№ 2а-527/2022
УИД 52RS0002-01-2021-009352-11 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 января 2022 года г.Н.Новгород
Канавинский районный суд Н.Новгорода в составе:
председательствующего судьи Ткача А.В.,
при секретаре судебного заседания Костромитиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО МФК «ОТП Финанс» к начальнику Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области Мерва Оксане Анатольевне, УФССП России по Нижегородской области, Врио начальника Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области Заболотских Ю.Е., Врио начальника Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области Храмовой Е.П., Канавинскому РОСП УФССП России по Нижегородской области, о признании незаконным бездействия, обязании совершить действие,
у с т а н о в и л:
ООО МФК «ОТП Финанс» обратилось в суд с настоящим административным иском, указав, что мировым судьёй судебного участка № 3 Канавинского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области выдан судебный приказ по делу № 2-1092/2021 от 17.06.2021 года в отношении должника Семенычева И.А. о взыскании задолженности по кредитному договору № 2923570181. Указанный исполнительный документ 18.08.2021 года предъявлен в Канавинский РОСП УФССП России по Нижегородской области. Однако, старшим судебным приставом не осуществлен контроль за действиями должностных лиц, выразившихся в невыполнении обязанностей по регистрации, передаче исполнительного документа и применении мер принудительного исполнения. До настоящего времени постановление о возбуждении исполнительного производства не вынесено.
Административный истец просит суд признать незаконным бездействия старшего судебного пристава-исполнителя Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области, выразившееся в не вынесении и не направлении в адрес взыскателя ООО МФК «ОТП Финанс» постановления о возбуждении исполнительного производства либо в отказе в возбуждении исполнительного производства за период с 18.08.2021 года по 08.10.2021 года; в не осуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению исполнительных действий, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе; обязать старшего судебного пристава-исполнителя Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области Мерва О.А. возбудить исполнительное производство и принять незамедлительные меры, направленные на фактическое окончание исполнительного производства; в случае утери исполнительного документа обязать старшего судебного пристава-исполнителя Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области Мерва О.А. получить дубликат исполнительного документа.
В судебном заседании стороны не участвовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по адресам электронной почты, представитель административного истца просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, кроме того, информация о времени и месте судебного заседания размещена в сети «Интернет» в соответствии с ч.8 ст.96 КАС РФ, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено частью 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (ч.3 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
В соответствии с ч.17 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
При этом ч. 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.Из материалов дела следует, что 17.06.2021 года мировым судьёй судебного участка № 3 Канавинского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области вынесен судебный приказ по делу № 2-1092/2021 в отношении должника Семенычева И.А. о взыскании задолженности по кредитному договору № 2923570181 в общем размере 38 741,36 рублей.
На запрос суда ООО МФК «ОТП Финанс» предоставило список внутренних почтовых отправлений от 20.08.2021 года, согласно которому в адрес ОСП по Канавинскому району по адресу: г.Н.Новгород, ул.Октябрьской революции, д.70 направлено заявление о возбуждении исполнительного производства и судебный приказ в отношении Семенычева И.А.
Исходя из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 64497458093889, который присвоен данному письму, следует, что почтовое отправление вручено адресату 24.08.2021 года.
Согласно ответу заместителя начальника отделения от 03.11.2021 года в Отделение исполнительный документ в отношении Семенычева И.А. не поступал, исполнительное производство не возбуждалось. Информация предоставлена на основании данных ПК ОСП АИС ФССП России.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что исполнительный документ утрачен.
Обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, является соблюдение Канавинским РОСП УФССП России по Нижегородской области возложенной на него судебным актом обязанности возбудить исполнительное производство по заявлению ООО МФК «ОТП Финанс», что также подразумевает контроль за получением исполнительного документа к исполнению. Указанные обстоятельства должны быть доказаны судебным приставом-исполнителем.
Между тем, административным ответчиком таких доказательств в подтверждение обстоятельств принятия всех мер к исполнению не представлено.
При таких данных требования административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в не вынесении и не направлении в адрес взыскателя ООО МФК «ОТП Финанс» постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.12 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.
Порядок выдачи судом дубликата исполнительного листа или судебного приказа определен в ст. 430 ГПК РФ суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя дубликаты исполнительных документов.
Системное толкование положений ст. ст. 428, 430 ГПК РФ и ч. 2 ст. 12, ч. ч. 1, 2 ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве" позволяет сделать вывод о том, что подлинник исполнительного листа выдается судом только взыскателю. Дубликат утраченного исполнительного листа выдается судом, как по заявлению взыскателя, так и по заявлению судебного пристава-исполнителя.
Согласно п.2.1 Приказа ФССП России от 28.09.2015 N 455 "Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств" руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (далее - руководитель территориального органа): возлагает обязанность по восстановлению материалов исполнительных производств утраченных при регистрации и исполнении - на начальника отдела - старшего судебного пристава структурного подразделения территориального органа ФССП России, допустившего их утрату.
Пунктом 2.2 данного Приказа начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа.
По получении дубликата (копии) исполнительного документа принимает меры по возбуждению исполнительного производства в порядке ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) и его исполнению, если до утраты исполнительного документа по нему не было возбуждено исполнительное производство (п.2.3.3 Приказа).
Таким образом, взаимосвязанное толкование ст. 430 ГПК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона "Об исполнительном производстве" и Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, позволяет сделать вывод о том, что в случае утраты исполнительного документа на стадии принудительного исполнения требований исполнительного документа, т.е. уже после возбуждения исполнительного производства или до его возбуждения, но после предъявления исполнительного документа взыскателем в службу судебных приставов, выдачу судом дубликатов исполнительных документов вправе инициировать как взыскатель, так и судебный пристав-исполнитель самостоятельно.
Поскольку до обращения взыскателя в суд должностные лица Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области не обратились в суд с заявлением о выдаче дубликата утраченного исполнительного документа, то такое бездействие является незаконным, нарушающее право взыскателя на своевременное исполнение требований исполнительных документов, предъявленных в службу судебных приставов 24.08.2021 года.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ суд, установив факт утраты исполнительного документа и в связи с тем, что судебными приставами-исполнителями Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области не были предприняты меры по получению дубликата исполнительного документа в течение установленного законом срока, суд приходит к выводу об обязании административного ответчика устранить допущенное нарушение путем возложения обязанности на старшего судебного пристава (начальника) организовать восстановление материалов исполнительного производства в соответствии с положениями Приказа ФССП России от 28.09.2015 N 455 «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств».
На момент вынесения решения временно исполняющим обязанности начальника Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области является Заболотских Ю.Е.
Поскольку в судебном заседании установлено, что исполнительный документ утерян оснований для признания незаконным бездействия в части не осуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению исполнительных действий, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, а также обязания старшего судебного пристава возбудить исполнительное производство и принять незамедлительные меры, направленные на фактическое окончание исполнительного производства не имеется, поскольку данные требования являются преждевременными, однако, согласно Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств по получении дубликата (копии) исполнительного документа пристав принимает меры по возбуждению исполнительного производства в порядке ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и его исполнению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования ООО МФК «ОТП Финанс» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области, выразившееся в не вынесении и не направлении в адрес взыскателя ООО МФК «ОТП Финанс» постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Возложить обязанность на временно исполняющего обязанности начальника Канавинского РОСП УФССП России по Нижегородской области является Заболотских Ю.Е. организовать восстановление материалов исполнительного производства в соответствии с положениями Приказа ФССП России от 28.09.2015 N 455 «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств».
В удовлетворении административных исковых требований ООО МФК «ОТП Финанс» о признании бездействия незаконным, обязании совершить действия в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме через Канавинский районный суд г.Н.Новгорода.
Мотивированное решение изготовлено 17.01.2022 года
Судья /подпись/ А.В. Ткач
Копия верна. Судья А.В. Ткач
Секретарь с/з А.А. Костромитина
Подлинник решения находится в материалах дела № 2а-527/2022