Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Спасск-Рязанский 16 июля 2015г.
Спасский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего – судьи Панкина Д.Н.,
при секретаре – Бусловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Спасского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Спасского района Рязанской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании – Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования – Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района имеется <данные изъяты> водоемов (водоисточников), предназначенных для целей пожаротушения, расположенных в <данные изъяты>
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст.21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
На основании ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного закона.
В соответствии со ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы.
В силу ст.68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары. В поселениях с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР).
В соответствии с пунктом 80 ППР органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009г. №178 утвержден «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (СП 8.13130.2009)» (далее - Свод правил), в соответствии с примечанием 1 к пункту 4.1 которого предусмотрено, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы): населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение; зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с; 1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.
В соответствии с п.55 ППР и п.8.6 Свода правил у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Необходимость обустройства подъезда пожарных автомобилей к пожарным водоемам для забора воды на цели наружного пожаротушения предусмотрена п. 9.4 Свода правил, согласно которому водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Примечание 2 к пункту 9.9 Свода правил гласит, что к пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований законодательства пожарные водоемы, расположенные на территории Киструсского сельского поселения, не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, не установлены указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до их места нахождения. Данные нарушения при возникновении пожара не позволят оперативно отыскать источник водоснабжения, предназначенный для тушения пожара, не позволят беспрепятственно произвести забор воды из источника водоснабжения.
В соответствии со ст.34 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п.9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст.10 Федерального закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанности по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии. Поэтому поддержание на территории поселения средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью администрации муниципального образования – Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района.
Выявленные прокуратурой района нарушения противоречат требованиям норм противопожарной безопасности и создают условия воспрепятствования подразделениям пожарной охраны в случаях возникновения пожара организовать забор воды для нужд пожаротушения, спланировать надлежащую и своевременную атаку, направленную на прекращение пожара.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору представлено право обращения в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокуратура района вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, так как указанные нарушения могут повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории Киструсского сельского поселения, так и временно находящихся на территории поселения.
В связи с вышеизложенным, прокурор Спасского района Рязанской области просит обязать администрацию муниципального образования – Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, - установить возле пожарных водоемов, расположенных в <данные изъяты>, указатели источника противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Обязать администрацию муниципального образования – Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пожарные водоемы, расположенные в <данные изъяты>, подъездом с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В судебном заседании старший помощник прокурора Спасского района Рязанской области Щетников А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.
Ответчик администрация МО – Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области был надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства, но в судебное заседание представитель ответчика не прибыл, при этом <данные изъяты> МО – Киструсское сельское поселение ФИО3 обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, а также указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, и считает требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Спасского района Рязанской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования – Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить возле пожарных водоемов, расположенных в <данные изъяты>, указатели источника противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Обязать администрацию муниципального образования – Киструсское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пожарные водоемы, расположенные в <данные изъяты>, подъездом с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд в течение месяца.
Судья Д.Н.Панкин