№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Коломенский федеральный городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи БЕССУДНОВОЙ Л.Н.,
при секретаре судебного заседанияУШАКОВОЙ Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТИХОНОВА Владимира Алексеевича к Министерству Обороны Российской Федерации, Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании права пользования жилым помещением на основании и условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Тихонов В.А. обратился в суд к ответчикам Министерству Обороны Российской Федерации, Администрации Коломенского городского округа Московской области с иском, уточненным в ходе производства по делу в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д.64-66), о признании за истцом права пользования жилым помещением – квартирой № <адрес>, на основании и условиях дывпрьоговора социального найма.
Иск мотивирован тем, что на основании выданного в ДД.ММ.ГГГГ году Министерством обороны ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, истцу было предоставлено право занять квартиру по адресу: <адрес>, инвентарный №, кадастровый №. В указанном жилом помещении истец был зарегистрирован и проживает с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время со своей семьей.
Истец обратился к ответчикам с заявлением о заключении с ним договора социального найма на указанную квартиру, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости сведения о регистрации права собственности на спорную квартиру отсутствуют, а так как ордер выдавался Министерством обороны РФ и правомочия собственника до ДД.ММ.ГГГГ года осуществляло Министерство обороны РФ, считает, что оно должно являться стороной в данных правоотношениях и ответчиком по данному делу.
Согласно письма Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года №, была передана в муниципальную собственность городского округа Коломна Московской области; следовательно квартира перешла из государственной собственности в муниципальную.
Истец указывает, что сведения о собственнике и статусе квартиры в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Истец Тихонов В.А. в судебном заседании не присутствовала; письменным ходатайством (л.д.76), просит о рассмотрении дела в свое отсутствие; в суд обеспечена явка представителя.
Суд рассматривает дело в отсутствие истца в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ, с участием представителя по доверенности в соответствии со ст. 48 ГПК РФ.
Представитель истца по нотариально удостоверенной доверенности Пемуров К.К. (л.д.58) в судебном заседании иск доверителя в объеме уточненного поддержал; дополнительно в обоснование заявленных требований пояснил, что истец со своей семьей был вселен и зарегистрирован в спорную квартиру с ДД.ММ.ГГГГ года и проживают в ней по настоящее время. Полагает, что поскольку спорная квартира была передана муниципальную собственность, то в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статус спорной квартиры как служебной был утрачен. Просит суд иск доверителя удовлетворить.
Министерство Обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, явки представителя в суд не обеспечило, каких-либо ходатайств, в том числе, об отложении заседания, в суд не заявлено. В ранее представленных в суд письменных возражениях на исковое заявление (л.д.44-46), просит суд в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать в полном объеме, указывает, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено Тихонову В.А. в качестве служебного. Постановлением главы городского округа Коломна от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанная квартира включена в служебный жилищный фонд. Решения об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда собственником не принималось. Указывает, что жилое помещение было предоставлено Тихонову В.А. во временное пользование в связи с нахождением в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Ордер, дающий право на временное проживание истца и членов его семьи в спорной квартире, не оспорен и недействительным не признан. То обстоятельство, что истец зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении длительное время, оплачивает коммунальные услуги, поддерживает надлежащее состояние и обеспечивает сохранность данного жилого помещения, не является достаточным доказательством пользования им указанным помещением на условиях договора социального найма. Решение о предоставлении спорного жилого помещения истцу на условиях социального найма Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации не принималось. Проживание истца в этом жилом помещении не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа. Спорная квартира была предоставлена истцу на время трудовых отношений. Ответчик указывает, что истцом не предоставлено доказательств того, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и относится к категории граждан, которым в соответствии с Жилищным кодексом РФ предоставляются жилые помещения.
С учетом установленных обстоятельств и мнения представителя истца суд рассматривает дело в отсутствие представителя указанного ответчика в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Администрация Коломенского городского округа Московской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, явки представителя в судебное заседание не обеспечила; письменным ходатайством (л.д.74) просит суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя; в ранее представленном в суд письменном отзыве на исковое заявление (л.д.50-51), просит суд в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что Постановлением главы города Коломны от ДД.ММ.ГГГГ № «О служебной жилой площади» спорная квартира была признана служебной. На основании ордера администрации города Коломна Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № квартира была предоставлена на состав семьи истца из 4-х человек. Ордер имел надпись «служебная», следовательно, истцу было известно о статусе квартиры при заселении. В настоящее время квартира продолжает числиться в составе муниципального специализированного жилищного фонда с отнесением к служебному фонду для предоставления военнослужащим. Указывает, что в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, основанием для вселения в жилое помещение, относящееся к собственности субъекта Российской Федерации, является решение органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения и соответствующий договор (социального найма, и др.). Полагает, что поскольку, жилое помещение истцу на основании договора социального найма не предоставлялось, статус жилого помещения как служебного не изменялся, его перевода в муниципальный фонд социального использования не происходило, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика -Администрации Коломенского городского округа Московской области.
Тихонова Т.П., Тихонова Н.В., Кондрашова А.В., являющиеся членами семьи истца и привлеченные истцом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились; письменным заявлением ходатайствуют о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.76).
С учетом установленных обстоятельств, мнения представителя истца, суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц, в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца и исследовав письменные доказательства в материалах настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается исследованными по делу доказательствами, что на основании Постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче военнослужащему служебного ордера (л.д.14), Тихонову В.А. был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на семью из четырех человек на право занятия служебного жилого помещения жилой площадью 51,1 кв. метров, состоящего из трех комнат – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.09).
На основании указанного ордера истец в составе своей семьи: жены Тихоновой Т.П., дочерей - Тихоновой Н.В., Тихоновой А.В. (после регистрации брака - ФИО15) вселился в спорную квартиру и ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован; семья истца проживает в спорной квартире по настоящее время, что подтверждается справкой с места жительства и выпиской из домовой книги (л.д.80,81).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ года полковник Тихонов В.А. был уволен с военной службы в запас на основании подпункта <данные изъяты> Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Общая продолжительность военной службы истца составила в календарном исчислении 29 лет 04 месяцев (л.д.32).
В письменном ответе на обращение Тихонова В.А. ответчик Администрация городского округа Коломна Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38), указала, что строительство многоквартирного жилого дома, по адресу: <адрес>, осуществлялось за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, <адрес>, не является муниципальной собственностью городского округа Коломна; также в соответствии с обращением Министерства обороны Российской Федерации Постановлением главы городского округа Коломны от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> была признана служебным жилым помещением КВАКУ (ВИ).
В своих возражениях на исковое заявление ответчик Администрация Коломенского городского округа Московской области указывает, что, поскольку, жилое помещение истцу на основании договора социального найма не предоставлялось, статус жилого помещения как служебного не изменялся, его перевода в муниципальный фонд социального использования не происходило, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
Таким образом, признаком служебного жилого помещения (до ДД.ММ.ГГГГ) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, было включено в число служебного жилищного фонда Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно письменному ответу от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Тихонова В.А., предоставленному Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, приказом Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ года № было передано в муниципальную собственность городского округа Коломна (л.д.62).
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям, либо государственным и муниципальным учреждениями, и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.).
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42.
В материалы дела представлена выписка из домовой книги по спорной квартире по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составленная муниципальным автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Коломенского городского округа Московской области», с указанным видом собственности жилого помещения – муниципальная (л.д.81).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что после передачи жилого помещения в муниципальную собственность, спорная квартира, в установленном законом порядке была вновь отнесена к служебному фонду.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ограничений заключения договора социального найма спорного жилого помещения, не имеется.
В судебном заседании установлено, что истец в составе своей семьи из четырех человек был вселен в спорную квартиру и зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, содержит жилое помещение в надлежащем состоянии и оплачивает коммунальные платежи (л.д.82).
Подпунктом «г» п. 1 Указа Президента РФ от 25.11.1996 года «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ» предписывалось до 01.01.2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
То обстоятельство, что, в частности, право муниципальной собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>, не оформлено, не должно отражаться на реализации прав граждан РФ, предусмотренных Жилищным Кодексом Российской Федерации, при заключении договора социального найма.
Таким образом, истец является пользователем вышеуказанной квартирой на условиях договора социального найма, члены семьи истца – лицами, подлежащими включению в договор в качестве членов семьи нанимателя.
На основании изложенного, суд находит заявленный истцом иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>. ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░