых последующие действия, в том числе по кадастровому учету участка площадью <...> кв.м., осуществлены не были, исходя из полномочий, определенных в действовавшем в тот период Положении о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №..., административный ответчик имел право в порядке самоконтроля и актуализации данных осуществить проверку фактического землепользования, по результатам которой принять соответствующее решение.
Факт пользования участком в иных границах, нежели обозначены в распоряжении КЗРиЗ от <дата> №... на дату обследования участка и издания оспариваемого акта Кудряшовой С.Ю. не оспаривался. При этом причины, по которым административным истцом принято решения об отказе от пользования участком в ранее обозначенных границах правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах, вывод суда о незаконности оспариваемого распоряжения не может быть признан правомерным.
Не может согласиться судебная коллегия и с выводом суда о нарушении оспариваемым распоряжением прав Кудряшовой С.Ю. по оформлению в собственность дополнительной площади <...> кв.м. в составе сформированного участка площадью <...> кв.м.
В силу положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от <дата> №... для передачи участка в собственность необходимо осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, составление его кадастрового паспорта.
Материалами дела подтверждено, что по адресу: <адрес> сформирован в соответствии с земельным законодательством еще <дата>, земельный участок, площадью <...> кв.м., право собственности на него оформлено правопредшественником административного истца.
В осуществлении кадастрового учета земельного участка в границах, определенных в распоряжении КЗРиЗ от <дата> №..., органом кадастрового учета было отказано. Отказ в осуществлении кадастрового учета обжалован в установленном порядке не был.
Отказ в осуществлении кадастрового учета сам по себе являлся препятствием к осуществлению дальнейшей процедуры по оформлению земельного участка в собственность в соответствии с требованиями Положения и Инструкции о порядке оформления документов при передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, которая устанавливает порядок приема, рассмотрения и выдачи документов при передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, утвержденной распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от <дата> №....
В связи с изложенным, у административного ответчика имелись правовые основания для принятия оспариваемого заявителем распоряжения об отмене распоряжения от <дата> №..., в связи с чем решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> подлежит отмене, а апелляционная жалоба Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга удовлетворению, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Кудряшовой С.Ю.
Относительно поданных на вынесенное по настоящему делу решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> апелляционных жалоб лицами, не привлеченными к участию в деле, Редченко М.А., Петровой Е.В., Богдановым Е.А., Пахомовой В.П., судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Аналогичные положения содержатся и в ч.3 ст.320 ГПК РФ, на основании которой подавались жалобы лицами, не привлеченными к участию в деле, Редченко М.А., Петровой Е.В., Богдановым Е.А., Пахомовой В.П.
Таким образом, лицам, не привлеченным к участию в деле, принадлежит право подачи апелляционной жалобы лишь при условии, что обжалуемым судебным постановлением разрешен вопрос об их правах и обязанностях.
При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета заявленных требований либо возлагаются обязанности на это лицо.
Вместе с тем, принятым по делу решением вопрос о правах или обязанностях Редченко М.А., Петровой Е.В., Богданова Е.А., Пахомовой В.П. не разрешался.
Доводы апелляционных жалоб данных лиц о том, что дополнительный земельный участок, на который претендует Кудряшова С.Ю., является землей общего пользования (дорогой), которая необходима для проезда к их земельных участкам, не свидетельствует о том, что судом разрешен в решении вопрос об их правах и обязанностях.
Из обжалуемого решения суда следует, что предметом судебного разбирательства являлась законность распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от <дата> №...-рк об отмене распоряжения от <дата> №..., то есть акта, которым вопрос о предоставлении Кудряшовой С.Ю. какого-либо имущества, либо имущественных прав, не разрешался, в связи с чем результат разрешения возникшего спора не мог повлиять на права и законные интересы подателей жалоб, не привлеченных к участию в деле.
В силу положений, предусмотренных в статье 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности, если апелляционные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции.
Учитывая, что вышеназванные апелляционные жалобы поданы лицами, не обладающими правом апелляционного обжалования судебного постановления, поскольку обжалуемым решением не разрешен вопрос о правах и обязанностях Редченко М.А., Петровой Е.В., Богданова Е.А., Пахомовой В.П., суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить поданные этими лицами апелляционные жалобы без рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июня 2015 года отменить, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга удовлетворить.
В удовлетворении административного искового заявления Кудряшовой С. Ю. об оспаривании распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга отказать.
Апелляционные жалобы Редченко М. А., Петровой Е. В., Богданова Е. А., Пахомовой В. П. оставить без рассмотрения.
Председательствующий:
Судьи: