Административное дело № 2а-1004/2017
Мотивированное решение составлено 11.08.2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2017 года город Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Юровой А.А., с участием помощника прокурора г.Асбеста Задориной А.С., при секретаре Жернаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Железнова М.А. к Асбестовской городской избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата,
установил:
Административный истец – кандидат в депутаты Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Железнов М.А. обратился с административным иском в суд к Асбестовской городской избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
В обоснование иска он указал, что на 10.09.2017 назначены выборы депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва. Решением Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 (далее – Асбестовская избирательная комиссия) от *Дата* *Номер* Железнов М.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты на выборах депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
Решением Асбестовской избирательной комиссии от *Дата* *Номер* кандидатом в депутаты на выборах депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 зарегистрирован Миронов М.Г.
Истец считает, что указанное решение от *Дата* *Номер* принято с нарушением избирательного законодательства. Кандидатом в депутаты Мироновым М.Г. для регистрации представлено 19 подписей избирателей, из которых решением Асбестовской избирательной комиссии недействительными признана 1 подпись. При этом истец указывает, что на листе 3 в данных лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, данные о наименовании органа, выдавшего паспорт гражданина Российской Федерации, не соответствуют действительности указан орган «УФМС по Свердловской области в г.Асбест» вместо «УФМС РФ по Свердловской области в г.Асбест»), следовательно, в подписных листах в поддержку самовыдвижения Миронова М.Г. надлежит признать недействительными 4 подписи, внесенные в лист 3.
С учетом выявленных нарушений, число действительных и достоверных подписей, представленных Мироновым М.Г. для регистрации составляет 14, что меньше необходимого количества (15 подписей). В связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей Асбестовская избирательная комиссия была обязана принять решение об отказе в регистрации кандидата Миронова М.Г.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 от *Дата* *Номер* «О регистрации Миронова М.Г., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на выборах депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2» (л.д. 29-34).
Административный истец Железнов М.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить.
Представитель административного истца Емалетдинов Ю.О. исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Асбестовской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 Валов С.Л. заявленные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражения по административному исковому заявлению, указав, что сведения, представленные лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, представлены в полном объеме, т.к. позволяют идентифицировать указанное лицо, а также проверить паспортные данные и их принадлежность.
Представитель административного ответчика Асбестовской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 Цаценко Ю.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что лицом, осуществлявшим сбор подписей в подписном листе указаны необходимые данные, в том числе органа, выдавшего паспорт в объеме, позволяющем однозначно определить этот орган.
Заинтересованное лицо Миронов М.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, уполномочил представлять свои интересы адвоката Кадочникова И.В.
Представитель заинтересованного лица адвокат Кадочников И.В., действуя на основании доверенности, пояснил, что с иском не согласен, считает сведения, указанные лицом, осуществлявшим сбор подписи достаточно полными, указанные сведения не препятствуют идентификации лица, собиравшего подписи, пояснил, что по его мнению, что нарушение не является существенным, при его регистрации в качестве кандидата нарушений избирательного законодательства выявлено не было.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, подлинные подписные листы, материалы по регистрации Миронова М.Г. в качестве кандидата на выборах депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, паспорт ФИО2, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению суд приходит к следующему.
Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулирует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (глава 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из положений части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) следует, что кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (п. 1 ст. 47-2 Избирательного кодекса Свердловской области).
В соответствии с п. 7 ст. 47-2 Избирательного кодекса Свердловской области, на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 2-6 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в Количестве, установленном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 48 Избирательного кодекса Свердловской области, при выборах депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным избирательным округам в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов (но не менее 10 подписей).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 51 Избирательного кодекса Свердловской области регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 44 настоящего Кодекса, иных предусмотренных федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, настоящим Кодексом, документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также после представления следующих документов: в случае проведения кандидатом сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата: подписных листов, сброшюрованных, пронумерованных и заверенных кандидатом; протокола об итогах сбора подписей избирателей; первого финансового отчета кандидата; сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 1 и 1-1 статьи 44 настоящего Кодекса.
Решением Думы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* принято решение о назначении выборов депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва на 10 сентября 2017 г. Указанное Решение Думы опубликовано в газете «Асбестовский рабочий от *Дата* *Номер*.
