Решение по делу № 2-420/2024 от 29.07.2024

Гр.дело № 2-420/2024

                                     УИД 25RS0022-01-2024-000815-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Покровка                                                                           03 сентября 2024 года

        Октябрьского округа Приморского края

Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Геркиной И.А.,

при помощнике судьи Смолоногиной Т.А.,

с участием помощника прокурора Антоновой С.С.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей провести мероприятия по защите здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Липовецская СОШ №1 Октябрьского муниципального округа» от удара молнии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Приморского края, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края, МОБУ «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», в обоснование которого указано следующее. В ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях на предмет защиты зданий и сооружений от удара молнии установлено, что в нарушение требований законодательства здание МОБУ «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», не оборудовано устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами), т.е. комплексом, состоящим из молниеприемников, токоотводов и заземлителей, что нарушает права на жизнь и здоровье не только несовершеннолетних, обучающихся и их законных представителей, но и неопределенного круга лиц, проживающих на территории Октябрьского муниципального округа, посещающих здание школы. Устранение вышеуказанных нарушений требует финансовых затрат, в связи с чем МОБУ «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», являясь некоммерческим муниципальным бюджетным учреждением, самостоятельно не в состоянии устранить. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МОБУ «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», является администрация Октябрьского муниципального округа. Просит признать бездействие администрации Октябрьского муниципального округа, выразившееся в не оборудовании устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами) незаконным; возложить на администрацию Октябрьского муниципального округа обязанность произвести финансирование мероприятий по оборудованию устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами), в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на МОБУ «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», обязанность оборудовать устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами), т.е. комплексом, состоящим из молниеприемников, токоотводов и заземлителей здание учреждения в течение 6 месяцев с момента финансирования указанных мероприятий.

              В судебном заседании помощник прокурора Антонова С.С., заявленные требования поддержала.

Представители ответчиков администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края и МОБУ «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в свое отсутствие; представитель администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края указал на признание исковых требований в полном объеме.

Изучив исковое заявление, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом, муниципальным округом или городским округом).

            На основании пункта 5 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

        В соответствии с п.2 ч.3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относитс) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

           Согласно со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов зашиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Так, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется согласно Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Согласно ст.48 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются настоящим Федеральным законом. Правила и методы исследований (испытаний и измерений) характеристик систем предотвращения пожаров определяются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В статье 50 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ перечислены способы исключения условии образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п.4 ч 1 ст. 50 вышеуказанного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.

    Системы молниезащиты являются важнейшей составляющей пожарной безопасности в образовательных организациях.

    Согласно Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ от 30.06.2003 № 280 следует, что устройства защиты от прямых ударов молнии (молниеотводы) это комплекс, состоящий из молниеприемников, токоотводов и заземлителей.

    Согласно классификации объектов, образовательные учреждения относятся к обычным объектам. В таблице 2.1 данной инструкции приведены последствия которые могут быть при ударе молнии. Это отказ электроснабжения (освещения), отказ системы пожарной сигнализации, потери средств связи и сбои компьютеров с потерей данных.

    Как следует из Инструкции, существует комплекс средств молниезащиты зданий, который включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства.

    Внешняя молниезащитная система может быть изолирована от сооружения (отдельно стоящие молниеотводы - стержневые или тросовые, а также соседние сооружения, выполняющие функции естественных молниеотводов). Имеющиеся в здании внутренние устройства молниезащиты предназначены для ограничения электромагнитных воздействий тока молнии и предотвращения искрений внутри защищаемого объекта. Внешняя молниезащитная система состоит из молниеприемников, токоотводов и заземлителей.

    В соответствии с инструкцией п. 3.2.1. молниеприемниками могут быть конструктивные элементы защищаемого объекта и они называются естественными молниеприемниками. Это металлическая кровля, металлические конструкции крыши, трубы, резервуары, металлические водосточные трубы и др.

    Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280.

    Приказом Минстроя России от 19 мая 2022 года № 389/пр взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», который согласно преамбуле Приказа разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с учетом требований Федеральных законов от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).

Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. В системе молниезащиты зданий рекомендуется использовать естественные элементы молниезащиты: молниеприемники (металлические кровли, фермы зданий); токоотводы (металлические каркасы зданий, металлические конструкции фасадов); заземлители (арматура железобетонных фундаментов).

Требования к устройствам молниезащиты приведены в инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 280.

Общероссийским строительным каталогом (СК-1) настоящей Инструкции присвоен номер СО 153-34.21.122-2003.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО 153- 34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280.

Согласно абзацу 1 раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280, инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.

Таким образом, инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280, является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе Учреждением.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона здание МОБУ «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа» не оборудовано устройством защиты от прямых ударов молнии (молиеотводами), т.е. комплексом, состоящим из молниеприемников, токоотводов и заземлителей.

В целях предотвращения пожаров, травм людей, а также повреждения электрического и электронного оборудования в общеобразовательном учреждении, необходимо исключить условия возникновения пожаров путем установки средств молниезащиты.

         Неисполнение требований противопожарного законодательства отрицательно сказывается на безопасных условиях обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - несовершеннолетних детей, работников учреждения и иных лиц, пребывающих в образовательной организации, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья.

        Учредителем МОБУ«Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», является Октябрьский муниципальный округ Приморского края.

По изложенному, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    удовлетворить иск прокурора Октябрьского района Приморского края (ИНН 2536042415) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края (ИНН 2522004378), Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», (ИНН 2522020482) о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей провести мероприятия по защите здания Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», от удара молнии.

Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального округа, выразившееся в не оборудовании здания Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами) незаконным.

Возложить на администрацию Октябрьского муниципального округа обязанность произвести финансирование мероприятий по оборудованию здания Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами), в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Липовецкая СОШ №1 Октябрьского муниципального округа», обязанность оборудовать устройством защиты от прямых ударов молнии (молниеотводами), т.е. комплексом, состоящим из молниеприемников, токоотводов и заземлителей здание учреждения в течение 6 месяцев с момента финансирования указанных мероприятий.

          Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2024

Судья                                                                                      И.А.Геркина

2-420/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района Приморского края
Ответчики
Администрация Октябрьского муниципального округа Приморского края
МОБУ "Липовецкая СОШ № 1" Октябрьского муниципального округа Приморского края
Суд
Октябрьский районный суд Приморского края
Судья
Геркина Инна Александровна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.prm.sudrf.ru
29.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2024Передача материалов судье
02.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2024Судебное заседание
09.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее