№ 33-8610/2024
Судья: Рожнова Ольга Евгеньевна 50RS0031-01-2020-003597-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 марта 2024 г. г. Красногорск, Московская область
Московский областной суд в составе судьи Баринова С.Н.
при секретаре Стельмак М.М.
рассмотрев частную жалобу ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ», территориальный отдел «Кубинский» филиала «Московский» на определение Одинцовского городского суда Московской области от 15 марта 2023 г. об изменении порядка и способа исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-3686/2020 по иску Военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона ФГКУ ЦТУИО МО РФ к ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление МО РФФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ», территориальный отдел «Кубинский» филиала «Московский» о возложении обязанности выполнить работы по содержанию общежития,
УСТАНОВИЛ:
решением Одинцовского городского суда Московской области от 2 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 сентября 2020 г., исковые требования удовлетворены. На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020г. выполнить работы по содержанию общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России по адресу: <данные изъяты>, а именно:
установить на фасаде жилого дома указатели наименования улицы, номера дома, у входа в подъезды таблички с номерами подъездов и квартир (комнат);
восстановить исправное состояние входных групп в здание, кирпичной кладки, облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоя фасада;
восстановить исправное состояние штукатурного и плиточного слоя цоколя здания;
обеспечить исправное состояние фундамента и стен подвала, инженерного оборудования и освещения подвала;
произвести ремонт отмостки и тротуара здания общежития;
заменить неисправные светильники, оборудовать светильники колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников;
произвести покраску отопительных приборов и трубопроводов в местах общего пользования, обеспечить их надлежащее содержание;
произвести покраску перил на лестницах, обеспечить исправное состояние поручней;
оштукатурить и покрасить все стены в местах общего пользования;
восстановить напольное плиточное покрытие на лестничных площадках;
произвести замену треснутых и разбитых стекол окон и дверей в местах общего пользования.
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в лице ЖСК № 1 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ВКС 6 декабря 2023 г. обратилось в суд с заявлением, в котором в качестве обоснования изменения порядка и способа исполнения решения суда указывается, что на основании поданного ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заявления о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области 11 ноября 2020 г. Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» вынесло решение об исключении сведения об осуществлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предпринимательской деятельности по управлению спорным многоквартирным домом, 31 марта 2021 г. специализированный жилищный фонд передан по акту приема-передачи в управление Федеральному государственному автономному учреждению Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ», территориальный отдел «Кубинский» филиала «Московский».
Определением Одинцовского городского суда Московской области от 15 марта 2023 г. заявление удовлетворено - изменен способ и порядок исполнения решения Одинцовского городского суда от 2 июня 2020 г., с возложением обязанности по исполнению решения суда на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса Министерства обороны РФ» Территориальный отдел «Кубинский» филиала «Московский» (ИНН 5047041033), заменив должника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ.
Не согласившись с вышеназванным определением суда, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ», территориальный отдел «Кубинский» филиала «Московский» подана частная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене определения Одинцовского городского суда Московской области от 15 марта 2023 г., в обоснование частной жалобы указывая на то, что оснований для изменения порядка и способа исполнения решения суда не имелось, поскольку не представлено доказательств невозможности исполнения решения.
Частная жалоба в соответствии с положениями ч. 3 и ч. 4 ст. 333 ГПК РФ рассмотрена судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы в ее пределах соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судья апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого определения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении заявления, ввиду следующего.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В пункте 20 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 18 октября 2023 г., разъяснено, что по смыслу ст. 203 ГПК РФ изменение способа и порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в судебном акте. Изменение способа и порядка исполнения решения предусматривает замену одного вида исполнения другим без изменения существа принятого решения.
Целью института изменения способа и порядка исполнения решения является обеспечение исполнимости решения суда.
При решении вопроса об изменении способа и порядка исполнения решения суда необходимо учитывать принципы соразмерности и пропорциональности для того, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника. Предлагаемый способ исполнения решения суда должен отвечать требованиям справедливости, быть адекватным и не затрагивать существо прав участников исполнительного производства.
Таким образом, изменение способа и порядка исполнения не может изменять содержание постановленного решения и выходить за пределы разрешенных судом исковых требований, а новое исполнение должно быть соразмерно тому, которое взыскатель должен был получить при первоначальном способе исполнения.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что согласно акту приема-передачи общежития от 31 марта 2021 г. <данные изъяты> ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России прекратило свои полномочия по управлению и содержанию общего имущества общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России, расположенного по адресу: <данные изъяты>, следовательно не имеет возможности осуществлять выполнение работ по содержанию вышеуказанного общежития в соответствии с решением указанным выше Одинцовского городского суда <данные изъяты>.
С данным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку заявителем не представлено каких-либо доказательств невозможности исполнения решения Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, которое должно было быть исполнено до еще <данные изъяты>, при этом сам по себе акт приема-передачи общежития от 31 марта 2021 г. в силу ст. 13 ГПК РФ, закрепляющей принцип обязательности судебных постановлений, не может рассматриваться основанием для освобождения от исполнения обязательств на должника, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением и возложением таких обязательств на лицо, не привлеченное к участию в деле.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.
Соответственно и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций, не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 г.).
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", рассмотрение судом вопроса о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства осуществляется применительно к правилам, установленным ст. 440 ГПК РФ, в соответствии со ст. 358 КАС РФ, статьей 324 АПК РФ в судебном заседании с извещением судебного пристава-исполнителя, сторон исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника.
Фактически, возложив обязанность по исполнению решения суда на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса Министерства обороны РФ» Территориальный отдел «Кубинский» филиала «Московский» (ИНН 5047041033), заменив должника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (ИНН 7729314745), суд первой инстанции допустил правопреемство на стадии исполнения решения без учета подлежащих применению норм процессуального права и соответствующего заявления стороны исполнительного производства.
В то же время оснований для удовлетворения заявления должника об изменении способа и порядка исполнения решения Одинцовского городского суда Московской области от 2 июня 2020 г., как указывалось выше не имелось, в связи с чем определение Одинцовского городского суда Московской области от 15 марта 2023 г. подлежит отмене с разрешением вопроса по существу – отказом в удовлетворении заявления ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в лице ЖСК № 1 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ВКС об изменении способа и порядка исполнения вышеназванного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 329, 330, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
частную жалобу ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ», территориальный отдел «Кубинский» филиала «Московский» удовлетворить.
Определение Одинцовского городского суда Московской области от от 15 марта 2023 г. отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления ППК «Фонд развития территорий» ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в лице ЖСК № 1 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ВКС об изменении способа и порядка исполнения решения Одинцовского городского суда Московской области от 2 июня 2020 г. по гражданскому делу № 2-3686/2020 отказать.
Судья