Согласно решению Асбестовской избирательной комиссии от *Дата* *Номер* «О количестве подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва» для регистрации кандидата в депутаты Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 необходимо собрать 15 подписей избирателей, при этом кандидат может представить в окружную избирательную комиссию не более 19 подписей избирателей (приложение к решению).
Решением Асбестовской избирательной комиссии от *Дата* *Номер* Железнов М.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты на выборах депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 (л.д. 13-15).
Решением Асбестовской избирательной комиссии от *Дата* *Номер* Миронов М.Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты на выборах депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 (л.д. 9-12).
Из указанного решения Асбестовской избирательной комиссии от *Дата* *Номер* следует, что из 19 подписей недействительными признана 1 подпись на основании подп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности); таким образом, количество представленных подписей избирателей составляет 18, что является достаточным для регистрации Миронова М.Г. кандидатом на выборах в депутаты Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 (л.д. 11-12).
В соответствии с п. 7.4 Порядка выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва (утв. решением Асбестовской ГТИК от *Дата* *Номер*), рабочая группа избирательной комиссии проверяет соответствие каждого подписного листа Федеральному закону.
Согласно акту от *Дата*, подписанному председателем Асбестовской избирательной комиссии Валовым С.Л. и членом Асбестовской избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО1, при ознакомлении с подписными листами в поддержку кандидатов в депутаты Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва, выдвинутых в порядке самовыдвижения, ФИО1 установлено, что на листе 3 не указан орган, выдавший паспорт: «УФМС по Свердловской области в г.Асбест» вместо «УФМС РФ по Свердловской области в г.Асбест» (4 подписи ) (л.д. 23).
В соответствии со ст. 49 Избирательного кодекса Свердловской области, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям к федеральному закону.
Согласно подп. 8 п. 5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не соответствует действительности.
При изучении подписного листа 3 достоверно установлено, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей Антоновой В.А., в части указания наименования органа, выдавшего паспорт, внесена запись «УФМС по Свердловской области в г.Асбест», тогда как в иных подписных листах указано: «УФМС РФ по Свердловской области в г.Асбест». Код подразделения органа, выдавшего паспорт ни в одном подписном листе не указан.
В обозревавшемся в судебном заседании паспорте Антоновой В.А., указано наименование органа, выдавшего паспорт: «Отдел УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе».
Таким образом, в пяти подписных листах паспортные данные сборщика подписи ФИО2 отличны от данных, указанных в паспорте, в части указания государственного органа, выдавшего паспорт.
Доводы административного ответчика о необходимости применения в данной ситуации п. 5 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ о возможности использования в подписных листах сокращений слов, не препятствующих однозначному восприятию этих сведений, судом не принимаются, поскольку указанные положения законодательства распространяются на указание сведений об избирателях, а не о лице, осуществляющем сбор подписей.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность указания в подписных листах сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей с произвольными сокращениями, изменениями наименования государственного органа, выдавшего паспорт.
Согласно ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва Миронова М.А., одна подпись, содержащаяся на листе четыре под номером 4 признана недостоверной, по основаниям, предусмотренным подп. «в» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, в связи с указанием в подписном листе избирателем сведений не соответствующих действительности (подпись ФИО3).
При рассмотрении дела в судебном заседании так же установлено, что на подписном листе 2, в первой строке фамилия избирателя указана с исправлениями, не оговоренными в подписном листе. Указанное так же влечет недействительность данной подписи.
В соответствии с подп. 8 п. 5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей не соответствуют действительности.
В соответствии с пп. 5 п. 6 ст. 53 Избирательного кодекса Свердловской области, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с п. 6 ст. 98 Избирательного кодекса Свердловской области, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 6-8 статьи 53 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных федеральным законом, настоящим Кодексом.
Принимая во внимание допущенные нарушения, отсутствие в представленных Мироновым М.Г. для регистрации и принятых решением Асбестовской избирательной комиссией, действительных и достоверных подписей, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и признании решения о регистрации Миронова М.Г. в качестве кандидата в депутаты Думы Асбестовского городского округа незаконным.
Таким образом, на основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что заявленные исковые требования следует удовлетворить, признать незаконным и отменить решение Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу *Номер* от *Дата* *Номер* «О регистрации Миронова М.Г., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на выборах депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 244, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление кандидата в депутаты Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Железнова М.А. к Асбестовской городской избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 2 от *Дата* *Номер* «О регистрации Миронова М.Г., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом на выборах депутатов Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2».
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья А.А. Юрова